Для пуска дизеля необходимо соблюдать следующий порядок действий:
1) плавно включите сцепление пускового двигателя (положение II) и прокрутите коленчатый вал дизеля;
2) включите декомпрессионный механизм дизеля. После нескольких оборотов декомпрессионный механизм выключите;
3) при появлении давления масла включите подачу топлива;
4) после начала работы дизеля выключите сцепление пускового двигателя (положение I, а затем 0) и остановите его. Для этого выключите зажигание, перекройте краник подачи топлива и закройте воздушную заслонку;
5) прогрейте дизель без нагрузки, постепенно увеличивая скорость вращения коленчатого вала. Дизель может работать под нагрузкой при давлении масла 0,25…0,4 МПа и температуре ОЖ 50°С.
Важно знать! Если дизель не удается запустить, удалите воздух из топливной системы через продувочный вентиль фильтра тонкой очистки.
Средства облегчения пуска дизеля в холодное время
Дизель надежно пускается без вспомогательных средств электрическим стартером при температуре до -5°С и пусковым двигателем при температуре до -20°С.
Для облегчения пуска дизеля существуют разнообразные средства: подогрев воздуха на впуске, прогрев камеры сгорания, подогрев топлива, применение легковоспламеняющихся пусковых жидкостей; декомпрессионные механизмы, подогреватели ОЖ и масла (рис. 14.3).
Рис. 14.3. Устройства для пуска двигателей при низких температурах
Свечи накаливания с открытой спиралью устанавливают во впускном коллекторе. При установке ключа стартера в положение I нагреваются одновременно свеча и контрольный элемент на щитке приборов. Через 40…60 с температура спирали достигает 900°С и прогревает воздух во впускном трубопроводе до 25…30°С.
При накаливании контрольного элемента до ярко-красного цвета ключ переводят в положение II и включают стартер.
Устройство эффективно при температуре до -15°С.
Штифтовые свечи (с закрытой спиралью) устанавливают в камеры сгорания. Такие свечи за 4 с накаляются до температуры воспламенения 850°С. После пуска дизеля свечи остаются включенными до 6 мин, в зависимости от температуры воздуха. Поддержание накала в период прогрева дизеля способствует уменьшению токсичности и уровня шума.
Устройство обеспечивает надежный пуск при температуре -20°С, однако увеличивает нагрузку на аккумулятор.
Электрофакельный подогреватель нагревает воздух за счет сжигания дизельного топлива во впускном коллекторе. При включении подогревателя в положении II за 30…35 с спираль разогревается до температуры 900…1000°С, в положении III открывается клапан подачи топлива и оно воспламеняется. При температуре на входе в камеры сгорания 300…350°С заводят основной двигатель.
Подогреватель позволяет уверенно пускать дизели при -25°С.
Пусковые жидкости являются смесью эфира, спиртов и моторного масла. Для дизельных двигателей рекомендуется жидкость «Холод-40», а для двигателей с искровым зажиганием — «Арктика». Жидкость специальным приспособлением подают во впускной трубопровод.
Пусковые жидкости применяют при температуре -25…-45°С. Исследования показали, что вопреки распространенному мнению на ресурсе двигателя такой пуск существенного влияния не оказывает.
Нагревательный элемент для подогрева топлива устанавливают обычно в фильтр очистки топлива. Он работает в автоматическом режиме в диапазоне температур +5…-15°С.
Уменьшить вязкость дизельного топлива в зимнее время можно, добавляя в него 10…20% керосина или 5…10% бензина.
Предпусковой подогреватель — наиболее эффективное средство для облегчения пуска двигателя при низких температурах. Это устройство нагревает одновременно жидкость в системе охлаждения и масло в поддоне картера теплотой ОГ подогревателя. Подогреватель обеспечивает подготовку двигателя к пуску при температуре -40°С в течение 20…25 мин.
Работают такого типа подогреватели на топливе основного двигателя или смеси керосина с дизтопливом. Расход топлива — около 4…5 л/ч.
Электрические подогреватели устанавливают обычно в систему охлаждения и подключают к сети напряжением 220 В. Устройство используют во время стоянки техники.
Внимание! При низких температурах использование зимних маловязких сортов масла обязательно.