Урок №2. Тема: «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новое в русской литературе

Эпиграф: «Ты хочешь быть авто­ром: читай историю несчастий рода человече­ского     — и если сердце твое не обольется кро­вью, оставь перо...»;

 «О человечество!...я сте­наю о твоих заблуждениях!» (Н.М.Карамзин).

Цели: показать традиции сентиментализма в произведении; стилевые особенности текста; сюжет и композиция повести; характеристика образов (Эраст и Лиза: психологизм в раскрытии внутреннего мира героев через любовные переживания);

развивать навыки анализа произведения; навыки выразительного чтения;

воспитывать читательскую культуру обучающихся.

 

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение ранее изученного.

- Расскажите об основных периодах жизни и творчества Н.М.Карамзина.

 - Почему Карамзина называют родоначальником сентиментализма?

- Каков вклад Н.М. Карамзина в развитие русского литературного языка?

- Перечислите основные черты сентиментализма как литературного направления.

- Перечислите особенности сентиментализма.

- Назовите основные жанры этого литературного направления.

3.Сообщение темы и целей урока.

4.Актуализация опорных знаний.

· Слово учителя.

Вы прочитали прославившую Карамзина повесть «Бедная Лиза». Написанная более 200 лет назад, она вызывала раньше и вызывает сейчас споры и прямо противоположные оценки.

В конце XVIII и в первое десятилетие XIX в. повесть читалась с восторгом, выдержала шесть изданий, стала предметом подра­жания и в жизни и в литературе (появились повести А.Е. Измай­лова «Бедная Маша», А. Попова «Бедная Лилия» и др.). В кон­це 20-х и начале 30-х годов XIX в. она казалась уже данью ушедшей моде.

Однако современный ученый (В. Муравьев) убежден, что по­весть «Бедная Лиза» «не знала за два века ни забвения, ни утра­ты читательской любви». А это значит, что и сейчас повесть чи­тается с интересом.

Беседа с классом:

Выскажите свое мнение  как читатели.

Интересна ли вам эта повесть? Если да, то чем?

Что привлекает в ней?

Правдива ли она, на ваш взгляд? Что, по-вашему, в ней правда, а что — нет? Попытайтесь понять свои чувства и переживания, испытанные при чтении, и объяснить их.

· Сравните  высказывания Карамзи­на (эпиграфы). Что говорят они нам о писателе?

Карамзин не может пройти мимо бед, несчастий человека. Он наделен добрым сердцем, чувствительностью.

Словарная  работа.

 

-   Что значит «стенаю»? (Стенать — стонать,кричать со стоном. Стон — от боли душевной.)

· Послушайте слова Карамзина. Актуальны ли эти слова Карамзина для нашего времени?

-«Мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, а смирение в политике вредно. Кто самого се­бя не уважает, того и другие уважать не бу­дут... Станем смело наряду с другими наро­дами, скажем ясно свое имя и повторим его с благородною гордостью».

-«Как человек, так и народ начинает все­гда подражанием, но должен со временем быть самим собою. Хорошо и должно учить­ся, но горе и человеку, и народу, который бу­дет всегда учеником!»

     5.Закрепление темы урока

· Слово учителя. Повесть «Бедная Лиза» (1792) была с востор­гом принята современниками. В основу ее поло­жен сюжет, широко распространенный в литера­туре сентиментализма: молодой богатый дворя­нин добился любви бедной девушки-крестьянки, оставил ее и тайно женился на богатой дворянке. При случайной встрече с возлюбленным все рас­крывается, он пытается деньгами загладить свой проступок. Бедная девушка не перенесла горя и утопилась. Причина популярности «Бедной Лизы» заключалась в том, что в традиционный сюжет о несчастной любви автор внес живую жизнь, на место героев, произносящих патетические фразы о любви, поставил героев подлинно любящих, страдающих, показал любовь как многогранное, но изменчивое чувство.

· Работа с текстом:

- От чьего лица ведется повествование? (От лица рассказчика.)

- Исчерпывается ли только этим роль повествователя? Докажите по тексту присутствие рассказчика. (Рассказчик душевно вовлечен в отноше­ния героев. Ребята отмечают характерные для сентиментализма незримое присутствие автора, лиризм. Повествователь кажется им даже излишне чувствительным, они улыба­ются, читая повторяющиеся «Ах!», но видят в нем благородного, гуманного человека, ра­нимого, остро ощущающего чужую беду. Повествователь бывает печален, радостен, гневен).

- О чем эта повесть?

- Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить её отец с матерью?  Как называла Лизу мать?

- Какими эпитетами наделяет автор свою героиню? (по тексту)

- Проследим, какой характер носят чувства героев, как они раз­виваются, к чему приводят. Прежде всего чувства главной героини повести — Лизы. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?

(Можно выявить внутренние пережива­ния, говорящие о любви Лизы: смущение, во­лнение, грусть, безумная радость, счастье, тревога, тоска, страх, отчаяние, потрясение. Чувства Лизы отличаются глубиной, по­стоянством, бескорыстием. Она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женой Эра­ста, и даже дважды говорит об этом в повес­ти: «Матушка! матушка! как этому статься? Он барин; а между крестьянами...», «Однако ж те­бе нельзя быть моим мужем!.. Я крестьянка...» Но любовь оказывается сильнее разума. Признание Эраста наполнило сердце Лизы «чистым и вместе с тем страстным чувством», которое она не может и не хочет скрыть. Ге­роиня забыла обо всем и отдала всю себя любимому).

- Как автор передает то или иное состо­яние Лизы? (Лиза «еще более закраснелась и, потупив глаза в землю, сказала...», «тихим голосом пела жалобные песни», «провожала его гла­зами», «все жилки в ней забились», «встала, хотела идти, но не могла» и т.д. Делаем вывод о том, что точно найденные писателем внешние проявления переживаний позволяют понять, что происходит в душе ге­роини. Душа Лизы отличается богатством, глубиной. «И крестьянки любить умеют!»)

- Как вы думаете, почему Лиза выража­ется таким правильным и поэтичным языком?

(Карамзин в по­вести решал вопрос о внесословной ценности человека, хотел раскрыть красоту и благород­ство чувств своей героини, потому такой язык.)

- Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?

- А какое мнение сложилось у вас о нем? Чем было вспыхнувшее чувство для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?

(Самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но из­балованного барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Лиза привлек­ла его прежде всего своей внешностью. На­мерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы: «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце давно искало». Отметим, что подобное воздействие женской красоты на мужскую душу — постоянный мо­тив сентиментальной литературы. Первоначально он думал «о чистых радостях», наме­ревался «жить с Лизой, как брат с сестрою». Чувствуется авторская ирония. Но все же Эраст изображен Карамзиным не веро­ломным обманщиком-соблазнителем. По словам автора, «довольно богатый дворя­нин» с «добрым от природы» сердцем, но «слабым и ветреным, он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольст­вии...». Предательство его ненамеренное, но тем более коварное).

- Значить, любовь стала испытанием для героя?

(Он плохо знал свой характер, слишком переоценил свои нравственные силы. Сенти­ментальные идеалы Эраста сложились под воздействием книг: «Он читывал романы, идиллии; имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или небывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам <...> и в счастливой праздности все дни свои провождали». Вскоре, по словам Карамзина, он «не мог уже доволен быть <...> одними чистыми объ­ятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресы­щение и желание освободиться от наскучив­шей связи. В его чувстве нет глубины, оно эгоистично).

- В «Бедной Лизе» существенное место занимает тема денег. Как все, связанное с деньгами, освещает человеческие отношения'?

(Лейтмотив денег сопутствует образу дворянина Эраста, а не бедной Лизы. У героини нет никаких своеко­рыстных помыслов. Во время одного из сви­даний Лиза сообщает Эрасту, что к ней сва­тается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее матушка очень хочет этого брака. «И ты соглашаешься?» — насторажи­вается Эраст. «Жестокий! можешь ли об этом спрашивать?» — упрекает его Лиза. Разбив сердце девушки, Эраст хочет от­купиться от нее: «Вот сто рублей — возьми их (он положил ей деньги в карман) — позволь мне поцеловать тебя в последний раз — и пойди домой». Он женится на богатой вдове, чтобы поправить свои дела.)

- Как можно назвать в этот момент Эраста? Какой он? Подберите слова для характеристики.

 (Словарная работа: корыстный — стремящийся к личной выгоде, наживе, жадный меркантильный — скупой в мелочах, излишне расчетливый, торгашеский)

- А как расценить поступок Лизы? Этими ста рублями не «откупается» ли она от матери?

(В сентиментальной литературе деньги всегда вызывали осудительное отношение к себе. Искренняя, настоящая помощь должна  выражаться в поступках, в непосредственном участии в судьбе людей. Деньги же создаю лишь видимость участия и часто служат прикрытием нечистых намерений. «Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его — но язык мой не движется — смотрю на небо и слеза катится по лицу моему»).

- Как проявляется здесь отношение автора к герою?

- Как разрешается тема любви крестьянки Лизы и дворянина Эраста? (Человек в литературе сентиментализма лишен боевого духа, не борется за свои чувства, подчиняясь обстоятельствам. Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бес­смысленным, и она накладывает на себя руки).

- Как, по-вашему, относится автор к самоубийству героини?

- Что  узнаем мы об Эрасте из финала повести? Произошло ли очищение души?

(Да, он понял свои ошибки, «не мог уте­шиться», жестоко корит себя, ходит на моги­лу Лизы. Карамзин говорит о встрече и при­мирении их душ в ином мире).

- Делаем вывод: на примере жизни Эраста Карамзин показывает, какую большую роль играет чувство любви в формировании чело­веческой личности, но и предупреждает о не­обходимости рассудка в любви.

- В чьи уста вкладывает писатель эти размышления? (Матери Лизы и Повествователя. Они люди зрелые, мудрые, лучше знают жизнь, понимают, что человек строит свое счастье на гармонии чувства и разума...)

- Как понимать финальную фразу повести?

- Для достижения максимального прав­доподобия Карамзин связал сюжет своей по­вести с конкретными местами тогдашнего Подмосковья. Домик Лизы расположен на бе­регу Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. Свидания Эраста и Лизы проис­ходили возле Симонова пруда, который пос­ле повести Карамзина получил название Лизиного пруда. В духе сентиментализма автор соединяет описание природы с изображени­ем мыслей и настроений человека.

- Обратимся к пейзажу, как он связан с другими сторонами повествования?

(Ребята анализируют пейзажные зарисов­ки, дают толкование символам весны, ланды­ша, тумана, осени; отмечают связь природы с Лизой («Печальная горлица соединила жа­лобный голос свой с ее стенаниями» и про­чие примеры) и отсутствие такой связи с Эрастом. Говорят о свете и мраке в повести. Автор, по их мнению, наделяет природу разу­мом.

- Подведем итоги: как проявляются в по­вести черты сентиментализма? Какие ее эпи­зоды показались вам особенно трогательны­ми?

- В чем смысл заглавия? (Бедная — несча­стная. Как отметил Ю.Лотман, в эпитете бедная - эмоциональная реакция повествователя на события повести. Заглавие «построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим отношение к ней Повествователя. Таким образом, в за­главие оказывается введен не только мир объекта повествования, но и мир Повество­вателя, между которыми установлено отно­шение сочувствия». Для рассказчика речь идет не только о факте, требующем морали­заторства, но о судьбах людей, один из ко­торых был ему знаком, а могила другой ста­новится излюбленным местом его прогулок и размышлений).

6.Итог урока.

- Какие, на ваш взгляд, «чувства доб­рые» воспитывает в читателях повесть Ка­рамзина? Могут ли извлечь из нее современ­ные молодые люди нравственные уроки? Ес­ли да, то какие?

(Карамзин учит ценить человека не по сословной принадлежности, а за душевное богатство, проявляемое в любви. Учит ответственности за свои поступки)

- Насколько прочитанное нами произведение отличается от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? В чем увидели эту разницу современники Карамзина?

      7.Домашнее задание: Большую роль в повести играют описания природы. Ее жизнь включается в отношения героев, помогает понять душевное состояние героини. Проследите, как общение с природой передает чувство Лизы, запишите свои наблюдения.

     

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: