При необходимости приставания к берегу или отваливания от него во время волнения шлюпке приходится проходить полосу действия берегового прибоя, которая возникает в результате мелководья вблизи берегов. Волны в этом месте становятся короче, выше, круче и набегают на берег, опрокидываясь гребнем по направлению своего движения. Ширина полосы прибоя зависит от протяженности береговой отмели.
При прохождении полосы прибоя управление шлюпкой значительно осложняется, так как руль на волне оголяется, шлюпка теряет скорость и подвергается сильной качке, в результате чего она может развернуться лагом к волне и опрокинуться. Поэтому важнейшей задачей команды шлюпки при прохождении полосы прибоя является удержание ее перпендикулярно к волне.
Перед подходом к полосе прибоя руль снимают и заменяют рулевым веслом. Если возможно, то делают небольшой дифферент на корму. Гребцы начинают грести короткими гребками, находясь в постоянной готовности восстановить шлюпку при помощи весел в перпендикулярное к волнам положение.
|
|
Не доходя 100—150 м до берега, нужно отдать с кормы дрек и дополнительно 'удерживать шлюпку против волн при помощи натянутого дректова.
При подходе к берегу подается команда «Баковые, шабаш!», по которой баковые прекращают греблю, укладывают весла на середины банок и становятся в носовой части шлюпки лицом к берегу. Если необходимо, один из них, по приказанию командира шлюпки, измеряет футштоком глубину. Как только киль шлюпки коснется грунта, баковые прыгают за борт и удерживают шлюпку руками за планшир или носовой фалинь. В то же время подается команда «Шабаш!», по которой остальные гребцы заканчивают греблю, укладывают весла и, покинув шлюпку, вместе с баковыми вытаскивают ее на берег с накатом очередной волны.