Тема 3.1. Однозначность и многозначность как свойства слова. Синонимия

Вопросы для рассмотрения:

1. Полисемия и моносемия.

2. Синонимические средства языка.

3. Типы синонимов.

 

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»;   учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте полисемию и моносемию как свойства слова. Приведите примеры.

2. Развитие полисемии – процесс, растянутый во времени. Расскажите об этом подробнее.

3. Между значениями многозначного слова сохраняются определенные смысловые связи. Приведите примеры.

4. Что представляет собой синонимия?

5. Раскройте понятия синонимический ряд, доминанта. Приведите примеры.

6. Перечислите типы синонимов, охарактеризуйте их, приведите примеры.

Литература

1. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи /

Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. – М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. – 384 с.

2. Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно: пособ. по русскому языку: учеб. пособ. для вузов, рек. МО РФ / Л. А. Вербицкая. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Высшая школа, 2001. – 238 с.

3. Голуб И. Б. Русский язык и практическая стилистика: справочник /

И. Б. Голуб. – М.: Юрайт, 2012.

4. Плещенко Т. П. Основы стилистики и культуры речи: учеб. пособ. для студентов вузов / Т. П. Плещенко / Под общ. ред. П. П. Шубы. – М.: ТетраСистемс, 1999. – 239 с.

 

Практические задания

Задание 1. Определите и сформулируйте прямое и переносные значения многозначных существительных в приведенных контекстах:

1. Фотография – хобби моей сестры. Фотография сильно измялась в бумажнике. Фотография с 13.00 закрывается на обед.

2. Управление в прошлом месяце переехало в новый корпус. Вряд ли возможно управление этими процессами. Местное управление имеет слабую законодательную базу. Был составлен акт экспертизы рычагов управления автомобилем.

3. В зарослях кустарника мелькнула лиса. У мамы новое пальто с лисой. Он – такая лиса!

4. У меня в руках вторая редакция этой повести. Редакция находилась поблизости. Именинника поздравила вся редакция.

 

Задание 2. Определите значение многозначного глагола «дать» в приведенных контекстах:

1. Отец дал ребятам денег на конфеты. 2. Ему нельзя дать больше сорока лет. 3. Ни дать ни взять – весь в деда! 4. За это старье больше рубля никак не дать. 5. Ему дали по суду три с половиной года. 6. Полицейский дал ему дубинкой по спине. 7. Президент дал обед в честь иностранной делегации. 8. Переговоры с партнерами ничего не дали. 9. Наконец-то дали горячую воду!

 

Задание 3. Определите значение многозначных прилагательных «темный» и «горький» в приведенных контекстах:

1. В деревянный мезонин вела темная и скрипучая лестница. 2. Темные очки ее были в модной узкой оправе. 3. Наконец, пошли слухи о каких-то темных делах нового соседа. 4. В книге этой было немало темных мест, которые вызывали самые противоречивые трактовки. 5. В старом флоте кочегары были самыми темными людьми. 6. Доктор, помнится, прописал ему какие-то немудрящие лекарства, одно из которых было очень горьким. 7. Односельчане еще помнят о его горькой судьбе. 8. Теперь я горький сирота! 9. Из раскрытого окна на улицу доносился горький плач. 10. Результаты военной кампании вызвали в нашем обществе горькое разочарование.

 

Задание 4. Объясните разницу в синонимах:

помощник – пособник, брести – ковылять, сей – этот, верить – веровать, дар – подарок, большой – огромный, разбираться – понимать – смыслить – кумекать – соображать, аэроплан – самолёт – лайнер, картофель – картошка, волчиха – волчица, сдохнуть – помереть – умереть – скончаться – погибнуть, самогон – самогонка, болезнь – заболевание, вкушать сон – спать – дрыхнуть – задавать храповицкого, кто-то – кое-кто, рассказывать – повествовать, молодость – юность, особа – персона – лицо – фигура – субъект – тип, сердитый – злой, очень – чрезвычайно, руль – баранка, выговор – внушение – нагоняй – разнос – головомойка, старый – старинный – древний, врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель – врачеватель – знахарь, строить – возводить, приятель – друг, сельдь – селёдка, радоваться – ликовать, взгляд – взор, утомиться – устать – умаяться, зерцало – зеркало, мокрый – влажный, совершенно – абсолютно – полностью – целиком – вполне – всецело, девушка – девица, быстро – стремительно, повар – кок, голубой – лазурный, священник – поп – служитель культа – батюшка, супруга – половина – хозяйка – баба – жена – благоверная – жёнка –_супружница – моя, кричать – вопить, высокий – рослый, неудачник – горемыка, жрать – есть – кушать – вкушать, весёлый – радостный, деловой человек – делец – деляга – бизнесмен, белокурый – белобрысый, разведчик – шпион, волокита – ловелас – ухажёр – донжуан – бабник – ходок, грезиться – казаться – чудиться, кухня – камбуз, красный – багровый, где-нибудь – где-либо, корм – еда – пища – яства – харчи – пропитание, смотреть – уставиться – впериться, предсказание – пророчество, добиваться – домогаться, вспылить – вскипеть – вспыхнуть – взорваться.

 

Задание 5. Определите типы синонимов:

Стихи, по расчету молодого человека, должны были произвести сильнейшее впечатление на одну гражданку... Пишу гражданка потому, что в то легендарное время дореволюционные слова вроде барышня или мадемуазель были упразднены, и слово девушка как обращение к девушке, впоследствии введенное в повседневный обиход Маяковским, еще тогда не вошло в моду и оставалось чисто литературным. Сказать же молодая особа было слишком в духе Диккенса, старомодно, а потому смешно и даже непристойно. Красавица – еще более смешно. Дама – оскорбительно. Оставалось гражданка – что вполне соответствовало духу времени, так как напоминало «Боги жаждут» Анатоля Франса, книгу, которая с «Девяносто третьим годом» Гюго – за неимением советских революционных романов – была нашей настольной книгой, откуда мы черпали всю революционную романтику, эстетику и терминологию. Теперь я бы просто сказал девушка, тогда же можно было сказать только гражданка, в крайнем  случае   молодая гражданка – не иначе! В. Катаев. «Трава забвения».

 

Задание 6. Постройте синонимический ряд и выделите доминанты по образцу:

худой – худощавый, исхудалый, тщедушный, щуплый, тощий, костлявый, сухопарый, сухой, иссохший, поджарый, изможденный, высохший;

начальник, невежа, регион, предвзято, смотреть, непристойность.

Семинарское занятие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: