Министерство высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ
«Методы изучения и учета позвоночных животных в полевых условиях»
Выполнила:
Студент группы 02-901
Салимова Алия Айратовна
Проверила:
Фролова Л.А.
Казань
2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ИЗУЧЕНИЕ ЗЕМНОВОДНЫХ И ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ.. 5
ИЗУЧЕНИЕ ПТИЦ.. 5
ИЗУЧЕНИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИХ.. 7
МЕТОДЫ УЧЕТА ЧИСЛЕННОСТИ ПОПУЛЯЦИЙ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ.. 8
МЕТОДЫ УЧЕТА ЧИСЛЕННОСТИ ЗЕМНОВОДНЫХ И ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ.. 9
МЕТОДЫ УЧЕТА ЧИСЛЕННОСТИ ПТИЦ.. 10
МЕТОДЫ УЧЕТА ЧИСЛЕННОСТИ МЛЕКОПИТАЮЩИХ.. 11
ВЫВОД.. 14
ЛИТЕРАТУРА.. 15
ВВЕДЕНИЕ
Для регулировки и слежением за численностью позвоночных животных людям нужны способы исследования, изучения и учета численности животных. Основным и, на первый взгляд, самым простым из всех способов изучения животных является - наблюдение за животными в природных условиях. Однако даже для этого метода необходимо иметь определенные знания, например, внешний вид, голос, повадки животных, позволяющих определить их видовую принадлежность.
Цель: описать методы изучения и учета позвоночных животных в полевых условиях.
Задачи:
1) Закрепить знания, полученные при написании работы.
2) Познакомиться с методами изучения и учета позвоночных животных.
ИЗУЧЕНИЕ РЫБ
Для изучения видового состава, морфологических особенностей, возрастной и половой структуры популяции рыб, проводится их отлов в водоемах. Пойманные рыбы определяются и измеряются: длина тела с хвостом и без хвоста, высота тела на уровне переднего края грудных плавников, берется некоторое количество чешуек со спинной части тела над боковой линией и жесткий луч плавника для последующего определения возраста рыб. Полученные данные заносят в специальные дневники (сейчас могут быть базы данных), рядом с данными приклеиваются контрольные чешуйки. Иногда также осматриваются рыбы, которые были пойманы рыбаками, а также погибшие по различным причинам. Фиксированных рыб хранят в стеклянных банках в растворе формалина. Далее проводят вскрытия рыб для определения их пола и степени зрелости половых продуктов. Составляется итоговая таблица, при помощи бинокулярного микроскопа по чешуям и лучам определяется возраст. Для массовых же видов выясняется возрастная и половая структура данной популяции рыб. Рыбы зарисовываются, отмечаются их ключевые определительные признаки.
Существует универсальная шкала зрелости половых продуктовых рыб, она представляет собой 6-ти этапную шкалу созревания половых продуктов рыб:
I стадия-ювенальная - неполовозрелые особи, половые железы развиты очень слабо,имеют вид тонких прозрачных тяжей, пол невооруженным глазом определить невозможно.
II стадия - cозревающие особи или особи с развивающимися половыми продуктами после нереста.Половые железы еще малы. Икринки настолко малы, что неразличимы, однако уже можно отличить пол. Вдоль яичников проходит довольно толстый кровеносный сосуд. Молоки прозрачны.
III стадия - половые железы сравнительно хорошо развиты. Яичники занимают от 1/3 до ½ объема брюшной полости и заполнены мелкими непрозрачными икринками разных оттенков. Икринки с трудом отделяются от внутренних перегородок.Семенники плотные и упругие, поверхность их розовая. При разрезе их края не оплывают,а остаются заостренными.
IV стадия - стадия зрелости. Икра и сперма почти уже достигли полного развития. Икринки довольно крупные и легко отделяются дргу от друга. Цвет яичников у рыб неодинаков. Молоко молочно-белого цвета, при надавливании легко вытекают.
V стадия - текучие особи. Икра и сперма настолько созрели, что при легком надавливании свободно вытекают из генитального отверстия.
VI стадия- стадия выбоя.Отнерестившиеся особи. Половые железы у них небольго размера,дряблые,воспалены и переполнены кровью. Оставшиеся в железах икринки рассасываются.
ИЗУЧЕНИЕ ЗЕМНОВОДНЫХ И ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ
При изучении следует руководствоваться такой схемой – учитывать биотоп, место и время встречи, поведение животного, его размеры, окраску и голос. Изучение пресмыкающихся и земноводных начинается, прежде всего, с инвентаризации видового состава. На данном этапе решаются две задачи: 1) установление видового состава земноводных и пресмыкающихся исследуемой территории; 2) выяснение биотопического распределения и относительной численности отдельных видов.
ИЗУЧЕНИЕ ПТИЦ
Главное значение при изучении птиц имеет личный опыт исследователя и знания внешнего облика, биологических особенностей тех или иных видов птиц. Личный опыт и знания складываются из кропотливых наблюдений, дающих знания об их внешности, места обитания, голоса, поведения, места и способа гнездования, добычи корма.
Птиц можно определять по таким признакам:
1) Биотоп: в период гнездования можно определить группу возможных видов птиц. Например: птицы, обитающие в лесах, лугах, обрывах и т.д.
2) Внешний облик и размеры птиц: определяются размер и форма клюва, величина самих птиц, какие-либо отличительные особенности птицы (например, хохолок на голове), длина ног, размер крыльев.
3) Окраска птиц: различают общий тон окраски птицы (бурый, серый), также смотрят на определенные части тела и выделяют отличительные особенности окраски (окраска головы, темени и т.д.)
4) Повадки птиц: как и любое другое живое существо, птицы имею свои повадки и характеры. Их разделяют по типу полета, передвижению по земле, ветвям, по движению тела и хвоста. Так, например, полет птиц может быть парящим (хищники), медленный, прямой, с редкими взмахами (ворона), прямой и быстрый (скворец) и волнообразный (дятлы). Также различают по форме стаи, степень подвижности птиц.
5) Один из важнейших способов определения птиц является их голос.
6) Гнезда птиц. Находят гнездо птицы во время его постройки или выкармливания птенцов. Тщательно изучают гнездо (его размеры, состав и т.д.). Каждому виду птиц присущ свой отдельный вид гнезда.
Таким образом, наблюдая птиц в природе, надо обращать внимание на их облик и размеры, местообитание и поведение, окраску и голос, стараться выделить наиболее заметные и признаки птиц и, сопоставляя их, узнавать видовую принадлежность той или иной птице.
ИЗУЧЕНИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИХ
Изучение млекопитающих не сильно отличается от изучения птиц, единственное, что можно добавить это изучение нор, следов, остатков пищи. Так, у найденных следов, при помощи линейки, измеряется величина следа (его длина и ширина), включая когти. Большинство нор и гнезд млекопитающих имеют ярко выраженный для того, или иного вида млекопитающих характер (основа, вид, размеры). По наличию таких нор и гнезд можно смело судить о наличии вида млекопитающих на данной территории.
Млекопитающих можно условно разделить по характеру избираемых ими убежищ на логовников, норников, гнездовиков и землероев.
1) Логовники (волк, заяц) не имеют постоянного жилища и довольствуются естественными убежищами. У каждого найденного логова измеряют его длину, наибольшую ширину и глубину. Отмечают биотоп, точное описание месторасположения логова (например, с какой стороны и на каком расстоянии от дерева или куста, размер, число и направление входных отверстий, характер строительного материала, высота, ориентация логова).
2) Землерои (кроты) почти не показываются на поверхности, о их наличии судят по кучкам земли, которые они выбрасывают наружу. Зарисовывается расположение выбросов, их размеры, условия обитания - характер почвы, растительность, обилие почвенной фауны беспозвоночных и т.д.
3) Норники (суслики, хомяки) большую часть жизни проводят в вырытых ими норах. У таких животных норы служат также и “Складом” для еды. Одним из основных методов изучения является метод раскопки нор, при котором составляется план норы или колониального поселения, а также стремятся добыть обитателя норы.
4) Гнездовики (белки) устраивают свои гнезда на деревьях или кустарниках. Описывая такие гнезда, нужно измерить их диаметр, толщину стенок, определить размер и направление входных отверстий, характер строительного материала, высоту и способ прикрепления гнезда.






