Обособление обстоятельств. Обособление дополнений

Задание 9. Спишите и выразительно прочитайте предложения. Подчеркните все обособленные обстоятельства и определите, чем они выражены. Укажите признаки (смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные) обособленных членов предложения.

1. Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана, утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя. 2. Туманы, клубясь и извиваясь, сползали по морщинам соседних скал. 3. Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. Порой она скользила меж камней, смеясь неловкости своей. 4. Измучив доброго коня, на брачный пир к закату дня спешил жених нетерпеливый. 5. Вдруг она побежала мимо меня, напевая что-то другое, и, прищёлкивая пальцами, вбежала к старухе (М. Лермонтов).

 

Задание 10. Придумайте и запишите предложения, используя следующие сочетания слов в качестве обособленных дополнений.

Кроме меня. Помимо этих упражнений. Вместо запланированной поездки за границу. Кроме стихов. Исключая сладкие и мучные блюда. Включая односоставные и неполные предложения. За исключением пяти учащихся. Наряду с этими проблемами. В отличие от жителей деревень. По сравнению со вчерашним днем.

 

Задание 11. Спишите предложения. Найдите в данных предложениях обособленные дополнения.

1. Общий сбор полка был назначен в десять часов, но ни одному ротному командиру, за исключением Стельковского, не пришла в голову мысль дать людям выспаться и отдохнуть перед смотром. 2. Однако Петин рассказ, против всяких ожиданий, произвёл на Гаврика громадное впечатление. 3. Лекарь второпях, вместо двенадцати капель, налил целых сорок. 4. Никто, исключая камердинера, не видел его ненапудренным. 5. Большинство солдат, кроме дежурных, спало, как ранее приказал Акимов. 6. Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда, но, сверх Григорьева ожидания, орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных. 7. Площадь всех природных льдов на нашей планете, включая область расположения айсбергов и разреженных льдин, составляет в среднем сто миллионов квадратных километров. 8. Приблизившись к перекрёстку, я, помимо воли, свернул на знакомую улицу и, только пройдя метров пятнадцать, спохватился и пошёл обратно. 9. Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал, но ничего не видел, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором.

 

Семинарское занятие

Тема 1.9. Основы русской пунктуации

Вопросы для рассмотрения:

1. Обособление вводных слов и предложений.

2. Сложносочиненное предложение.

3. Сложноподчиненное предложение.

4. Бессоюзное сложное предложение.

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»;   учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. На какой основе строится современная русская пунктуация?

2. В каких случаях на первый план выступает смысловая основа пунктуации, а в каких – структурно-грамматическая?

3. Какие правила сформулированы на грамматико-смысловой основе?

4. В каких изданиях наиболее полно отражены основы и правила русской пунктуации?

Литература

1. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособ. /

Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 539 с.

2. Каменская О. Г. Русский язык и культура речи: учеб. пособ. для студентов / О. Г. Каменская, Р. А. Кан, Е. Т. Стрекалова, М. Н. Запорожец. – Тольятти: Изд-во Тольяттинского государственного университета, 2005. – 99 с.

3. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособ. для вузов, рек. МО РФ / Н. С. Валгина. – М.: Логос, 2003. – 302 с.

4. Граудина Л. К. Культура речи: учебник / отв. ред. Л. К. Граудина,

Е. В. Ширяев; Российская академия наук, Институт русского языка

им. В. В. Виноградова. – М.: Норма, 2009. – 560 с.

5. Федосюк М. Ю. и др. Русский язык для студентов-нефилологов: учеб. пособ. / М. Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова,

Н.А. Николина. – 3-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.

 

                              Практические задания

 ОБОСОБЛЕНИЕ ВВОДНЫХ СЛОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Задание 1. Расставьте знаки препинания.

1. Атом основополагающая с точки зрения химика структурная единица вещества. 2. Однако в большинстве случаев для реальных систем уравнения состояния неизвестны поэтому для термодинамического описания системы используют функции состояния. 3. Большинство реакций это в особой мере относится к реакциям неорганических веществ являются обратимыми. 4. Поскольку повышение давления приводит к уменьшению объёма газа а следовательно и к возрастанию концентрации, то следствием этого должно быть очевидно повышение скорости реакции. 5. Этот фактор обеспечивает большую степень перекрывания электронных облаков и следовательно большую прочность связи. 6. Конечно волновые свойства микрочастиц обнаружить практически невозможно. 7. Химическая связь возникает благодаря тому, что неподелённая электронная пара атома азота занимает вакантную орбиталь иона водорода, и таким образом появляется необходимая общая электронная пара. 8. Во-первых каждый атом может образовывать химическую связь только с определённым числом других атомов водород образует только одну связь; во-вторых для образования химической связи необходима пара электронов. 9. Неспаренные электроны могут существовать в атоме; например у атома водорода есть один неспаренный электрон. 10. С одной стороны человеческое общество использует растения как лекарственное сырьё для профилактики и лечения различных заболеваний ограждая себя таким образом от многих недугов, с другой оно в той или иной степени вторгается в исторически сложившееся равновесие между компонентами окружающей среды.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: