Бергсон посвятил проблеме отсутствия порядка знаменитый параграф своей «Творческой эволюции», озаглавленный «Les deux ordres et le dйsordre» («Два порядка и беспорядок»)20. Здесь нас не интересует особая природа двух порядков, установленных в системе бергсоновской философии, а именно, спонтанного порядка жизни versus автоматического порядка интеллекта. Для нас, однако, весьма интересна его интерпретация взаимоотношения между несколькими сосуществующими порядками. Бергсон начинает с исследования понятия беспорядка и приходит к выводу, что то, что мы называем «беспорядком», есть всего лишь недостаток или отсутствие особого рода порядка, которого мы ожидаем и по отношению к которому любой другой порядок кажется не более чем случайным. Это можно проиллюстрировать на примере того, как мы употребляем понятие беспорядка в повседневной жизни. Что мы имеем в виду, когда входим в спальню и говорим: «Здесь беспорядок»? Положение каждого находящегося в ней предмета может
468
469
|
|
быть объяснено автоматическими движениями людей, живущих в этой комнате, или какими угодно действенными причинами, расположившими каждый предмет мебели, одежды и т.д. на его месте. Все это происходит в строгом соответствии с порядком физической причинности. Однако нас попросту не интересует этот род порядка, если мы ожидали найти опрятно прибранную комнату. Что мы ожидали в ней найти, так это человеческое, пусть даже и произвольное, упорядочение расположения вещей. С другой стороны, когда мы представляем Хаос, мы имеем в виду такое состояние мира физической природы, которое не подчиняется законам физики, но в котором события возникают и исчезают по произволу. В данном случае мы применяем к миру природы принципы человеческого (а значит, произвольного) порядка, ставя на место «l’ordre auto-matique» «l’ordre volu». Отсутствие порядка, в смысле отсутствия всякого порядка вообще, является, таким образом, как говорит Бергсон, бессмысленным выражением и указывает лишь на то, что недостает ожидаемого особого рода порядка. В то же время, этим предполагается, что существует некий другой род порядка, не сводимый к первому. Притом один порядок необходимо случаен по отношению к другому. Бергсон приходит к выводу, что геометрический порядок – всего лишь вытеснение спонтанного порядка, диктуемое некоторыми потребностями нашей практической жизни.