Инспекционный контроль

Инспекционный контроль предусматривает оценку каждого отдельного изделия. В случаях, когда ухудшаются свойства изделия по прошествии определенного периода времени, инспекционный контроль проводится несколько раз в течение жизненного цикла изделия. Инспекционный контроль является чрезвычайно жесткой процедурой оценки соответствия и весьма обременительной для промышленности и потребителей. В связи с этим инспекционный контроль следует проводить при возникновении опасных ситуаций или при случаях, когда изделие или устройство производится на месте эксплуатациии не достигает окончательной формы до ввода в эксплуатацию (например, краны, лифты, котлы большого размера и здания).

Лицензирование.

Лицензирование отдельных лиц или предприятий является процедурой оценки соответствия, при которой оценивается компетентность лица или предприятия на выполнение конкретной задачи. Лицензирование проводится в тех случаях, когда эксплуатационные характеристики очевидны не явно и доверие к его соответствию установленным требованиям технических регламентов может быть достигнуто только в результате производства изделия лицами или предприятиями, имеющими соответствующую для этого квалификацию. Такие лица или предприятия получают лицензиии, если необходимо, проверяются на поддержание компетентности.

Испытание партии.

Испытание партии предусматривает проведение испытаний образца, взятого из каждой партии, или при отгрузке продукции массового производства. С точки зрения оценки соответствия процедура испытания партии находится между «инспекционным контролем» и «утверждением типа», предусматривающим оценку только одного образца изделия, результаты которой распространяются на последующие партии. Испытание партии теряет свою популярность как процедура оценки соответствия. Это вызвано внедрением систем управления качеством на предприятиях, обеспечивающих производство продукции на одном уровне качества с характеристиками, аналогичными первоначальной партиии образцу. Таким образом, испытание партии должно проводиться только в том случае, если регулирующий орган недостаточно уверен в том, что каждое изделие будет изготовлено науровне, качество которого аналогично первоначальной партии или образцу.

Утверждение.

Утверждение является в настоящее время наиболее общей процедурой предрыночной оценки соответствия изделия. Утверждение, как правило, предусматривает оценку образца изделия. Во многих странах оценка продукции проводится регулирующим органом, а в других – компетентными испытательными лабораториями. Однако в обоих случаях окончательное решение остается за регулирующим органом, которое принимается на основе протокола испытаний. После утверждения продукция допускается к продаже и/или эксплуатации. Системы утверждения, как правило, дополняются процедурой надзора за продукцией на рынке, предусматривающей проверку качества продукции, поставляемой на рынок, на соответствие первоначальному утверждению.

Сертификация.

Типичные системы сертификации преду-сматривают проведение первоначальных испытаний продукции и периодического надзораза ее качеством. В некоторых случаях так же проводится первоначальная оценка предприятия изготовителя и методов производства. В процессе сертификации может оцениваться и система управления качеством на предприятии.

В ряде стран предпочтение отдается программам сертификации, которые выполняются компетентными органами по сертификации, являющимися третьей стороной. Такие органы работают в конкурентной среде. Сертификация имеет преимущество в проведении процедуры оценки соответствия в результате сокращения стоимости сертификации за счет конкуренции при сохранении аналогичного или возможно более эффективного уровня контроля/регулирования рынка по сравнению с уровнем, предлагаемым системой утверждения.

Включение в регистр/регистрация. Процедура включения в регистр/регистрации аналогична процедуре утверждения за исключением того, что эта процедура не предусматривает непосредственной деятельности регулирующего органа до поставки продукции на рынок. Изготовителии и поставщики представляют соответствующие документы и подтверждение соответствия ввиде протоколов испытаний на рассмотрение регулирующего органа. Регулирующий орган послео ценки документов включает продукцию в регистр или газету, где приводится перечень одобренной/признанной продукции.

Включение в регистр/регистрация продукции позволяет регулирующему органу оперативно определить изготовителя/поставщика любой продукции на рынке. Вслучае определения несоответствия регулирующий орган может быстро и легко установить изготовителя/поставщика и предпринять необходимые действия. Однако для менее критичной продукции существуют другие механизмы, позволяющие легко определить изготовителя/поставщика без необходимости принятия меры предрыночного утверждения.

Декларация поставщика. Как указывалось выше, декларации поставщика о соответствии не являются оценкой соответствия как таковой. При декларировании о соответствии изготовитель или поставщик должен всеравно провести определенную оценку соответствия. Такая оценка проводится по усмотрению поставщика одним из органов по оценке соответствия или, вотдельных случаях, с помощью своих внутренних инструментов оценки. Поставщик только должен подтвердить, что поставке продукции на рынок предшествовал одолжное принятие необходимых мер. Такая мера обеспечивает поставщикам защитную позицию в том случае, если регулирующий орган или суд выражают сомнения в соответствии продукции требованиям стандартов или технических регламентов.

Декларация поставщика о соответствии дает отраслям промышленности значительные преимущества. В частности, поставщики могут выбрать любой из органов по оценке соответствия, что бы продемонстрировать соответствие обязательным требованиям. Поставщикам не требуется утверждений со стороны регулирующего органа до поставки продукции на рынок. В результате этого отрасли промышленности и потребители могут значительно сэкономить время и затраты, а так же сократить нагрузку для регулирующего органа. Важным элементом процедуры декларации поставщика о соответствии является механизм обеспечения их действий.

2.3.3.Выбор соответствующей процедуры оценкисоответствия

Регулирующие меры должны включать проведение в жизнь политики определения соответствия, обеспечивающей максимальную степень соответствия при минимальном вмешательстве правительства. Проводя такую политику, государство способствует созданию эффективных и открытых рынков, которые в свою очередь обеспечивают получение экономических преимуществ и стабильность.

Страны-участницы ВТО должны, однако, учитывать степень опасности, которую может представлять несоответствие для здоровья людей, безопасности жизни животного и растительного мира, а также окружающей среде. Следовательно, процедура оценки соответствия, предусматривающая минимальное вмешательство правительства, не может быть приемлемой во всехслучаях.

Как отмечалось выше, существуют ситуации/области, для которых более активное участие правительств в процедурах оценки соответствия, например, проведение инспекционного контроля не только оправданно, но и необходимо.

Помимо вида выбранной процедуры оценки соответствия страны-участницы должны учитывать специфику любой процедуры оценки соответствия. Например, количество выданных лицензий, сертификатов, утверждений, органов, участвующих в оценке соответствия, и так далее должно быть минимально достаточным для достижения регулирующих целей. Регулирующее бремя для промышленности может быть сокращено только при минимальном уровне взаимодействия между отдельными лицами, предприятиями и правительством.

2.3.4. Признание результатов деятельности по оценке соответствия

Не вызывает сомнения тот факт, что странам-участницам может потребоваться гарантия того, что продукция, поставленная на их рынки, отвечает требованиям технических регламентов, которые они определили как необходимые для обеспечения здоровья людей и безопасности. Однако эта необходимость в положительной гарантии соответствия требованиям технических регламентов является дополнительным бременем для изготовителей.

Его особенно ощущают изготовители, которым необходимо проводить повторные испытания или повторную сертификацию продукции, даже если она уже была проверена или сертифицирована в другой стране. Такое требование может значительно увеличить затраты изготовителей при поставке продукции нарынок. Врезультате изготовители могут отказаться от поставки продукции, количество продукции в стране-импортере может уменьшиться, национальные изготовители могут оказаться в условиях ограниченной конкуренции, что приведет к ограничению уровня технического прогресса и развития технологий в стране-импортере. Все это не может отрицательно не сказаться на благополучиии экономической стабильности страны-импортера. Такая ситуация особенно характерна для продукции с относительно коротким сроком жизни, такой как высокотехнологичная продукция информационной технологии, когда дополнительные временные задержки, связанные с испытаниями и сертификацией в стране-импортере, могут иметь серьезный отрицательный результат для ее привлекательности на рынке.

Расходы для изготовителей и ограничения экономического благосостояния стран-импортеров можно сократить и/или устранить, если страны-участницы в одностороннем порядке примут результаты деятельности по оценке соответствия, полученные компетентными органами других стран. Такая мера сократит объем проведения повторных испытанийи, следовательно, расходы, а так же нагрузку для регулирующих органов.

Существует несколько механизмов принятия результатов оценки соответствия. Однако главным фактором, определяющим любое соглашение о признании на правительственном уровне, является доверие регулирующих органов страны-импортера к технической компетенции органов по оценке соответствия встране-экспортере, оценивающих продукцию на соответствие требованиям страны-импортера.

Независимо от используемого механизма принятия результатов оценки соответствия, он в соответствии с соглашениями ВТО по ТБТ должен отвечать основополагающим принципам ТБТ, обеспечивающим открытость, отсутствие дискриминации и режим наибольшего благоприятствования.

Взаимное признание, хотя и поддерживаемое соглашениями ВТО по ТБТ[2], не является необходимым для признания протоколов испытанийи/или сертификатов других стран. Уже отмечалось, что соглашения о взаимном признании представляют собой лишь комплект односторонних соглашений, в которых каждая сторона в одностороннем порядке признает результат деятельности по оценке соответствия, полученный другой стороной (сторонами),или не признает его.

Концепция односторонних соглашений о признании, иногда называемая национальным режимом лабораторий, включена в статью  6.1 Соглашения ВТО по ТБТ, констатирующую следующее: «Без предубеждения к положениям параграфов 3 и 4 Участники гарантируют по мере возможности принятие результатов процедур оценки соответствия, полученных другими Участниками...приусловии, что их удовлетворяют процедуры обеспечения соответствия техническим регламентам или стандартам, которыеэ квивалентны регламентам и стандартам, действующим в их странах».

Поддержка этих принципов выражается в Соглашении ВТО по ТБТ следующим образом:

«Для достижения взаимо удовлетворительного понимания, в частности, соответствующей и стабильной технической компетентности органов по оценке соответствия в стране-экспортере, может потребоваться проведение предварительных консультаций с целью обеспечения доверия к постоянной надежности результатов оценки соответствия; при этом будет учитываться подтвержденное соответствие требованиям соответствующих руководств или рекомендаций, опубликованных международными организациями по стандартизации, как доказательство соответствующей технической компетентности».

Для определения технической компетентности органов по оценке соответствия существует несколько общепринятых механизмов, включающих аккредитацию, экспертную оценку и знак страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: