Выполнение поворота через «фордевинд»

При повороте через фордевинд шлюпка пересекает линию ветра кормой. Поворот выполним во всех условиях, но требует больше места, а во время свежего ветра небезопасен: при неумелом управлении шлюпка может перевернуться.

Во время этого поворота шлюпка спускается под ветер, что крайне нежелательно при лавировке. Ниже рассматривается выполнение поворота через фордевинд для случая, когда шлюпка идет в бейдевинд.

Старшина подает команду «К повороту» и затем — «Поворот через фордевинд», после чего кладет руль достаточно резко в сторону поворота (стадия 2 на рисунке). Гребец № 6 садится верхом на мачтовую банку лицом к мачте и парусу. Затем следуют команды:

  1. как только корма шлюпки пойдет на ветер — «Фок травить» (3);
  2. когда шлюпка увалится за линию галфвинда — «Кливер травить» (4);
  3. при подходе кормы к линии ветра (на 30—20°) — «Фок к мачте» (5).

Исполняя последнюю команду, гребец № 6 встает на рыбины и, опираясь грудью на мачту, подбирает нижнюю шкаторину фока к мачте, уменьшая таким образом площадь паруса. Если этого не сделать, ветер может резко перебросить фок на противоположный борт и вслед за этим перевернуть шлюпку или сломать мачту.

В тех случаях, когда шлюпка идет в галфвинд или в бакштаг, вместо двух команд подается одна — «Шкоты травить».

При слабом ветре (до 3 баллов) разрешается фок к мачте не брать, но в этом случае при приближении кормы к линии ветра надо подать команду «Фок стянуть» и, как только корма пересечет линию ветра, немедленно травить фока-шкоты на другой борт.

Чтобы пересечение кормой линии ветра не получилось очень резким, руль нужно отводить плавно, а момент для завершения поворота выбрать с таким расчетом, чтобы большая волна не накрыла шлюпку с кормы.

Когда корма пройдет линию ветра и ветер перебросит фок на противоположный борт, подается команда «Шкоты на правую (левую)» (6). Гребцы выбирают фока- и кливер-шкоты в указанную сторону и пересаживаются на наветренный борт лицом к парусу. Гребец № 6, опираясь на мачту и не выпуская фока, быстро переходит на наветренный борт и постепенно травит фок, начиная от шкотового угла. Нельзя отпускать весь фок сразу: если парус резко заберет, шлюпка может опрокинуться.

Когда паруса наполнятся и гребцы пересядут на наветренный борт, поворот считается оконченным (7). Гребец № 6 возвращается на свое место.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: