К самостоятельному управлению гребно-парусной шлюпкой допускаются офицеры, мичманы, старшины курсанты и матросы, прошедшие специальную подготовку, показавшие удовлетворительные знания и навыки в управлении шлюпкой. Для приема зачета приказом командира корабля из опытных офицеров и мичманов создается комиссия, которая по результатам работы составляет акт, утверждаемый командиром корабля. На основании акта приказом по кораблю объявляются лица, допущенные к самостоятельному управлению шлюпкой, им выдается соответствующее удостоверение, действующее в течение года.
Для самостоятельного управления гребно-парусной шлюпкой командиры и старшины шлюпок должны знать:
— устройство, вооружение и снабжение шлюпки;
— нормы эксплуатации (грузоподъемность и пассажировместимость) шлюпки в различных условиях плавания;
— правила содержания шлюпки и ухода за ней;
— Правила рейдовой службы, Международные правила предупреждения столкновений судов в море и местные портовые правила в объеме, необходимом для управления шлюпкой;
|
|
— огни и знаки, принятые на морях (реках) СССР, для ограждения опасностей;
— район, прилегающий к порту, в котором разрешается плавание шлюпок, и его ограждения;
— правила пользования шлюпкой (ст. 467—488 Корабельного устава ВМФ);
— назначение и содержание Шлюпочной сигнальной книги ВМФ.
Уметь:
— подавать команды при управлении шлюпкой на веслах и под парусами;
— управлять шлюпкой на веслах и под парусами при выполнении различных маневров (повороты, отход и подход к берегу, пирсу, трапу и выстрелу корабля) при различной погоде;
— пользоваться шлюпочным компасом и навигационной картой;
— применять на практике Правила рейдовой службы и Международные правила предупреждения столкновений судов в море;
— пользоваться Шлюпочной сигнальной книгой и средствами связи шлюпки.
Иметь представление:
— о действии ветра на паруса;
— о влиянии крена и дифферента на управляемость шлюпки;
— о силах, влияющих на остойчивость и непотопляемость шлюпки.
Контрольная проверка знаний командиров и старшин шлюпок организуется ежегодно в сроки, определяемые командиром корабля, после чего в удостоверении делается отметка о продлении его годности на один год.