Система уроков по творчеству Н.М.Карамзина. 9 класс.
Урок №1. Тема: Н. М. Карамзин – писатель и историк. Понятие о сентиментализме.
Цели: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Н.М.Карамзина - писателя и историка;
помочь ребятам определить позиции писателя как человека и художника слова;
дать понятие о сентиментализме как литературном направлении;
развивать речь обучающихся, умение анализировать, сопоставлять;
Воспитывать внимательного и вдумчивого читателя.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Эпиграфы к уроку:
К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории» (В.Г.Белинский)
Неужто ни одна русская душа не принесет достойной дани его памяти? Отечество вправе того требовать. Карамзин принадлежит истории». (А.С.Пушкин)
Оборудование: тексты, учебники, портреты Н. М. Карамзина. (1766—1826)
Ход урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей урока.
- Слово учителя.
Н.М.Карамзин – писатель и историк
|
|
Н.М. Карамзин родился в семье небогатого помещика. Его детство прошло под Симбирском, в имении отца. Трех лет он лишился матери и рос под надзором нянюшки и дядьки, у сельского дьячка учился грамоте, у семейного врача и домашнего воспитателя - немецкому языку.
Самые яркие впечатления детства — прочитанные книги и родная природа. Об этом вспоминает Н.М. Карамзин в автобиографической повести «Рыцарь нашего времени». Ее герой читает романы, в которых перед ним открывается «множество разнообразных людей <...>, чудных действий, приключений — игра судьбы, дотоле ему совсем неизвестная». А в зрелом возрасте писатель не раз вернется к своим детским впечатлениям.
13-летний Карамзин привезен в Москву, чтобы продолжить образование в частном пансионе немецкого профессора И. М. Шадена. За три года он стал знатоком немецкой литературы и философии, освоил несколько языков. По настоянию отца будущий писатель переезжает в Петербург и поступает на военную службу, которая прерывается в связи со смертью отца. Вскоре молодой Н. Карамзин оставляет ее и целиком отдается литературе.
Начинающий писатель сближается с членами «Дружеского ученого общества», в котором большую роль играл просветитель, книгоиздатель и общественный деятель Н.И. Новиков. Особенно близки Карамзину стали идеи дружбы, «братства всех людей», человеколюбия, нравственного воспитания, которые проповедует «Дружеское ученое общество». Эти идеи находят отражение в статьях и рассказах журнала «Детское чтение для сердца и разума», редактируемые Карамзиным по поручению Н.И. Новикова. В журнале он опубликовал свои первые стихотворения, лирический рассказ «Прогулка», повесть «Евгений и Юлия». Важным в творчестве Н.М. Карамзина становится интерес к внутреннему миру человека.
|
|
Продав доставшееся в наследство после смерти отца имение, Николай Михайлович совершает путешествие по Европе (1789 – 1790). Посещает Германию, Швейцарию, Францию, Англию. В каждой стране посещает музеи, картинные галереи, встречается с известными писателями, философами, наблюдает жизнь народа. В Париже становится свидетелем триумфов Великой французской революции, слушает выступления ораторов, видит героев.
После двухгодичного путешествия Карамзин возвращается в Россию (спустя три месяца после осуждения Радищева). В 1792 г. по указу Екатерины II арестовали Н.И. Новикова. Именно на эти годы приходится расцвет литературной деятельности Карамзина. Он издает «Московский журнал», где помещает свои повести «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», лирические миниатюры, стихотворения, переводы, статьи философского содержания, рецензии на книги и спектакли. Из номера в номер Николай Михайлович публикует произведение нового для России жанра — «Письма русского путешественника», в которых рассказывает о своих заграничных впечатлениях. «Письма русского путешественника» прославили Карамзина. «Московский журнал» имел огромный успех у читателей. По-своему Карамзин продолжает дело Новикова. В журнале в защиту Н.И. Новикова публикует оду «К милости», которая обращена к Екатерине. Царица стала самым недружелюбным читателем Карамзина. Н.М.Карамзин вынужден прекратить издание журнала и уехать в деревню. К литературной работе Карамзин вернется только через два года, когда начнет один за другим издавать сборники своих произведений. Большой интерес у читателей вызвали повести Карамзина, они были, по словам Пушкина, «у нас в диковинку...», привлекали внимание к жизни обыкновенных, незнатных людей, утверждали их близость природе, погружали в мир чувств и переживаний, до этого неизвестных русской литературе, пробуждали сочувствие читателей.
В 1802 г., уже во время правления Александра I, Н.М. Карамзин основывает новый журнал «Вестник Европы», в котором значительное место занимают статьи на общественно-политические и исторические темы. В этот период творческой жизни писателя становится интерес к истории. Огромный успех выпадает на долю самого крупного, последнего прозаического произведения Карамзина — повести «Марфа-посадница». В центре повести образ русской женщины, поднявшей новгородцев на борьбу против деспотизма московского царя Ивана III. Главной задачей литературы по мнению Карамзина - патриотическое воспитание. «Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях», — писал он. В любви к отечеству Карамзин видел счастье каждого гражданина.
Работа с портретами Карамзина.
Вот милый всем творец!
Иль сердцем, иль умом. Грозит тебе он пленом!
В Аркадии б он был счастливым пастушком,
В Афинах — Демосфеном.(И.И. Дмитриев)
Иван Иванович Дмитриев – друг Карамзина, написал эти стихи в 1803 году.
Этот мадригал верен: с миниатюры, хранящейся в Государственном Литературном музее, на нас смотрит нежное юное лицо, внимательный и спокойный взгляд, который устремлен на зрителя и одновременно куда-то вдаль, мягкие кудри темных волос слегка припудрены. По одежде, по манере изображения портрет относится к самому началу XIX века, такие высокие белые галстуки-косынки носили примерно в 1801— 1802 годах. Вероятнее всего, миниатюра предназначалась в подарок невесте: так как на оборотной стороне серебряными нитями и мелким жемчугом сделана подпись: Amor (то есть по-французски «любовь»).
|
|
К этому времени Николай Михайлович Карамзин уже достаточно известный писатель. Автор «Письма русского путешественника», вышедшие отдельным изданием и принесшие заслуженную славу. Повесть «Бедная Лиза» настолько покорила читателей, что сентиментально настроенные москвичи ходили к пруду Симонова монастыря вздыхать о несчастной судьбе простой девушки, которая столь тонко чувствовала, так любила. И журнальная мистификация не случайна: Н.М. Карамзин стремился объединить вокруг своего журнала лучших литераторов своего времени, показать читателю, что журнал наполнен сочинениями разных авторов — в отличие от журналов XVIII века, часто сочиненными одним человеком.
О внешности Карамзина сохранились высказывания его современников. «Карамзин был красив собою и весьма любезен, — вспоминал Д.П.Рунич, один из тех, кто не одобрял перемены в характере Русского Путешественника, — по возвращении из чужих краев он напускал на себя немецкий педантизм, много курил, говорил обо всем, любил засиживаться далеко за полночь, беседовать, слушать рассказы, хорошо поесть и всласть попить чаю». С этой скептической характеристикой не согласен другой знакомый Николая Михайловича: «Он роста высокого. На его лице написано нечто такое, что привлекает к нему всякого человека. Он говорит много, но приятно и разумно».
Таким мы видим его и на портрете работы итальянского художника Ортолани Дамона (1805), работавшего в Москве в начале XIX века. В это время Карамзин живет в Остафьеве, с 1804 года он женат на Екатерине Андреевне Колывановой, сестре князя П.А.Вяземского, и, после смерти отца, становится самым близким другом и опекуном молодого князя. Здесь, в Остафьеве, Николай Михайлович начинает заниматься русской историей. Это человек чрезвычайно талантливый, удивляет не только своих друзей, но и наших современников, настолько быстро он освоился с умением читать и понимать летописи, разбираться в сложнейшем написании скорописи XVII века, в хитросплетениях боярских родословных, в сложнейших проблемах становления русской государственности. Работает писатель каждый день с чрезвычайной настойчивостью. Вяземский вспоминал, что Карамзин всегда вставал в 9 утра и сразу отправлялся на пешую или верховую прогулку: «Возвратившись с прогулки, завтракал он с семейством, выкуривал трубку турецкого табаку и тотчас после уходил в свой кабинет и садился за работу вплоть до самого обеда <...>, во время работы отдохновения у него не было, и утро его исключительно принадлежало истории...» В 1811 году Карамзин посещает Тверь, где при дворе великой княгини Екатерины Павловны читает отрывки из своей «Истории...» императору Александру Павловичу. «Историю мою слушал он, кажется, с непритворным вниманием и удовольствием, никак не хотел прекратить нашего чтения», — писал Карамзин И.И.Дмитриеву.
|
|
1812 год потряс Карамзина. В июне 1812 г. армия Наполеона вторглась в Россию, стала приближаться к Москве. В начале августа 1812 г. Карамзин отправил семью из Москвы, а сам решил вступить в ополчение. Писатель выехал из Москвы с последними отрядами русской армии, твердо уверенный в разгроме врага. «Я рад сесть на своего серого коня и вместе с Московской удалой дружиной примкнуть к нашей армии», — писал он Дмитриеву. До последнего Карамзин оставался в столице, не верил, что французы вступят в Москву: «Обстоятельства таковы, что всякий может быть полезен или иметь эту надежду: обожаю подругу, люблю детей; но мне больно издали смотреть на происшествия, решительные для нашего отечества» - слова историка, который хотел бы быть не только старательным летописцем, но и участником событий. И тут же Карамзин с горечью пишет: «Вся моя библиотека обратилась в пепел, но история цела...» Отправляя жену с детьми из Москвы, Карамзин дал ей на сохранение экземпляр своего труда. Он, конечно, глубоко переживал потерю своей библиотеки, но, «как ни жаль наших мирных жилищ и книг, обращенных в пепел», он радовался, «что отечество уцелело и что Наполеон бежит зайцем, пришедши тигром». Лишенный книг и летописей, Николай Михайлович не может работать. «Невольная праздность изнуряет душу», — жалуется он. Только летом 1813 года наконец то ему удалось вернуться в Москву и вновь приняться за работу.
Однако Москва разорена, и Карамзин решается перебираться в Петербург. Для этого необходимо добиться официального статуса историографа, получить оплачиваемую работу, потому что иначе ему, человеку небогатому, очень трудно будет в столице с семьей. В конце января 1816 года, после рождения сына Александра, Карамзин вместе с Жуковским и Вяземским выехал в Петербург. 2 февраля 1816 года Николай Михайлович прибыл в столицу. Описывая жене свою жизнь в Петербурге, живой интерес, который проявили в обществе к его сочинению, маскарад во дворце и посещение Эрмитажа, Карамзин сообщает ей и бытовые подробности: «Ты хочешь знать мой туалет: распудрен, причесан славно за 30 рублей в месяц, большей частью в черном фраке, в башмаках — и хоть куда! Находят, что я не так стар. Дай Бог, чтобы ты по возвращении то же обо мне сказала!» В конце марта Н. М. Карамзин возвращается в Москву.
О том, как он выглядел, читаем в воспоминаниях Ф.В.Булгарина: «Лицо его было продолговатое; чело высокое, открытое, нос правильный, римский. Рот и губы имели какую-то особенную приятность и, так сказать, дышали добродушием. Глаза небольшие, крепко сжатые, но прекрасного разреза, блестели умом и живостью. Вполовину поседелые волосы зачесаны были с боков на верх головы. Физиономия его выражала явственно душевную простоту и глубокую проницательность ума. Отличительные черты его лица были две большие морщины при окончании щек, по обеим сторонам рта». Таким мы видим Карамзина на портрете работы А.Г.Венецианова. Перед нами уже не сентиментальный молодой человек, как на портрете Дамона; здесь писатель изображен в темном сюртуке, с аннинским крестом на шее и звездой ордена Св. Владимира; с плеча спущена шуба, а на шее галстук-косынка. Он как-то тих, задумчив, будто в нем совершается огромная внутренняя работа, та работа, без которой не поднять такого огромного труда, каким была «История государства Российского». Пушкин называл «Историю...» Карамзина «подвигом честного человека», указывал на то, что он не был политически ангажирован в своем труде; говорил, что Карамзин открыл Россию, как Колумб Америку: никто до него не раскрыл так полно картину становления и развития огромного государства, каким была Россия.
Творчество Карамзина сыграло выдающуюся роль в истории русской литературы. А.С.Пушкин, с малых лет ценивший и отличавший его от всех других писателей, говорил: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России…».
Творческие поиски привели Карамзина к труду по истории России — его он считал делом всей своей жизни. Двенадцать лет жизни, «уединившись в ученый кабинет во время самых лестных успехов» (А.С. Пушкин), Карамзин посвятил «безмолвным и неутомимым трудам». В 1803 г. царь назначил его российским историографом, а в 1818 г. вышли первые восемь томов «Истории Государства Российского». Работу над ней Карамзин продолжал до последнего часа жизни. Его «История...» состоит из двух частей: увлекательного рассказа об исторических событиях и их участниках, пронизанного нравственными оценками автора, примечаниями, выписками, ссылками на исторические документы, которые занимают большую часть труда. Это позволило А.С. Пушкину сказать: «Карамзин есть первый наш историк и последний летописец». «История Государства Российского» стала одновременно и историческим трудом, и художественным произведением, привлекшим внимание тысяч читателей.
Работа над «Историей...» не уводит писателя от современных проблем и событий. Приближенный к царю, Карамзин пытается высказывать ему свое мнение о современном положении страны. Защитник монархической власти, он боролся против ее злоупотреблений. «Я не безмолвствовал о налогах в мирное время, о нелепой <...> системе финансов, о грозных военных поселениях, о странном выборе некоторых важнейших сановников, о министерстве просвещения или затемнения, о необходимости уменьшить войско, воюющее только Россию, о мнимом исправлении дорог, столь тягостном для народа, наконец, о необходимости иметь твердые законы, гражданские и государственные», - записывает Николай Михайлович в своем дневнике.
Следя за развитием событий, Карамзин предсказывает военное столкновение России с Наполеоном.
Последние годы жизни писатель проводит в Петербурге. Когда произошло восстание декабристов, Карамзин, будучи противником революционного насилия, назвал это восстание «нелепой трагедией безумных либералистов». Однако, Карамзин пытался спасти его участников от грозящего им наказания. В эти горькие дни Николай Михайлоич простудился, тяжело заболел и, не дожив до завершения суда над декабристами, умер.
Позиция Карамзина как человека и писателя ярко выражена в словах: «Историк должен ликовать и горевать со своим народом. Он не должен, руководимый пристрастием, искажать факты, преувеличивать счастие или умалять в своем изложении бедствия; он должен быть прежде всего правдив; но может, даже должен все неприятное, все позорное в истории своего народа передавать с грустью, а о том, что приносит честь, о победах, о цветущем состоянии говорить с радостью и энтузиазмом. Только таким образом может он сделаться национальным бытописателем, чем прежде всего должен быть историк».
Хочу зачитать вам отрывок из статьи Н.М.Карамзина «Что нужно автору?».
«Говорят, что автору нужны талант и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов. Творец всегда изображается в творении и часто - против воли своей. <...>
Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого - и если сердце твое не обольется кровью, оставь перо...
Но если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящему открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое, никакими границами не ограниченное желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских...»
Чтобы познакомиться с самим произведением «История государства Российского», вам понадобится много сил и времени. Немного из предисловия к этому произведению.
«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности: скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.
Правители, законодатели действуют по указаниям истории и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна...
Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества.
Вот польза: сколько же удовольствий для сердца и разума!.. На славных играх олимпийских умолкал шум, и толпы безмолвствовали вокруг Геродота, читающего предания веков. Еще не зная употребления букв, народы уже любят историю: старец указывает юноше на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней героя... История, отверзая гробы, поднимая мертвых, влагая им жизнь в сердце и слово в уста, из тления вновь созидая царства и представляя воображению ряд веков с их отличными страстями, нравами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия; ее творческою силою мы живем с людьми всех времен, видим и слышим их, любим и ненавидим; еще не думая о пользе, уже наслаждаемся созерцанием многообразных случаев и характеров, которые занимают ум или питают чувствительность...
...Пусть греки, римляне пленяют воображение: они принадлежат к семейству рода человеческого и нам не чужие по своим добродетелям и слабостям, славе и бедствиям; но имя русское имеет для нас особенную прелесть: сердце мое еще сильнее бьется за Пожарского, нежели за Фемистокла или Сципиона. Всемирная история великими воспоминаниями украшает мир для ума, а российская украшает отечество, где живем и чувствуем. Сколь привлекательны берега Волхова, Днепра, Дона, когда знаем, что в глубокой древности на них происходило! Не только Новгород, Киев, Владимир, но и хижины Ельца, Козельска, Галича делаются любопытными памятник ми и немые предметы красноречивыми. Тени минувших столетий везде рисуют картины перед нами...
...Иноземцы могут пропустить скучное для них в нашей древней истории; но добрые россияне не обязаны ли иметь более терпения, следуя правилу государственной нравственности, которая ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному?..
Благодаря всех, живых и мертвых, коих ум, знания, таланты, искусство служили мне руководством, поручаю себя снисходительности сограждан. Мы одно любим, одно желаем: любим отечество; желаем ему благоденствия еще более, нежели славы; желаем, да не изменится никогда твердое основание нашего величия... да цветет Россия... по крайней мере долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного, кроме души человеческой.»
Карамзин – основатель русского сентиментализма.
Карамзин возглавил в России литературное направление, получившее на Западе название сентиментализм (от французского слова sentiment -- чувство). В основу этого направления положен новый взгляд на человека как существо чувствительное, на новое для литературы представление о его счастье. Принципы сентиментализма нашли воплощение в поэзии и повестях Карамзина, в его статьях на литературные темы.
Вот несколько высказываний писателя:
«Чувствительное сердце есть богатый источник идей; ежели разум и вкус помогают ему, то успех не сомнителен». («Повесть «Чувствительный и холодный: Два характера»);
«Кто думает, что счастье состоит в богатстве и избытке вещей, тому надобно показать многих здешних Крезов, осыпанных средствами наслаждаться, теряющих вкус ко всем наслаждениям и задолго до смерти умирающих душою». («Письма русского путешественника»).