Тема 1.8. Основы русской пунктуации

Вопросы для рассмотрения:

1. Общая характеристика системы норм пунктуации.

2. Тире между подлежащим и сказуемым.

3. Однородные члены предложения.

4. Обособление определений.

5. Обособление приложений.

6. Обособление обстоятельств и дополнений.    

 

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»;   учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

 

Контрольные вопросы:

1. Что изучает пунктуация?

2. Какова роль пунктуационных правил?

3. Раскройте содержание следующего тезиса: «Современная русская пунк-

туация строится на смысловой и структурно–грамматической основах, которые взаимосвязаны и обусловливают друг друга, поэтому можно говорить о единой семантико – грамматической основе русской пунктуации».

4. В каких случаях на первый план выступает смысловая основа пунктуации?

5. Как Вы понимаете следующее утверждение: «Пунктуация в письменной речи, интонация в устной служат одним и тем же целям»?

Литература

1. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособ. /

Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 539 с.

2. Каменская О. Г. Русский язык и культура речи: учеб. пособ. для студентов / О. Г. Каменская, Р. А. Кан, Е. Т. Стрекалова, М. Н. Запорожец. – Тольятти: Изд-во Тольяттинского государственного университета, 2005. – 99 с.

3. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособ. для вузов, рек. МО РФ / Н. С. Валгина. – М.: Логос, 2003. – 302 с.

4. Граудина Л. К. Культура речи: учебник / отв. ред. Л. К. Граудина,

Е. В. Ширяев; Российская академия наук, Институт русского языка

им. В. В. Виноградова. – М.: Норма, 2009. – 560 с.

5. Федосюк М. Ю. и др. Русский язык для студентов-нефилологов: учеб. пособ. / М. Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова,

Н.А. Николина. – 3-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.

                               Практические задания

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Задание 1. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Основная задача биологии изучение всех явлений, закономерностей и особенностей, отличающих живую природу от неживой. 2. Раздражимость это способность живых существ реагировать на изменение внешней и  внутренней среды. 3. Обмен веществ как главное свойство живых  организмов. 4. Растения, у которых развитие женских и мужских цветков происходит на отдельных особях, называют двудольными, а на одной особи однодольными. 5. Обмен веществ и энергии главное свойство живой материи. 6. Работа не только средство для экономического благосостояния или общественного положения, но и биологическая необходимость. 7. Заряд ядра атома, по мнению учёных, доминанта, определяющая строение атома. 8. Природа химической связи один из основных факторов, определяющих химические свойства веществ. 9. Константа скорости реакции вот важная характеристика химического процесса.

 

Задание 2. Перестройте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым можно было бы поставить тире.

В историю русской литературы А. С. Пушкин вошёл как крупнейший  представитель реализма, как создатель литературного языка. Новый этап творческого пути Пушкина отразился в поэме «Руслан и Людмила». Лирическая поэзия Пушкина была зеркалом его личности и в то же время отражала настроение его поколения. Возвращение Грибоедова в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом друзей. Народность в писателе есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками. Главной целью Пушкина становится воспроизведение в «Евгении Онегине» широкой картины русской жизни, образов русских людей современной ему действительности.

Задание 3. Выразительно прочитайте предложения. Укажите, какие тире обязательны в примерах, а какиефакультативны. Аргументируйте свою точку зрения.

1. Любить иных – тяжёлый крест (Б. Пастернак). 2. Ты – это ключ к загадкам бытия. Ты сам – загадка и её разгадка (В. Сидоров). 3. А творчество – второе имя жизни (В. Сидоров). 4. Любовь и мудрость – вот закон Вселенной, через любовь – спасенье человека. Чрез мудрость – возвышение его (В. Сидоров). 5. Мир велик, а родина – одна! (Э. Асадов). 6. Твоя пустыня – как вулкан потухший, как буря, задремавшая в песке (Д. Ковалев). 7. Ты – созидатель всяческих преград, я – разрушитель всяческих препятствий (В. Сидоров). 8. Всё это для поэта – путы. Его пророческий рожок – стихи. Они – его оружье (А. Марков). 9. Топ да топ от кустика до кустика – неплохая в жизни полоса (Н. Рубцов). 10. Древко копья из кедра, оно – как сталь (И. Бунин).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: