II. Инновационная деятельность библиотеки на пути к модели медиатеки будущего (из опыта работы школьных библиотек ГОУ ЗАО)

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК.

Шашкова А. В., руководитель Лаборатории учебно-методического обеспечения образовательного процесса;

Шпилевая Н. М., методист Лаборатории учебно-методического обеспечения образовательного процесса

В настоящее время в работу школьной библиотеки надо более широко внедрять новые информационные технологии. Своевременная и полная информация сегодня имеет огромное значение для успешности в любой сфере деятельности. Современная школа должна идти в ногу со временем и обучать учащихся правильно использовать новейшие достижения в процессе воспитания и обучения.

Компьютерная техника давно уже нашла применение в школах в преподавании самых различных предметов, превратившись из объекта изучения в полноценный инструмент учебной деятельности. Особенно широко востребованными в образовательных целях оказываются мультимедийные возможности компьютеров, позволяющие использовать их в качестве универсальных учебных средств, пришедших на смену традиционным техническим средствам обучения. В свет выходит огромное количество самых разных учебных программ, практически по всем предметам, изучаемым в общеобразовательной школе, ориентированных как на самообразование, так и на поддержку учебного процесса в классах, предназначенных для разных возрастных групп учащихся. Школьные библиотекари всё чаще используют возможности мультимедийной техники для продвижения книги и повышения интереса к чтению. Но процесс информатизации образования порождает и ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться как преподавателям, так и библиотекарям, желающим не отставать от времени и как можно более эффективно использовать в своей практике новые информационные технологии.

В образовательных учреждениях имеется ряд проблем, на которые нам хотелось бы обратить внимание. Оснащение учебных заведений компьютерной техникой крайне неравномерно. Одни учебные заведения, благодаря стараниям администрации, укомплектованы самым современным оборудованием, другие вынуждены довольствоваться одним – двумя давно устаревшими компьютерами. Но даже имеющееся оборудование зачастую используется нерационально, простаивает бoльшую часть времени потому, что учителя и библиотекари плохо представляет себе, как именно организовать его эксплуатацию в учебном процессе. Такая ситуация в образовательных учреждениях сложилась благодаря следующим факторам:

· психологическим (нежелание осваивать новые методы работы);

· методическим (отсутствие методических рекомендаций; апробированности данной программы на практике; недостаточной обученности в освоении техники);

· организационным (необходимость согласования расписания занятий в компьютерном классе, проведения совместных уроков библиотекарем и учителями и т. д.).

Что же собой представляет медиатека? В узком смысле этот термин означает «специальное собрание компьютерных программ, средств мультимедиа учебного, общеобразовательного, энциклопедического характера». В широком смысле медиатека – это не просто хранилище, более или менее систематизированный склад учебных мультимедиа-программ. Термин «медиатека» является латинизмом, проникшим в разные языки практически в первоначальной транскрипции. Иногда его произносят на английский лад – «малтимедиа». «Медиа» – среда, «тека» – хранение. Дословно означает – хранение среды. Однако более корректно определять: единое пространство информации. Школьная медиатека – это библио-, аудио-, видеотека + электронные носители, программы, выход в виртуальный мир.

Подобно солидной библиотеке, она представляет собой научно-методическое учреждение. В ее штат входят квалифицированные сотрудники, которые в состоянии провести технологическую, методическую, эргономическую и т. п. экспертизу поступившего в фонд программного продукта; разработать методические рекомендации по его применению; провести соответствующие занятия с преподавателями учебных заведений. Кроме того, такого уровня медиатека и сама может являться учебным заведением, на базе которого могут проводиться занятия с учащимися под руководством их преподавателя и при помощи сотрудника медиатеки. Конечно, не каждая медиатека может выполнять в полном объеме все перечисленные функции.

Для успешного функционирования медиатека должна быть укомплектована соответствующим оборудованием – мультимедийными компьютерами, проекционной техникой: компьютер, принтер, копировальный аппарат, сканер, видеоплеер, телевизор, медиапроектор, музыкальный центр, DVD-плеер.

Другим важным аспектом организации работы медиатеки является формирование фондов и доступ к ним; комплектование фонда нетрадиционных и традиционных носителей информации: аудиокассеты, CD-диски, DVD-диски, видеокассеты, слайд-альбомы, диапозитивы, грампластинки, магнитные ленты.

 

Создавая медиатеку необходимо:
- создать комфортную, уютную среду (дизайн, мебель);
- выбрать оптимальный вариант удобного расположения, расстановки книжного фонда, всех носителей информации;
- предугадать многофункциональность предоставляемых рабочих зон, и, следовательно найти оптимальную планировку.

Самыми главными, ключевыми критериями претворения в жизнь любой идеи являются:
- поддержка и понимание администрации школы;
- участие в самом процессе всего коллектива;
- творческая способность самого библиотекаря.

В настоящее время медиатека должна не только обеспечивать текущий учебный процесс и руководить чтением школьников, но и являться ресурсным центром обновления содержания образования.

Библиотечные проекты: алгоритм работы

Дягилева Т. И., заведующая библиотекой ГОУ СОШ № 888 ЗАО г. Москва

Содержание чтения современных детей отличается от того, что мы видели 10-15 л

 назад. На чтение современных детей оказывают влияние множество факторов: телевидение, Интернет, обилие книг в магазинах, изменение книжных вкусов и пристрастий родителей и т. п. В этой связи наиболее актуальными задачами школы и школьной библиотеки являются следующие:

§ Воспитание учащихся с помощью книги

§ Привлечение детей к систематическому чтению

§ Расширение круга чтения

§ Привлечение внимания к серьёзной литературе

§ Демонстрация взаимосвязи систематического чтения и высоких отметок по школьным предметам

§ Активизация семейного чтения

Проектная деятельность учащихся под руководством школьного библиотекаря становится одним из инструментов улучшения качества и структуры чтения учащихся.

Использование инновационных технологий (проектная деятельность) наряду с традиционными средствами библиотечной работы (беседы, громкие чтения, утренники, выставки) позволяет вовлечь большее количество учащихся в активное чтение и творчество.

Начиная с 2002 года библиотека школы проводит как индивидуальные, так и коллективные проекты.

Вот некоторые темы индивидуальных проектов учащихся: «Война в романе «Война и мир» Л. Н.Толстого», «Русские женщины Н. А Некрасова», «Мой читательский дневник», «Сын полка» – книга для тех, кто помнит», «Любимая книга моей семьи».

Участники проектов представили оригинальные работы, получившие награды и высокую оценку на конкурсах Лучик 2003 и 2005, а также на семинаре школьных библиотекарей, проведённом на Всероссийских курсах повышения квалификации школьных библиотекарей в 2007.

Коллективные проекты позволяют привлекать к активному чтению и творчеству большее количество учащихся. Включившись в работу над проектом, его участники читают, просматривают, изучают книги и журналы по интересующим и сопутствующим темам. Таким образом, изменяется репертуар детского чтения, качество чтения и, конечно, количественные показатели. В нашей школьной библиотеке были проведены следующие коллективные проекты: «Построение модели комфортного жизненного пространства» (2004-2005), «Красная книга Западного округа города Москвы» (2005-2007), «Удивительное рядом» (2006-2007), «Памятные дни родной истории» (2007-2008), «История моей семьи – история Отечества» (2008-2009). В текущем учебном году начата работа над проектом «Великие битвы Великой Войны».

Школьный библиотекарь, занимаясь проектной деятельностью с учащимися, отрабатывала методику работы, определяла общие приёмы для библиотечных проектов. Сейчас можно говорить о, достаточно чётко намеченном, алгоритме работы.

Шаг первый.

Начиная проектную деятельность с учащимися, школьный библиотекарь, прежде всего, определяет тему будущего исследования. Требования к выбираемой теме следующие:

§ Тема должна быть актуальной.

§ Тема должна заинтересовать учащихся.

§ Нужны единомышленники из классных руководителей или предметников.

§ В школьной библиотеке должна быть литература по избираемой теме.

Шаг второй: тему проекта предлагают учащимся, рассказывают о проектной работе, о будущих интересных мероприятиях в рамках проекта, получают одобрение ребят. Неплохо бы посоветоваться с родителями и объяснить им важность и ценность проекта.

Шаг третий: разработка паспорта проекта с определением целей, средств выполнения и ожидаемых результатов.

Шаг четвёртый. Разработка специальной документации, которая может включать общий план рассказа по теме, список изучаемых объектов, карты и/или схемы, поддерживающие детское исследование и т. п.

Шаг пятый. Разработка календарного плана проведения проекта, что позволит равномерно распределить нагрузку учащихся, определить сопутствующие темы.

Шаг шестой. Очень важно вести дневник проекта. Он поможет скорректировать сроки, руководители смогут увидеть, все ли дети задействованы в работе, отметить успехи, оценить и исправить недостатки. Дневник важен как организующий фактор.

Шаг седьмой. Разработка дидактических игр, викторин и утренников по теме. Викторины, беседы, утренники активизируют познавательные интересы учащихся, игровые формы отвечают возрастным особенностям детей, а все вместе работает на проект.

Шаг восьмой. Презентация результатов работы, освещение итогов в общешкольной газете, выступления в ГПД, параллели и т. п.

Шаг девятый. Анализ выполненного проекта. Подведение итогов, выявление трудностей, определение сильных и слабых сторон работы и т. п.

Проектная деятельность учащихся под руководством школьного библиотекаря – перспективная форма повышения интереса к книге и чтению, расширения репертуара чтения, ведущих к положительным качественным, количественным и структурным изменениям в детском чтении.

В ходе проектной деятельности происходит естественное, ненавязчивое воспитание гражданских и патриотических чувств и взглядов учащихся.

Использование метода проектов позволяет влиять на структуру чтения учащихся. Наряду с развлекательным и «программным» чтением учащиеся открывают для себя книги по многим отраслям знания.

Происходит изменение качества чтения:

· Учащиеся читают осмысленно.

· Учащиеся читают значительно больше.

· Учащиеся совершенствуют навыки чтения и обучаются таким видам чтения как ознакомительное, просмотровое и изучающее чтение.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: