Эпиграф: «Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого — и если сердце твое не обольется кровью, оставь перо...»;
«О человечество!...я стенаю о твоих заблуждениях!» (Н.М.Карамзин).
Цели: показать традиции сентиментализма в произведении; стилевые особенности текста; сюжет и композиция повести; характеристика образов (Эраст и Лиза: психологизм в раскрытии внутреннего мира героев через любовные переживания);
развивать навыки анализа произведения; навыки выразительного чтения;
воспитывать читательскую культуру обучающихся.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Повторение ранее изученного.
- Расскажите об основных периодах жизни и творчества Н.М.Карамзина.
- Почему Карамзина называют родоначальником сентиментализма?
- Каков вклад Н.М. Карамзина в развитие русского литературного языка?
- Перечислите основные черты сентиментализма как литературного направления.
- Перечислите особенности сентиментализма.
- Назовите основные жанры этого литературного направления.
|
|
3.Сообщение темы и целей урока.
4.Актуализация опорных знаний.
· Слово учителя.
Вы прочитали прославившую Карамзина повесть «Бедная Лиза». Написанная более 200 лет назад, она вызывала раньше и вызывает сейчас споры и прямо противоположные оценки.
В конце XVIII и в первое десятилетие XIX в. повесть читалась с восторгом, выдержала шесть изданий, стала предметом подражания и в жизни и в литературе (появились повести А.Е. Измайлова «Бедная Маша», А. Попова «Бедная Лилия» и др.). В конце 20-х и начале 30-х годов XIX в. она казалась уже данью ушедшей моде.
Однако современный ученый (В. Муравьев) убежден, что повесть «Бедная Лиза» «не знала за два века ни забвения, ни утраты читательской любви». А это значит, что и сейчас повесть читается с интересом.
Беседа с классом:
Выскажите свое мнение как читатели.
Интересна ли вам эта повесть? Если да, то чем?
Что привлекает в ней?
Правдива ли она, на ваш взгляд? Что, по-вашему, в ней правда, а что — нет? Попытайтесь понять свои чувства и переживания, испытанные при чтении, и объяснить их.
· Сравните высказывания Карамзина (эпиграфы). Что говорят они нам о писателе?
Карамзин не может пройти мимо бед, несчастий человека. Он наделен добрым сердцем, чувствительностью.
Словарная работа.
- Что значит «стенаю»? (Стенать — стонать,кричать со стоном. Стон — от боли душевной.)
· Послушайте слова Карамзина. Актуальны ли эти слова Карамзина для нашего времени?
-«Мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, а смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того и другие уважать не будут... Станем смело наряду с другими народами, скажем ясно свое имя и повторим его с благородною гордостью».
|
|
-«Как человек, так и народ начинает всегда подражанием, но должен со временем быть самим собою. Хорошо и должно учиться, но горе и человеку, и народу, который будет всегда учеником!»
5.Закрепление темы урока
· Слово учителя. Повесть «Бедная Лиза» (1792) была с восторгом принята современниками. В основу ее положен сюжет, широко распространенный в литературе сентиментализма: молодой богатый дворянин добился любви бедной девушки-крестьянки, оставил ее и тайно женился на богатой дворянке. При случайной встрече с возлюбленным все раскрывается, он пытается деньгами загладить свой проступок. Бедная девушка не перенесла горя и утопилась. Причина популярности «Бедной Лизы» заключалась в том, что в традиционный сюжет о несчастной любви автор внес живую жизнь, на место героев, произносящих патетические фразы о любви, поставил героев подлинно любящих, страдающих, показал любовь как многогранное, но изменчивое чувство.
· Работа с текстом:
- От чьего лица ведется повествование? (От лица рассказчика.)
- Исчерпывается ли только этим роль повествователя? Докажите по тексту присутствие рассказчика. (Рассказчик душевно вовлечен в отношения героев. Ребята отмечают характерные для сентиментализма незримое присутствие автора, лиризм. Повествователь кажется им даже излишне чувствительным, они улыбаются, читая повторяющиеся «Ах!», но видят в нем благородного, гуманного человека, ранимого, остро ощущающего чужую беду. Повествователь бывает печален, радостен, гневен).
- О чем эта повесть?
- Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить её отец с матерью? Как называла Лизу мать?
- Какими эпитетами наделяет автор свою героиню? (по тексту)
- Проследим, какой характер носят чувства героев, как они развиваются, к чему приводят. Прежде всего чувства главной героини повести — Лизы. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?
(Можно выявить внутренние переживания, говорящие о любви Лизы: смущение, волнение, грусть, безумная радость, счастье, тревога, тоска, страх, отчаяние, потрясение. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием. Она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женой Эраста, и даже дважды говорит об этом в повести: «Матушка! матушка! как этому статься? Он барин; а между крестьянами...», «Однако ж тебе нельзя быть моим мужем!.. Я крестьянка...» Но любовь оказывается сильнее разума. Признание Эраста наполнило сердце Лизы «чистым и вместе с тем страстным чувством», которое она не может и не хочет скрыть. Героиня забыла обо всем и отдала всю себя любимому).
- Как автор передает то или иное состояние Лизы? (Лиза «еще более закраснелась и, потупив глаза в землю, сказала...», «тихим голосом пела жалобные песни», «провожала его глазами», «все жилки в ней забились», «встала, хотела идти, но не могла» и т.д. Делаем вывод о том, что точно найденные писателем внешние проявления переживаний позволяют понять, что происходит в душе героини. Душа Лизы отличается богатством, глубиной. «И крестьянки любить умеют!»)
- Как вы думаете, почему Лиза выражается таким правильным и поэтичным языком?
(Карамзин в повести решал вопрос о внесословной ценности человека, хотел раскрыть красоту и благородство чувств своей героини, потому такой язык.)
- Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?
- А какое мнение сложилось у вас о нем? Чем было вспыхнувшее чувство для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?
(Самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Лиза привлекла его прежде всего своей внешностью. Намерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы: «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце давно искало». Отметим, что подобное воздействие женской красоты на мужскую душу — постоянный мотив сентиментальной литературы. Первоначально он думал «о чистых радостях», намеревался «жить с Лизой, как брат с сестрою». Чувствуется авторская ирония. Но все же Эраст изображен Карамзиным не вероломным обманщиком-соблазнителем. По словам автора, «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, но «слабым и ветреным, он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии...». Предательство его ненамеренное, но тем более коварное).
|
|
- Значить, любовь стала испытанием для героя?
(Он плохо знал свой характер, слишком переоценил свои нравственные силы. Сентиментальные идеалы Эраста сложились под воздействием книг: «Он читывал романы, идиллии; имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или небывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам <...> и в счастливой праздности все дни свои провождали». Вскоре, по словам Карамзина, он «не мог уже доволен быть <...> одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи. В его чувстве нет глубины, оно эгоистично).
- В «Бедной Лизе» существенное место занимает тема денег. Как все, связанное с деньгами, освещает человеческие отношения'?
(Лейтмотив денег сопутствует образу дворянина Эраста, а не бедной Лизы. У героини нет никаких своекорыстных помыслов. Во время одного из свиданий Лиза сообщает Эрасту, что к ней сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее матушка очень хочет этого брака. «И ты соглашаешься?» — настораживается Эраст. «Жестокий! можешь ли об этом спрашивать?» — упрекает его Лиза. Разбив сердце девушки, Эраст хочет откупиться от нее: «Вот сто рублей — возьми их (он положил ей деньги в карман) — позволь мне поцеловать тебя в последний раз — и пойди домой». Он женится на богатой вдове, чтобы поправить свои дела.)
|
|
- Как можно назвать в этот момент Эраста? Какой он? Подберите слова для характеристики.
(Словарная работа: корыстный — стремящийся к личной выгоде, наживе, жадный меркантильный — скупой в мелочах, излишне расчетливый, торгашеский)
- А как расценить поступок Лизы? Этими ста рублями не «откупается» ли она от матери?
(В сентиментальной литературе деньги всегда вызывали осудительное отношение к себе. Искренняя, настоящая помощь должна выражаться в поступках, в непосредственном участии в судьбе людей. Деньги же создаю лишь видимость участия и часто служат прикрытием нечистых намерений. «Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его — но язык мой не движется — смотрю на небо и слеза катится по лицу моему»).
- Как проявляется здесь отношение автора к герою?
- Как разрешается тема любви крестьянки Лизы и дворянина Эраста? (Человек в литературе сентиментализма лишен боевого духа, не борется за свои чувства, подчиняясь обстоятельствам. Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки).
- Как, по-вашему, относится автор к самоубийству героини?
- Что узнаем мы об Эрасте из финала повести? Произошло ли очищение души?
(Да, он понял свои ошибки, «не мог утешиться», жестоко корит себя, ходит на могилу Лизы. Карамзин говорит о встрече и примирении их душ в ином мире).
- Делаем вывод: на примере жизни Эраста Карамзин показывает, какую большую роль играет чувство любви в формировании человеческой личности, но и предупреждает о необходимости рассудка в любви.
- В чьи уста вкладывает писатель эти размышления? (Матери Лизы и Повествователя. Они люди зрелые, мудрые, лучше знают жизнь, понимают, что человек строит свое счастье на гармонии чувства и разума...)
- Как понимать финальную фразу повести?
- Для достижения максимального правдоподобия Карамзин связал сюжет своей повести с конкретными местами тогдашнего Подмосковья. Домик Лизы расположен на берегу Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. Свидания Эраста и Лизы происходили возле Симонова пруда, который после повести Карамзина получил название Лизиного пруда. В духе сентиментализма автор соединяет описание природы с изображением мыслей и настроений человека.
- Обратимся к пейзажу, как он связан с другими сторонами повествования?
(Ребята анализируют пейзажные зарисовки, дают толкование символам весны, ландыша, тумана, осени; отмечают связь природы с Лизой («Печальная горлица соединила жалобный голос свой с ее стенаниями» и прочие примеры) и отсутствие такой связи с Эрастом. Говорят о свете и мраке в повести. Автор, по их мнению, наделяет природу разумом.
- Подведем итоги: как проявляются в повести черты сентиментализма? Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными?
- В чем смысл заглавия? (Бедная — несчастная. Как отметил Ю.Лотман, в эпитете бедная - эмоциональная реакция повествователя на события повести. Заглавие «построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим отношение к ней Повествователя. Таким образом, в заглавие оказывается введен не только мир объекта повествования, но и мир Повествователя, между которыми установлено отношение сочувствия». Для рассказчика речь идет не только о факте, требующем морализаторства, но о судьбах людей, один из которых был ему знаком, а могила другой становится излюбленным местом его прогулок и размышлений).
6.Итог урока.
- Какие, на ваш взгляд, «чувства добрые» воспитывает в читателях повесть Карамзина? Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки? Если да, то какие?
(Карамзин учит ценить человека не по сословной принадлежности, а за душевное богатство, проявляемое в любви. Учит ответственности за свои поступки)
- Насколько прочитанное нами произведение отличается от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? В чем увидели эту разницу современники Карамзина?
7.Домашнее задание: Большую роль в повести играют описания природы. Ее жизнь включается в отношения героев, помогает понять душевное состояние героини. Проследите, как общение с природой передает чувство Лизы, запишите свои наблюдения.