Теперь же мы обратимся к другой группе факторов, препятствующих осаждению (sedimentation) наших восприятий, – ситуации, когда этот процесс временно прерван с намерением вновь к нему вернуться. В таком случае тема не отбрасывается и не уходит из поля зрения, а лишь нейтрализуется; она пассивна, но готова к реактивации в любой момент, как только позволят обстоятельства.
1. Прерывание процесса может носить как навязанный, так и добровольный характер. В первом случае он может быть навязан как нашей собственной природой, так и природой вещей. Так, наша природа не позволяет нам осуществлять определенные действия вплоть до их завершения с одним и тем же напряжением. Нашему сознанию присущ определенный ритм различных напряжений: период полного бодрствования необходимо чередуется с периодом сна, усилия ведут к усталости, внимание имеет свои степени интенсивности. Этот ритм нашей внутренней жизни, хотя и имеет свое биоорганическое основание, субъективно воспринимается как явление нашей внутренней жизни – артикуляции ритмов нашей внутренней активности, требующие для своего завершения большего периода времени, чем те, что определены колебаниями напряжения нашего сознания.
|
|
Прерывание процесса может быть навязано природой вещей: т.е. если развитие чего-либо нуждается в том, чтобы во внешнем времени произошло нечто такое, на что наша власть не распространяется, возникает специфический феномен «ожидания». Ожидание и усталость являются категориями, относящимися к онтологической ситуации человека в мире (и поскольку являются фундаментальными релевантностями, основанными на обстоятельствах, определенных биографическими факторами, эти явления будут рассмотрены впоследствии в наборе «биографических проблем»)134. Сейчас же нас интересует лишь тот факт, что эти навязанные перерывы ведут к па-
узе, приостановке нашей деятельности, которая, конечно же, не нуждается в том, чтобы быть навязанной. Они могут возникнуть и в добровольном прерывании, когда мы отвлекаемся от нашей темы, а затем вновь возвращаемся к ней. В обоих случаях – навязанного и добровольного прерывания – возникает проблема: Что произошло с темой в период приостановки? Как можно вернуться к ней после такой паузы? Почему я могу предполагать, что завтра начну с того, чем закончил вчера? И имеют ли эти вопросы один и тот же ответ для навязанных и добровольных прерываний?
Предположим, что я читаю «Дон-Кихота» и меня прервали; ответы на поставленные вопросы сравнительно просты. Я не могу закончить чтение романа за один присест; но, закрывая книгу на ночь на главе XX, я могу предвосхитить, что завтра XXI глава даст мне продолжение истории. Даже если я не продолжу чтение до следующей недели или следующего месяца, я могу быть уверен, что начну оттуда, где закончил сегодня. Тем временем я могу или должен вернуться к другим видам деятельности, другие темы станут главными объектами моего внимания, другие релевантности возникнут в то время, на которое я отложил чтение романа. Поскольку я не филолог и не изучаю литературу профессионально, мое чтение романа отложено на часы досуга. Как отмечалось выше, у меня есть различные планы, интегрирующие различные мотивы: планы работы и досуга, на час и на день, организованные в иерархию, зависящую от моего генерального жизненного плана. Эти планы определяют мотивационные релевантности моей деятельности. И ими определяются тематические релевантности, основанные на таких мотивах. В моих планах на досуг тематическая релевантность продолжить чтение остается неизменной. Но это не подходит моему плану работы; и когда я работаю, этот план нейтрализован, взят в скобки, пассивен, он дремлет, но, тем не менее, в поле моего схватывания. Короче, это тема, принадлежащая другой системе планов, другой области моей жизни; она сохраняется господствующей темой моего досуга, но в нейтрализованной форме, готовой к реактивации. Конечно, когда в часы досуга я занят чтением этой книги, темы моих рабочих планов оставлены, чтобы быть возобновленными, когда я вновь обращусь к системе мотивов-для, называемых моими планами.
|
|
Этот пример может привести к непониманию, поскольку моя повседневная деятельность принадлежит к области вер-
326
327
ховной реальности работы в общем для всех нас мире, в то время как мое чтение романа требует погружения в вымышленную реальность. Точнее, много так называемых перерывов в процессе осаждения (sedimentation) моего опыта включают смену уровня реальности или области (значений. – Н.С.). А поскольку мы определяем верховную реальность повседневной жизни как мир полного бодрствования, основанного на максимальном внимании к жизни (которое является высшим напряжением сознания), мы можем объяснить даже усталость модификацией такого внимания, т.е. с помощью верховной реальности как таковой. Но такая смена уровней реальности в случаях приостановки случается не всегда. Иными словами, паузы и перерывы могут возникать, если системы мотивов-для, принадлежащих тому же самому уровню реальности, пересекаются или конкурируют. Это и имеет место в приводимом нами примере.
Если мы прервали процесс деятельности а1 и обратились к деятельности а2, вернувшись к а1 по завершению а2, мы заменили тему а1 и соответствующую ей систему релевантностей на тему а2 и соответствующие ей тематические релевантности. Таким образом, а2, пребывавшее на периферии сознания, выдвигается в фокус, в то время как а1 отодвигается на периферию. Но она отодвигается как нейтрализованная тема с присущими ей релевантностями, откладывается, отсрочивается в полной тематической релевантности и не исчезнувшей из области схватывания. Имея а2 в центре моего тематического поля с его полной тематической релевантностью, я, тем не менее, удерживаю а1 как маргинальную и тематическую в своем роде, но как временно отложенную, взятую в скобки и удерживающую всю полноту релевантной структуры в пассивной, нейтрализованной форме. Мы можем назвать такую тему «маргинальной», а присущие ей релевантности – «маргинальными». В той мере, в какой последние являются мотивационными ре-левантностями, мы можем говорить о маргинальных планах.
Различие между этой ситуацией и двумя, описанными выше, очевидно135. В первом случае тема была оставлена, ее не было в поле сознания, даже в маргинальной области. Она могла оставить пробел, но системы релевантностей, присущие этому пробелу, не идентичны тем, что свойственны изначальной теме (ушедшей из поля зрения), это релевантности темы, находящейся в фокусе. Во втором случае, когда тема отодвигалась в том смысле, что «поглощалась» другой, существенно то,
|
|
что вновь возникшая проблема была связана с первой таким образом, что предыдущая либо расширяла, либо сужала размах последней. Но в нашем последнем случае (когда она прервана, активно отложена), оставленная тема удерживается в маргинальной области; здесь нет пробела, который мог бы служить источником гетерогенных релевантностей, и маргинальная тема не связана с актуальной посредством замещения. Маргинальная и актуальная темы равным образом завершают друг друга с присущими им полными системами релевантности (первая, уточним, в нейтрализованной модификации).
2. Соответственно, полный набор мотивационных релевант-ностей (называемый нами планом), которые в данный момент «не задействованы», можно интерпретировать как маргинальную тему. И в этом качестве он может быть вновь приведен в действие по желанию в любое время, если позволяют обстоятельства. Однако, строго говоря, допущение, что я могу начать завтра с того, чем закончил сегодня, включает идеализацию, являющуюся особой формой того, что мы назвали «и так далее, и тому подобное» или «я могу сделать это снова»136. Фактически я не могу возобновить прерванную деятельность а1 с того места, откуда я передвинул ее из фокуса в маргинальную область моего поля. Во время паузы, перерыва она была маргинальной темой и поэтому воспринималась как особый оттенок c позиций системы релевантностей, присущих актуализированной теме а2. Моя восстановленная деятельность а1 может быть существенно «той же самой», как и до перерыва, но она всегда будет иметь значение «та же самая деятельность, продолженная после перерыва». Конечно, может быть, что это изменение значения имеет единственной причиной прерывание протенции – предвосхищения того, что угрожает непрерывности реализации в процессе деятельности – тогда она прервана вторжением новой темы. Субъективным следствием такого опыта является более или менее заметное усилие «возобновить процесс» после приостановки. Это восстановление прерванной деятельности является частным случаем всеобщей проблемы повторения, которая станет особенно важной для исследования определенных форм социального взаимодействия и социальных отношений.
|
|
Мы должны вспомнить, что наша прерванная деятельность а1 и обращение к а2 либо навязано нам, либо является добровольным сдвигом нашего фокуса внимания. В последнем случае этот сдвиг является мотивированным; восприятие самого сдвига
328
329
может стать тематической релевантностью, но последний основан на мотивационных релевантностях особого рода. Мы даже можем ввести здесь четвертую категорию релевантности, которую можно было бы назвать релевантностью актуализации.
Однако более внимательный анализ показывает, что релевантность актуализации может быть проанализирована с учетом нескольких факторов. а) Сами мотивационные релевантности сдвига от одной деятельности к другой присущи всеобщему жизненному плану, в рамках которого все остальные планы – работы и досуга, планы на час и на день и т.д. – имеют свою позицию в иерархии. Релевантность актуализации является, следовательно, лишь системой мотивационных релевантностей более высокого порядка. б) Релевантность актуализации может относиться к онтологической структуре нашего бытия в мире как смертных, которые должны экономить свой ограниченный запас времени и энергии. Фактически эта проблема должна быть изучена заново, когда мы обратимся к анализу биографических моментов, определяющих нашу ситуацию в мире обстоятельств. в) Продолжая в том же контексте, пределы, навязанные нам онтологическим порядком вещей, включая биологические потребности нашего организма, навязывают нам порядок одновременности и последовательности форм взаимопересечения событий во внешнем и внутреннем времени (длительности). Ограничения, навязанные одновременностью, препятствуют тому, чтобы выполнять неограниченное множество форм деятельности, или воспринимать большое количество сопутствующих вещей. Порядок следования создает порядок приоритетов и предпосылок в ситуационных обстоятельствах, если не с помощью оценки, то хронологии, заставляя нас ставить главное на первое место. д) Релевантность актуализации основана, в конечном счете, на том, что мы изначально живем в социальном мире, что наше знание социально распределено и по большей части имеет социальное происхождение и что примирение нашей собственной системы тематической, интерпрета-тивной и мотивационной релевантностей с теми, что присущи нашим товарищам, всегда остается частичным и фрагментар-ным137. С помощью такого частичного совпадения индивидуальных систем релевантности возникает новый мотив актуализации, причем внутренние релевантности моих товарищей воспринимаются мною как навязанные релевантности.
И здесь становится заметным другое различие между навязанным и добровольным разрывом: навязанный разрыв – будь
он навязан человеческими условиями, природой вещей или социальными взаимодействиями – субъективно воспринимается как препятствие на пути непрерывного потока нашей деятельности. Так называемый добровольный разрыв также мотивирован теми же факторами, но эти мотивы, будучи подлинными мотивами-потому-что, открываются лишь в рефлексивной установке. Конечно, разрыв может восприниматься как болезненный, может привести даже к психопатологическим явлениям. Но по большей части переключение с одной деятельности на другую, взаимопроникновение наших планов, цепь взаимных разрывов, довлеющих всей нашей жизни и формирующих ее (даруя ей уникальный и индивидуальный ритмический образец), становится привычной и как таковое является частью нашего запаса наличного знания, непроблематизируемого и принимаемого как само собой разумеющееся.
3. Современная психология стала особенно интересоваться проблемой приостановки подлежащих решению задач, и несколько замечательных экспериментов были поставлены для того, чтобы показать влияние этих искусственных прерывов на эффективность выполнения поставленных задач (Цайгарник, Осинака)138. Нас не интересует собственно психологическая проблема, особенно потому, что лабораторная ситуация обходилась исключительно навязанными задачами и прерывами, не проясняя того, что означает сам разрыв и когда задачу следует считать решенной – не с точки зрения наблюдателя (психолога), а с точки зрения самого действующего.
Нас скорее интересует проблема прерыва в несколько иных отношениях. Во-первых, как мы указывали во вводных ремар-ках139, нам следует быть внимательными, дабы не быть сбитыми с толку статическим описанием генетического процесса в интерпретации прерванной темы как маргинальной и ее возобновления как восприятий, которые с необходимостью выделяются из потока нашей сознательной жизни как отличные ото всех прочих восприятий. Актуальная и маргинальная темы соприсутствуют в нашем разуме; они одновременны. Мы называем такую способность нашего разума удерживать обе темы в области схватывания «контрапунктной структурой нашего разума». С ее помощью мы способны воспринимать, подобно слушателям полифонической музыки, две независимые темы, одновременно разворачивающиеся в одном и том же потоке, рассматривая одну как фокусную, а другую – как маргинальную, и наоборот. Во-вторых, там же мы указывали, что это яв-
330
331
ление – лишь следствие того, что мы назвали гипотезой шизофренического эго, а именно, тот факт, что мы вовлечены в одну актуальную и множество маргинальных релевантностей различными пластами своей личности и на различную глубину. Эта черта станет особенно важной для последующего изучения как исходный пункт анализа понятий социальной роли и социальной персональности. В-третьих, прерывание процесса отложения (sedimentation) нашего знания, т.е. ритмические колебания между актуальными и маргинальными релевантно-стями, становятся фундаментально важными с точки зрения структуры нашего запаса наличного знания. Сказанное необходимо кратко пояснить.
Если непрерывная организация ментальной жизни на различных уровнях и глубине оказывается такой, что деятельность разума относится к различным системам изменяющихся актуальных и маргинальных релевантностей, тогда налицо определенное привычное обладание знанием. Не только переход с одного уровня на другой становится само собой разумеющимся (непроблематизируемым), но также и система релевант-ностей, свойственная каждому виду деятельности, становится привычным, непроблематизируемым, само собой разумеющимся знанием, – однако лишь в рамках определенной системы релевантностей. Когда набор а2 актуализирован, а набор а1 схватывается маргинально, система релевантностей, присущая а1, равно как и свойственная а2, может быть опривычена и рассматриваться как сама собой разумеющаяся. Но, когда мы берем а2 в качестве отправного пункта, основания и референци-альной основы, система соотнесений, присущая а1, может проблематизироваться, она более не воспринимается как сама собой разумеющаяся, и наоборот. Релевантная система а1 может оказаться внутренне последовательной, но непоследовательной в отношении релевантной системы а2: т.е. объяснительные возможности а1 могут быть не совместимы с а2 (хотя ритмический сдвиг от а1 к а2 и обратно может стать привычным). Если такое случается, так сказать, по необходимости – поскольку коренится в контрапунктной структуре разума и шизофреническом вовлечении различных глубин нашей личности в каждый из этих наборов релевантности, тогда универсальная применимость нашего запаса наличного знания разрушается. Запас знания, с помощью которого управляются с проблемами на работе, не используется в часы досуга. Бизнесмен, играющий с ребенком, «забывает» о бизнесе. Напряжение
сознания изменилось; обыденный язык более подходит в минуты расслабления. И в этом смысле приостановка или пауза является расстройством, препятствующим процессу отложения (sedimentation) знания. Однако беспрепятственный процесс является лишь идеальной моделью, и различные явления, которые мы до сих пор рассматривали под рубрикой отклонений и затруднений этого процесса, являются скорее нормальным состоянием дел.