Условия для пуска двигателей
Чтобы двигатель начал работать, необходимо создать условия для воспламенения и горения горючей смеси.
Эти условия зависят от ряда факторов: скорости перемещения поршня, температуры двигателя и рабочей смеси, компрессии в цилиндрах, свойств топлива, качества его распыла, угла опережения зажигания (впрыска), вязкости масла и др.
Для первого воспламенения необходимо раскрутить коленчатый вал до пусковой частоты вращения. У ДВС с искровым зажиганием она находится в пределах 30…100 мин-1. У дизельных двигателей пусковая частота значительно выше — 200…300 мин-1.
Чтобы раскрутить двигатель, необходимы значительные затраты мощности для преодоления сил трения, аэродинамическое сопротивление при газообмене, гидравлическое сопротивление моторного масла и др.
При пуске двигателя с искровым зажиганием горючую смесь сжимают в цилиндре и воспламеняют электрической свечой зажигания.
|
|
Первоначально испаряются и воспламеняются легкие фракции топлива. Чем ниже температура, тем больше топлива необходимо для получения необходимого количества паров топлива. Пусковая смесь должна быть богатой (соотношение воздуха к топливу менее 12:1).
Важно знать! При пуске двигателя в первоначальный момент скорость вращения вала близка к нулю, а сопротивление прокручиванию коленчатого вала холодного ДВС меньше, чем при возрастании скорости и температуры.
Этот парадокс объясняется тем, что в момент начала прокручивания масло между трущимися поверхностями находится в виде тончайшей пленки, вязкость которой от температуры почти не зависит.
Таким образом, для пуска холодного двигателя необходима богатая смесь и возможно низкая скорость вращения коленчатого вала.
При пуске дизеля воспламенение горючей смеси в значительной степени зависит от температуры и давления в конце такта сжатия. При давлении 0,3 МПа температура самовоспламенения около 400°С, а при давлении 3 МПа — 200°С. При низкой скорости вращения сжатый воздух успевает остыть, поэтому при пуске дизеля необходима повышенная скорость вращения.
Способы пуска двигателя внутреннего сгорания
Пуск двигателя вручную. Данный пуск используют для карбюраторных ДВС малой мощности (мотоблоки, мотоциклы, пусковые двигатели дизелей).
|
|
Пуск двигателя вручную осуществляют несколькими способами. Пусковую рукоятку вводят в зацепление с храповиком на носке коленчатого вала и прокручивают. Пусковой шнур наматывают на маховик и резким движением выдергивают его, раскручивая маховик рычажным пусковым механизмом с зубчатым сектором.
Пуск двигателя электрическим стартером. Такой пуск наиболее распространен (рис. 14.1). В качестве стартера используют электрический двигатель постоянного тока, который питается от аккумуляторных батарей.
Рис. 14.1.Способы пуска двигателей:
а — пуск электрическим стартером; б — пуск вспомогательным двигателем внутреннего сгорания; 1 — венец маховика; 2 — шестерня привода маховика; 3 — муфта свободного хода; 4 — рычаг включения шестерни привода маховика; 5 — тяговое реле; 6 — контакты включения стартера; 7 — стартер; 8 — ключ включения стартера; 9 — сцепление пускового двигателя; 10 — редуктор; 11 — пусковой двигатель; 12 — рычаг включения сцепления; 13 — автомат включения; 14 — приводной вал; I — пусковой двигатель соединен с двигателем; II — пусковой двигатель отключен от двигателя
При пуске тяговое реле через рычаг вводит в зацепление шестерню стартера с венцом маховика и включает стартер, замыкая его контакты.
Чем мощнее двигатель, тем более мощный стартер требуется для его пуска. У ДВС с искровым зажиганием Ns = (0,016…0,027) Ne, у дизелей Ns = (0,045…0,100) Ne.
Пуск двигателя инерционным стартером. Такой пуск применяют для больших двигателей с рабочим объемом 10…40 л (авиационных и др.). Вручную и электродвигателем небольшой мощности раскручивают большой маховик, который затем вводят в зацепление с двигателем.
Пуск сжатым воздухом. Данный пуск используют чаще всего на тепловозах и бронетехнике с поршневыми двигателями. Сжатый воздух подают в цилиндры в соответствии с порядком работы на такте рабочего хода. Такой способ связан с проблемой восполнения воздуха в случае неудачных попыток.
Пневмогидравлический пуск. Сжатый воздух (около 30 МПа) через поршень давит на рабочую жидкость и приводит в действие гидравлическое устройство, которое вращает двигатель.
Пиротехнические пусковые устройства. Такие устройства используют энергию газов от сгорания пороха.
Для пуска дизелей с малым рабочим объемом можно использовать бензин. Устройство таких двигателей предполагает наличие дополнительной камеры со свечой зажигания. При пуске специальный клапан соединяет ее с основной камерой. После прогрева двигателя дополнительную камеру отключают, и клапан закрывает сообщение с основной камерой.
Пуск дизеля вспомогательным двигателем. Распространен для тракторов мощностью более 40 л.с. (рис. 14.2). В качестве таких пусковых двигателей используют одноцилиндровые и двухцилиндровые двухтактные двигатели.
Рис. 14.2.Схема устройства пускового двигателя:
1 — патрубок подсоединения к системе охлаждения основного двигателя; 2 — свеча зажигания; 3 — краник заливной (продувочный); 4 — карбюратор; 5 — воздухоочиститель; 6 — однорежимный регулятор частоты вращения; 7 — магнето; 8 — пробка для удаления конденсата из картера; 9 — редуктор; 10 — шатун; 11 — маховик; 12 — коленчатый вал; 13 — поршень; 14 — чугунный цилиндр с впускным продувочным и выпускным окнами
Устройство пускового двигателя внутреннего сгорания
- 14.3.1. Основные элементы
- 14.3.2. Последовательность пуска вспомогательного двигателя
- 14.3.3. Последовательность пуска дизеля
Основные элементы
|
|
Пусковые двигатели обычно имеют жидкостное охлаждение. Их мощность — 3,5…10,0 кВт.
Остовом такого двигателя служит чугунный картер с разъемом в вертикальной плоскости. Картер герметичен и используется в качестве продувочной камеры, которая через перепускные каналы сообщается с продувочными окнами.
В головку цилиндра ввернуты свеча зажигания и краник для заливки топлива перед пуском.
Поршень из алюминиевого сплава имеет выпуклое днище (для лучшей продувки). Выбитая на нем стрелка должна быть обращена в сторону маховика. Это позволяет избежать попадания стыков компрессионных колец в окна цилиндра поломок.
Обычно в таком двигателе применяют КШМ дезаксиального типа. Коленчатый вал разъемный и вращается в двух роликовых подшипниках.
От переднего конца вала через шестеренчатую передачу приводятся в действие регулятор оборотов и магнето. На другом конце вала установлен маховик. Пусковой двигатель, как правило, имеет жидкостную систему охлаждения, соединенную с системой охлаждения дизеля. Это позволяет обогревать дизель и значительно облегчить его пуск.
Внимание! Для предотвращения перегрева пускового двигателя продолжительность его работы без присоединения к дизелю не должна превышать 2 мин.
Система питания пускового двигателя состоит из топливного бачка с фильтром-отстойником, карбюратора и воздухоочистителя.
Система зажигания и пуска включает в себя: магнето, свечи зажигания, провода высокого напряжения и стартер (ручной или электрический).
Для передачи крутящего момента от пускового двигателя дизелю рычаг сцепления 12 устанавливают в положение I (см. рис. 14.1 в подразд. 14.2). При этом приводная шестерня входит в зацепление с зубчатым венцом маховика, а сцепление выключается и разъединяет пусковой двигатель от механизма привода коленчатого вала дизеля.
|
|
После его пуска и прогрева рычаг сцепления плавно переводят в положение II и включают сцепление. Вращение передается на дизель.
Так как скорость вращения дизеля значительно превосходит скорость вращения пускового двигателя, в механизме передачи устанавливают обгонную муфту (муфту свободного хода) и автомат выключения (бендикс).
После пуска дизеля обгонная муфта расклинивается и вращение в обратном направлении от дизеля к пусковому двигателю не передается.
При увеличении частоты вращения вала дизеля до 500…600 мин-1 центробежный автомат выключения выводит приводную шестерню из зацепления с венцом маховика.