Работа библиотеки в помощь развитию критического мышления школьников

 

Композиционно-содержательные компоненты работы:

план;

научно-методическое обоснование выбранной темы, постановка проблемы;

обзор современной научно-методической литературы по проблеме;

описание личного опыта работы;

анализ результатов своей работы;

перспективы дальнейшей работы:

библиография по теме.

 

План

1.Введение. Роль и значение школьной библиотеки в условиях модернизации образовательных учреждений.

2.Основная часть. Работа библиотеки в помощь развития критического мышления школьников.

2.1.Научно-методическое обоснование выбранной темы. Постановка проблемы.

2.2.Обзор современной научно-методической литературы по технологии развития критического мышления средствами чтения и письма.

2.3. Педагогическая практика содействия развитию критического мышления в условиях библиотеки.

2.4. Метод проектов, как способ развития познавательных, творческих навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

3.Заключение. Школьная библиотека

 

научно-методическое обоснование выбранной темы, постановка проблемы.

 

В условиях модернизации образования повышается роль школьных библиотек в решении педагогических, воспитательных, психологических и социальных функций образовательных учреждений. Школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением школьников, но уже сегодня является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром, как для учителей, так и для учащихся.

Манифест школьных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО гласит: «Школьная библиотека предоставляет информацию, необходимую для успешного существования в современном обществе, где знания играют важнейшую роль. Школьные библиотеки развивают у учащихся воображение, а также потребность в постоянном самообразовании, воспитывают гражданскую ответственность.

Школьная библиотека предоставляет обучающие программы, книги и иные информационные ресурсы всем членам учащегося коллектива, тем самым, побуждая пользователей развивать критическое мышление и эффективно использовать все виды информации. В соответствии с принципами, изложенными в Манифесте публичных библиотек ЮНЕСКО, школьная библиотека является частью более широкой библиотечно-информационной системы».

Школа должна перестать воспринимать школьную библиотеку как нечто постороннее, управляемое со стороны. Необходимо повернуться лицом к своей библиотеке, оценить её педагогический потенциал и возможности как учебной информационной среды. Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры, как учащихся, так и учителей. Обновляется образование, вводятся новые программы, технологии обучения. Но главным остается умение учащихся учиться, быстро реагировать на изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию. И все это открывает новые возможности для современной работы библиотекаря.

С точки зрения педагога – международного эксперта Н. Н. Сметанниковой, сотрудничество школы и библиотеки должно содействовать разработке комплексных программ поддерживающего и развивающего чтения, расширению круга чтения и других средств выполнения учебных стандартов. «Работа с информацией, включающая пять основных шагов, таких как: (1) создание и передача информации, (2) создание и применение стратегии поиска и доступа к информации (указание источников, алфавитные и другие указатели), (3) организация информации (предметный указатель, базы данных), (4) физическая организация информации (классификационные системы в библиотеках), (5) оценка информации, объединяет профессии педагога и библиотекаря и может послужить основой для их совместной подготовки и переподготовки».

Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но обладать функциональной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь её критически оценить и применить для себя, сделать её полезной. Ведь умение учиться не дано личности изначально. Оно приобретается и развивается в течение всей жизни, но основы его закладываются в юности.

В реальной действительности мы имеем дело с детьми, которые не только не умеют критически мыслить, но не хотят и не умеют читать. Все двенадцать лет работы в библиотеке меня мучает вопрос, как повысить мотивацию к чтению детей, особенно в возрасте 10-12 лет.

Умение отыскать и собрать информацию – это базовые навыки, которыми должен овладеть учащийся, чтобы самостоятельно заниматься ее поиском как в библиотеке так и в повседневной жизни.

Но учащиеся должны развивать в себе и навыки критического и оценочного мышления, так как эти навыки имеют жизненно важное значение для обеспечения максимальной результативности пользования полученной и приобретенной информацией в учебе и жизни.

Подростки должны уметь работать с различными носителями информации для удовлетворения своих информационных и личностных потребностей, находить ответы на вопросы, рассматривать альтернативные варианты и оценивать разные точки зрения. Они должны уметь обращаться за помощью и понимать организацию и структуру библиотеки. Роль библиотекаря – быть помощником в учебном процессе, который не обучает, а консультирует школьников.

обзор современной научно-методической литературы по проблеме;

Проблема критического восприятия полученной информации в настоящее время стоит особенно остро перед каждым человеком, т. к. наличие Интернета в нашей жизни увеличивает количество информации многократно, с чем я и столкнулась во время написания данной работы. Поэтому из всего множества опубликованного материала по развитию критического мышления школьников, я использовала только те работы, которые непосредственно касаются проблем детского чтения и психологических приемов, которые можно использовать при работе в школьной библиотеке.

Технология РЧКМП (развитие критического мышления средствами чтения и письма (critical thinking) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Развить аналитическое, критическое мышление – это задача научить школьников:

- выделять причинно-следственные связи;

- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

- отвергать ненужную или неверную информацию;

- понимать, как различные части информации связаны между собой;

- выделять ошибки в рассуждениях;

- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

- избегать категоричности в утверждениях;

- быть честным в своих рассуждениях;

- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

- выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

- отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но (что принципиально важно для образовательной технологии развития критического мышления) состороны ученика.

И. Загашев считает, что «критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью».

Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, cпособен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.

В одном из своих выступлений Ольга Громова подчеркнула, что именно в школьной, детской библиотеке возможно творческое критическое мышление детей и подростков, так как это уютный дом, уголок спокойствия и тишины, где всем её читателям, от мала и до велика, удобно и комфортно.

описание личного опыта работы;

Манифест школьных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО гласит: «Школьная библиотека предоставляет информацию, необходимую для успешного существования в современном обществе, где знания играют важнейшую роль. Школьные библиотеки развивают у учащихся воображение, а также потребность в постоянном самообразовании, воспитывают гражданскую ответственность.

Школьная библиотека предоставляет обучающие программы, книги и иные информационные ресурсы всем членам учащегося коллектива, тем самым, побуждая пользователей развивать критическое мышление и эффективно использовать все виды информации. В соответствии с принципами, изложенными в Манифесте публичных библиотек ЮНЕСКО, школьная библиотека является частью более широкой библиотечно-информационной системы.

Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, решения задач, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.

В своей работе библиотекарь постоянно используют элементы технологии развития критического мышления. Это научно-педагогические исследования (анкетирование, беседы, наблюдения за чтением, анализ читательских формуляров и др.), рефлексия (выставки рисунков учащихся младших классов по прочитанным книгам – это закрепление прочитанного посредством рисунка, отзывы о прочитанных книгах старших ребят, заметки о книгах – рефлексия в письменной форме). При общении с читателем, при выполнении его запросов библиотекарь уточняет, что же нужно ученику и для каких целей. При этом библиотекарь задает читателю вопросы, направляющие ход мышления. Например, “Что ты знаешь о …?” (активизация ранее приобретенных знаний), “В чем разница между … и …?” (сравнение-противопоставление), “Какая информация лучше и почему?” (оценка и ее обоснование) и др.

В школе ежегодно проходят предметные недели, праздники, посвященные знаменательным и памятным датам, конкурсы чтецов сезонные праздники. В это время библиотека становится информационно-методическим центром. Библиотекарь направляет поиск информации, способствует плодотворной работе учащихся. Во время подготовки и проведения предметных недель, конференций в библиотеке организуется и начинает действовать книжная выставка, что способствует как информированию учащихся об имеющихся изданиях на соответствующую тему, так и подталкивает детей к мыслительным действиям (вот это я знал, вот это только что узнал, вот это я не знаю, но могу прочитать и узнать).

На занятиях курса “Основы информационной культуры” и при индивидуальной работе библиотекарь знакомит детей со структурой книги, обращает внимание на автора, заголовок, подзаглавие, выходные данные, сведения о художнике, справочный аппарат книги, т. е. учит обзору книги, главы, части текста. Этим обзором библиотекарь настраивает читателя на внимательное изучение произведения печати, учит получать информацию, о чем будет чтение. Такое умение позволяет в процессе чтения предвидеть дальнейшее развитие темы.

Книжные выставки-вопросы, выставки-викторины помогают формировать критическое мышление учащихся тем, что разделы-вопросы подталкивают детей к изучению литературы, поиску нужной информации и умению ее использовать (нужно критически осмыслить, что ребенок знает, может ли он сразу ответить на вопрос, если – нет, то нужно обратиться к книгам, и в результате чтения – новые знания, которые можно использовать для участия в викторине, далее эти знания закрепляются письменным ответом, который опускается в специально отведенный конверт).

Школьные библиотекари всей своей деятельностью прививают учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивают воображение, воспитывают гражданскую ответственность, развивают вдумчивое чтение. Школьная библиотека представляет обучающие программы, различные произведения печати, аудио, видеоматериалы, электронные носители информации (в том числе электронные учебники) всем своим пользователям, тем самым, способствуя развитию критического мышления и эффективному использованию всех видов информации.

Сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями и как результат,

Существенным отличием самостоятельной работы в школьной библиотеке от самостоятельных, дополнительных внеклассных занятий в кабинетах является то, что здесь ученику открываются широкие возможности для повторения, углубления имеющихся у него знаний, сравнения своих знаний с другими школьниками, а также для значительного расширения знаний в связи с использованием библиотечного фонда и многообразного фонда других информационных средств.

Что в библиотеке делают учащиеся?

Учащийся, самостоятельно работая в библиотеке, приобретает возможность читать не только книги, периодику, но и объемную информацию с дисков CD-ROM; прослушивать и просматривать аудио – и видеозаписи, используя все это для подбора информации к написанию докладов, рефератов, сочинений, обзоров; для подготовки к урокам, диспутам, семинарам и др. Он подбирает здесь разнообразные средства информации к созданию самодельных средств творческой деятельности для учебных или внеклассных потребностей.

Таким образом, библиотекари обучают детей самостоятельному поиску информации. Информационная культура читателя и развитие критического мышления через чтение и письмо тесно взаимосвязаны.

Учащийся здесь более самостоятелен в выборе средств, приемов организации деятельности. Одновременно школьник учится работать с “ключами” библиотеки – картотеками, библиографическими справочными и энциклопедическими изданиями.

Все вышеупомянутые высказывания, в основном относятся к учащимся, которые хотят учиться, или, как минимум хотят получить хорошую оценку за выполненное задание. Но, к сожалению, таких учащихся становится все меньше. Поэтому в своей повседневной работе я стараюсь «удержать» в библиотеке детей 4-5 классов т. к. считаю, что в этом возрасте им кажется, что здесь они уже все знают и лучше провести время в компьютерном классе.

На этом этапе развития ребенка мы должны четко понимать, что компьютер для него это что-то новое и современное, библиотека и книга – это «прошлый век». И своей основной задачей на этом этапе формирования личностных пристрастий нового поколения учащихся, я считаю примирение двух составляющих современного образования: книга и компьютер, а именно метод проектной деятельности.

Обучение в современной школе чаще всего направлено на передачу детям определённого объёма знаний и отработку навыков. Но всем известно, что усвоение готовых знаний и воспроизведение заданных действий, закрепляет лишь репродуктивное мышление и память. Школьники привыкают к исполнительной деятельности «приказано – выполняй». Традиционное классно – урочное обучение порой бывает монотонно и однообразно. Монотонность – одна из основных причин снижения мотивации к учению и чтению. Размышляя таким образом, приходим к выводу, что необходимо разнообразить и активизировать школьную жизнь. Одним из «активных» способов обучения и является метод проектов. В условиях школьной библиотеки это, безусловно метод компьютерной презентации с помощью программы «Power point «

Метод проектов – не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике, особенно в 20-30 годы. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, “осязаемыми”, предметными.

По определению проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это замысел, план. Это всегда творческая деятельность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Перед тем, как начать работу по проекту, педагогу-библиотекарю необходимо подготовить ребят к восприятию новой информации, активизировать их внимание, память, настроить их на принятие нестандартных решений. Здесь необходимо познакомиться с основами образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (РКМЧП). Для достижения эффективности обучения педагог-библиотекарь должен совместно с учащимися пройти три стадии: стадию вызова, стадию реализации смысла, стадию рефлексии.

Стадия Вызова

“Люди с желанием и эффективно делают то, что сами хотят делать, а не то, что им приказывают”.

Прежде чем начинать какую-либо учебную работу, необходимо на нее “настроиться”.

Первая стадия, стадия вызова – актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого используют различные приемы: прием мозгового штурма, наработка различных версий в отношении изучаемого материала. На основе имеющихся знаний учащиеся могут строить свои прогнозы, определять цели познавательной деятельности на данном уроке. На стадии вызова очень важно, чтобы у ученика возникала личная цель познания. Но возникает она благодаря тонкому, умелому воздействию со стороны взрослого. Только собственное желание, личная цель делает работу нетягостной, интересной, творческой, а, следовательно – эффективной.

Задачи стадии вызова:

- актуализировать у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом, – пробудить познавательный интерес к изучаемому содержанию, – помочь определить направление в изучении материала. Если не проводить подготовительную работу, ребятам трудно будет отойти от привычного вида мышления.

Именно на этом этапе нам особо необходимы навыки критического мышления. Критическое осмысление текста подразумевает размышления над вопросами: «С помощью каких средств выражения автор вызвал у нас те или иные чувства?», «Почему рассказ был построен именно таким образом?». Опыт использования технологии РКМЧП показывает, что при определенных условиях дети уже второго класса вполне могут проявлять критическое мышление, т. е. умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику. Критическое мышление – совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя.

Стадия осмысления содержания.

“Если хочешь запомнить, забудешь. Если хочешь понять, запомнишь!”

Вторая стадия – осмысление нового материала (новой информации, идеи, понятия). На первой фазе работы с информацией учащийся создает для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем мне это нужно?». На второй фазе необходимо реализовать этот смысл в определенной учебно-познавательной деятельности. На этой фазе решаются две основные задачи:

- помочь активно воспринимать изучаемый материал,

- помочь соотнести старые знания с новыми.

Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом, причем “текст” следует понимать достаточно широко, это может быть исторический документ или любой другой исторический источник, а также – речь учителя, видеоматериалы и др. В процессе работы ученика с новой информацией используются следующие приемы – чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц.

Стадия рефлексии

“Образование – это то, что останется, когда забудется все заученное”.

Третья стадия – размышления или рефлексии. Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу исправляет предшествующие представления, собранные на стадии вызова, получить новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы. На данной стадии возможно проведение дискуссии, написание исторического сочинения, эссе, фиксация рассмотренного материала в виде собственных выводов, записей в тетради, составления схемы.

Задачи стадии рефлексии:

- помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал,

- помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

На стадии рефлексии развиваются навыки оценивания, систематизации и обобщения. Эта работа проводится для того, чтобы ребята научились оценивать свою работу. Ребёнок видит результат своего труда, что способствует повышению его самооценки, и это вызывает желание работать над новыми проектами.

Таким образом, метод проектной деятельности в условиях школьной библиотеки способствует:

росту познавательной активности читателей; повышению мотивации учащихся к чтению; раскрытию творческого потенциала; формированию самостоятельности и ответственности; стимулированию самореализации; улучшению качества знаний; созданию условий для отношений сотрудничества между библиотекарем, учителем и учащимися.

Конечный результат любого библиотечного проекта – реализация умений и навыков учащихся-читателей, полученных на интегрированных и библиотечных уроках, на занятиях библиотечного кружка, раскрытие творческого потенциала одаренных личностей, самореализация своих профессиональных качеств библиотекаря-педагога. Продукт проекта имеет практическое применение в учебно-воспитательной деятельности библиотеки и школы. Проектная деятельность способствует устранению проблемы мотивации детей к чтению, улучшению качества знаний и развитию творческих способностей детей.

Метод проекта требует от библиотеки создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Библиотекарь становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность читателей. В определенном смысле библиотекарь становится педагогом широкого профиля, выступая в различных ролях:

исследователя: выявляет проблему, подвергает её научному изучению, методом наблюдения, анкетирования, анализа выявляет одаренных детей; экспериментатора: производит научный опыт; энтузиаста: повышает мотивацию учащихся-читателей, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей; специалиста: обладает знаниями и умениями в нескольких областях; консультанта: организует доступ к информационным ресурсам; научного руководителя; координатора всего группового процесса; эксперта: дает чёткий анализ результатов выполненного проекта.

Из личного опыта и общаясь с коллегами, я прихожу к выводу, что именно школьные библиотекари в последнее время создают для школьников программы, где интегрируются основные компоненты для развития у детей читательской и информационной культуры. Например, в младших классах идет помощь учителям в развитии у школьников основ читательской культуры (помощь в рекомендации программ внеклассного чтения, организация экскурсий в детские библиотеки и др.), в средних классах – обучение основам библиотечно-библиографических знаний, умению работать с информацией, в старших классах – обучение школьников основам информационной культуры в тех аспектах, которые заложены в приведенном выше подходе.

Процитирую еще раз выдержку из статьи Н. Н.Сметанниковой: «Чем быстрее научное и педагогическое сообщество в нашей стране осознает значение чтения и письма, грамотности как базовой учебной компетенции, позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и радость от чтения лучших произведений мировой литературы, как способ создания своего внутреннего мира, тем скорее будут найдены практические меры улучшения ситуации».

Читательская грамотность зависит от отношения, интереса, мотивации к чтению, читательского опыта, читательских предпочтений – то есть от того, чем занимается педагог – библиотекарь – воспитатель или тот, кого очень хочется видеть в средней школе – учитель чтения – библиотекарь.

Рекомендуемая литература:

1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.

2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб: Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.

3. Алхимия проекта. Методические разработки мини -тренингов для слушателей программы Intel a «Обучение для будущего» (под общей редакцией Е. Н. Ястребцевой, Я. С. Быховского), М., 2004 г.

4. Громова О. Критическое мышление: как это по-русски?//Первое сентября, 16 января, 2001, с.3

Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках

анализ результатов своей работы;

перспективы дальнейшей работы:

Роль школьной библиотеки в создании б единого информационно-библиотечного образовательного б пространства ГОУ № 1347

(Из опыта работы заведующей библиотекойтДунаевой Т. Б.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: