Б. Временно прерванный процесс

Теперь же мы обратимся к другой группе факторов, препят­ствующих осаждению (sedimentation) наших восприятий, – ситуации, когда этот процесс временно прерван с намерением вновь к нему вернуться. В таком случае тема не отбрасывает­ся и не уходит из поля зрения, а лишь нейтрализуется; она пассивна, но готова к реактивации в любой момент, как толь­ко позволят обстоятельства.

1. Прерывание процесса может носить как навязанный, так и добровольный характер. В первом случае он может быть на­вязан как нашей собственной природой, так и природой ве­щей. Так, наша природа не позволяет нам осуществлять опре­деленные действия вплоть до их завершения с одним и тем же напряжением. Нашему сознанию присущ определенный ритм различных напряжений: период полного бодрствования необ­ходимо чередуется с периодом сна, усилия ведут к усталости, внимание имеет свои степени интенсивности. Этот ритм на­шей внутренней жизни, хотя и имеет свое биоорганическое основание, субъективно воспринимается как явление нашей внутренней жизни – артикуляции ритмов нашей внутренней активности, требующие для своего завершения большего пе­риода времени, чем те, что определены колебаниями напряже­ния нашего сознания.

Прерывание процесса может быть навязано природой ве­щей: т.е. если развитие чего-либо нуждается в том, чтобы во внешнем времени произошло нечто такое, на что наша власть не распространяется, возникает специфический феномен «ожидания». Ожидание и усталость являются категориями, от­носящимися к онтологической ситуации человека в мире (и поскольку являются фундаментальными релевантностями, ос­нованными на обстоятельствах, определенных биографически­ми факторами, эти явления будут рассмотрены впоследствии в наборе «биографических проблем»)134. Сейчас же нас интере­сует лишь тот факт, что эти навязанные перерывы ведут к па-


узе, приостановке нашей деятельности, которая, конечно же, не нуждается в том, чтобы быть навязанной. Они могут воз­никнуть и в добровольном прерывании, когда мы отвлекаем­ся от нашей темы, а затем вновь возвращаемся к ней. В обоих случаях – навязанного и добровольного прерывания – возни­кает проблема: Что произошло с темой в период приостановки? Как можно вернуться к ней после такой паузы? Почему я могу предполагать, что завтра начну с того, чем закончил вчера? И имеют ли эти вопросы один и тот же ответ для навязанных и добровольных прерываний?

Предположим, что я читаю «Дон-Кихота» и меня прервали; ответы на поставленные вопросы сравнительно просты. Я не могу закончить чтение романа за один присест; но, закрывая книгу на ночь на главе XX, я могу предвосхитить, что завтра XXI глава даст мне продолжение истории. Даже если я не про­должу чтение до следующей недели или следующего месяца, я могу быть уверен, что начну оттуда, где закончил сегодня. Тем временем я могу или должен вернуться к другим видам дея­тельности, другие темы станут главными объектами моего вни­мания, другие релевантности возникнут в то время, на которое я отложил чтение романа. Поскольку я не филолог и не изу­чаю литературу профессионально, мое чтение романа отложе­но на часы досуга. Как отмечалось выше, у меня есть различ­ные планы, интегрирующие различные мотивы: планы работы и досуга, на час и на день, организованные в иерархию, зави­сящую от моего генерального жизненного плана. Эти планы определяют мотивационные релевантности моей деятельнос­ти. И ими определяются тематические релевантности, осно­ванные на таких мотивах. В моих планах на досуг тематичес­кая релевантность продолжить чтение остается неизменной. Но это не подходит моему плану работы; и когда я работаю, этот план нейтрализован, взят в скобки, пассивен, он дремлет, но, тем не менее, в поле моего схватывания. Короче, это тема, принадлежащая другой системе планов, другой области моей жизни; она сохраняется господствующей темой моего досуга, но в нейтрализованной форме, готовой к реактивации. Конеч­но, когда в часы досуга я занят чтением этой книги, темы моих рабочих планов оставлены, чтобы быть возобновленными, когда я вновь обращусь к системе мотивов-для, называемых моими планами.

Этот пример может привести к непониманию, поскольку моя повседневная деятельность принадлежит к области вер-


 


326


327


ховной реальности работы в общем для всех нас мире, в то время как мое чтение романа требует погружения в вымыш­ленную реальность. Точнее, много так называемых перерывов в процессе осаждения (sedimentation) моего опыта включают смену уровня реальности или области (значений. – Н.С.). А поскольку мы определяем верховную реальность повседневной жизни как мир полного бодрствования, основанного на мак­симальном внимании к жизни (которое является высшим на­пряжением сознания), мы можем объяснить даже усталость модификацией такого внимания, т.е. с помощью верховной реальности как таковой. Но такая смена уровней реальности в случаях приостановки случается не всегда. Иными словами, паузы и перерывы могут возникать, если системы мотивов-для, принадлежащих тому же самому уровню реальности, пе­ресекаются или конкурируют. Это и имеет место в приводи­мом нами примере.

Если мы прервали процесс деятельности а1 и обратились к деятельности а2, вернувшись к а1 по завершению а2, мы заме­нили тему а1 и соответствующую ей систему релевантностей на тему а2 и соответствующие ей тематические релевантности. Таким образом, а2, пребывавшее на периферии сознания, выд­вигается в фокус, в то время как а1 отодвигается на перифе­рию. Но она отодвигается как нейтрализованная тема с прису­щими ей релевантностями, откладывается, отсрочивается в полной тематической релевантности и не исчезнувшей из об­ласти схватывания. Имея а2 в центре моего тематического поля с его полной тематической релевантностью, я, тем не менее, удерживаю а1 как маргинальную и тематическую в своем роде, но как временно отложенную, взятую в скобки и удерживаю­щую всю полноту релевантной структуры в пассивной, нейт­рализованной форме. Мы можем назвать такую тему «марги­нальной», а присущие ей релевантности – «маргинальными». В той мере, в какой последние являются мотивационными ре-левантностями, мы можем говорить о маргинальных планах.

Различие между этой ситуацией и двумя, описанными выше, очевидно135. В первом случае тема была оставлена, ее не было в поле сознания, даже в маргинальной области. Она могла ос­тавить пробел, но системы релевантностей, присущие этому пробелу, не идентичны тем, что свойственны изначальной теме (ушедшей из поля зрения), это релевантности темы, на­ходящейся в фокусе. Во втором случае, когда тема отодвига­лась в том смысле, что «поглощалась» другой, существенно то,


что вновь возникшая проблема была связана с первой таким образом, что предыдущая либо расширяла, либо сужала размах последней. Но в нашем последнем случае (когда она прерва­на, активно отложена), оставленная тема удерживается в мар­гинальной области; здесь нет пробела, который мог бы служить источником гетерогенных релевантностей, и маргинальная тема не связана с актуальной посредством замещения. Марги­нальная и актуальная темы равным образом завершают друг друга с присущими им полными системами релевантности (первая, уточним, в нейтрализованной модификации).

2. Соответственно, полный набор мотивационных релевант-ностей (называемый нами планом), которые в данный момент «не задействованы», можно интерпретировать как маргиналь­ную тему. И в этом качестве он может быть вновь приведен в действие по желанию в любое время, если позволяют обстоя­тельства. Однако, строго говоря, допущение, что я могу начать завтра с того, чем закончил сегодня, включает идеализацию, являющуюся особой формой того, что мы назвали «и так да­лее, и тому подобное» или «я могу сделать это снова»136. Фак­тически я не могу возобновить прерванную деятельность а1 с того места, откуда я передвинул ее из фокуса в маргинальную область моего поля. Во время паузы, перерыва она была мар­гинальной темой и поэтому воспринималась как особый отте­нок c позиций системы релевантностей, присущих актуализи­рованной теме а2. Моя восстановленная деятельность а1 может быть существенно «той же самой», как и до перерыва, но она всегда будет иметь значение «та же самая деятельность, про­долженная после перерыва». Конечно, может быть, что это из­менение значения имеет единственной причиной прерывание протенции – предвосхищения того, что угрожает непрерывно­сти реализации в процессе деятельности – тогда она прервана вторжением новой темы. Субъективным следствием такого опыта является более или менее заметное усилие «возобновить процесс» после приостановки. Это восстановление прерван­ной деятельности является частным случаем всеобщей пробле­мы повторения, которая станет особенно важной для исследо­вания определенных форм социального взаимодействия и социальных отношений.

Мы должны вспомнить, что наша прерванная деятельность а1 и обращение к а2 либо навязано нам, либо является добро­вольным сдвигом нашего фокуса внимания. В последнем случае этот сдвиг является мотивированным; восприятие самого сдвига


 


328


329


может стать тематической релевантностью, но последний осно­ван на мотивационных релевантностях особого рода. Мы даже можем ввести здесь четвертую категорию релевантности, кото­рую можно было бы назвать релевантностью актуализации.

Однако более внимательный анализ показывает, что реле­вантность актуализации может быть проанализирована с учетом нескольких факторов. а) Сами мотивационные релевантности сдвига от одной деятельности к другой присущи всеобщему жизненному плану, в рамках которого все остальные планы – работы и досуга, планы на час и на день и т.д. – имеют свою позицию в иерархии. Релевантность актуализации является, следовательно, лишь системой мотивационных релевантностей бо­лее высокого порядка. б) Релевантность актуализации может отно­ситься к онтологической структуре нашего бытия в мире как смертных, которые должны экономить свой ограниченный за­пас времени и энергии. Фактически эта проблема должна быть изучена заново, когда мы обратимся к анализу биографических моментов, определяющих нашу ситуацию в мире обстоятельств. в) Продолжая в том же контексте, пределы, навязанные нам он­тологическим порядком вещей, включая биологические по­требности нашего организма, навязывают нам порядок одно­временности и последовательности форм взаимопересечения событий во внешнем и внутреннем времени (длительности). Ограничения, навязанные одновременностью, препятствуют тому, чтобы выполнять неограниченное множество форм дея­тельности, или воспринимать большое количество сопутству­ющих вещей. Порядок следования создает порядок приорите­тов и предпосылок в ситуационных обстоятельствах, если не с помощью оценки, то хронологии, заставляя нас ставить глав­ное на первое место. д) Релевантность актуализации основана, в конечном счете, на том, что мы изначально живем в социаль­ном мире, что наше знание социально распределено и по большей части имеет социальное происхождение и что при­мирение нашей собственной системы тематической, интерпрета-тивной и мотивационной релевантностей с теми, что присущи нашим товарищам, всегда остается частичным и фрагментар-ным137. С помощью такого частичного совпадения индивиду­альных систем релевантности возникает новый мотив актуали­зации, причем внутренние релевантности моих товарищей воспринимаются мною как навязанные релевантности.

И здесь становится заметным другое различие между навя­занным и добровольным разрывом: навязанный разрыв – будь


он навязан человеческими условиями, природой вещей или социальными взаимодействиями – субъективно воспринима­ется как препятствие на пути непрерывного потока нашей дея­тельности. Так называемый добровольный разрыв также мотиви­рован теми же факторами, но эти мотивы, будучи подлинными мотивами-потому-что, открываются лишь в рефлексивной ус­тановке. Конечно, разрыв может восприниматься как болез­ненный, может привести даже к психопатологическим явлени­ям. Но по большей части переключение с одной деятельности на другую, взаимопроникновение наших планов, цепь взаимных раз­рывов, довлеющих всей нашей жизни и формирующих ее (да­руя ей уникальный и индивидуальный ритмический образец), становится привычной и как таковое является частью нашего запаса наличного знания, непроблематизируемого и принимаемо­го как само собой разумеющееся.

3. Современная психология стала особенно интересоваться проблемой приостановки подлежащих решению задач, и не­сколько замечательных экспериментов были поставлены для того, чтобы показать влияние этих искусственных прерывов на эффективность выполнения поставленных задач (Цайгарник, Осинака)138. Нас не интересует собственно психологическая проблема, особенно потому, что лабораторная ситуация обхо­дилась исключительно навязанными задачами и прерывами, не проясняя того, что означает сам разрыв и когда задачу сле­дует считать решенной – не с точки зрения наблюдателя (пси­холога), а с точки зрения самого действующего.

Нас скорее интересует проблема прерыва в несколько иных отношениях. Во-первых, как мы указывали во вводных ремар-ках139, нам следует быть внимательными, дабы не быть сбиты­ми с толку статическим описанием генетического процесса в интерпретации прерванной темы как маргинальной и ее во­зобновления как восприятий, которые с необходимостью вы­деляются из потока нашей сознательной жизни как отличные ото всех прочих восприятий. Актуальная и маргинальная темы соприсутствуют в нашем разуме; они одновременны. Мы на­зываем такую способность нашего разума удерживать обе темы в области схватывания «контрапунктной структурой нашего разума». С ее помощью мы способны воспринимать, подобно слушателям полифонической музыки, две независимые темы, одновременно разворачивающиеся в одном и том же потоке, рассматривая одну как фокусную, а другую – как маргиналь­ную, и наоборот. Во-вторых, там же мы указывали, что это яв-


 


330


331


ление – лишь следствие того, что мы назвали гипотезой ши­зофренического эго, а именно, тот факт, что мы вовлечены в одну актуальную и множество маргинальных релевантностей различными пластами своей личности и на различную глуби­ну. Эта черта станет особенно важной для последующего изу­чения как исходный пункт анализа понятий социальной роли и социальной персональности. В-третьих, прерывание процес­са отложения (sedimentation) нашего знания, т.е. ритмические колебания между актуальными и маргинальными релевантно-стями, становятся фундаментально важными с точки зрения структуры нашего запаса наличного знания. Сказанное необ­ходимо кратко пояснить.

Если непрерывная организация ментальной жизни на раз­личных уровнях и глубине оказывается такой, что деятель­ность разума относится к различным системам изменяющих­ся актуальных и маргинальных релевантностей, тогда налицо определенное привычное обладание знанием. Не только пере­ход с одного уровня на другой становится само собой разумею­щимся (непроблематизируемым), но также и система релевант-ностей, свойственная каждому виду деятельности, становится привычным, непроблематизируемым, само собой разумею­щимся знанием, – однако лишь в рамках определенной систе­мы релевантностей. Когда набор а2 актуализирован, а набор а1 схватывается маргинально, система релевантностей, присущая а1, равно как и свойственная а2, может быть опривычена и рас­сматриваться как сама собой разумеющаяся. Но, когда мы бе­рем а2 в качестве отправного пункта, основания и референци-альной основы, система соотнесений, присущая а1, может проблематизироваться, она более не воспринимается как сама собой разумеющаяся, и наоборот. Релевантная система а1 мо­жет оказаться внутренне последовательной, но непоследова­тельной в отношении релевантной системы а2: т.е. объясни­тельные возможности а1 могут быть не совместимы с а2 (хотя ритмический сдвиг от а1 к а2 и обратно может стать привыч­ным). Если такое случается, так сказать, по необходимости – поскольку коренится в контрапунктной структуре разума и шизофреническом вовлечении различных глубин нашей лич­ности в каждый из этих наборов релевантности, тогда универ­сальная применимость нашего запаса наличного знания разру­шается. Запас знания, с помощью которого управляются с проблемами на работе, не используется в часы досуга. Бизнес­мен, играющий с ребенком, «забывает» о бизнесе. Напряжение


сознания изменилось; обыденный язык более подходит в ми­нуты расслабления. И в этом смысле приостановка или пауза является расстройством, препятствующим процессу отложе­ния (sedimentation) знания. Однако беспрепятственный про­цесс является лишь идеальной моделью, и различные явления, которые мы до сих пор рассматривали под рубрикой отклоне­ний и затруднений этого процесса, являются скорее нормаль­ным состоянием дел.


















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: