Урок молитвы. Говорите спокойно, смиренно, с любовью, с чуткостью

Однажды вечером мы пришли в Каллисию. Во дворе, перед кельей Старца мы увидели множество паломников ожидавших своей очереди. Мы были последние. Когда подошла наша очередь, уже стемнело.

Мы заходили к отцу Порфирию по одному, и когда все закончили, Геронда проводил нас до монастырской ограды. Хотя он и устал, но был в хорошем расположении духа. Была чудная летняя ночь. Легкий ветерок веял прохладой, и из-за поросших соснами холмов восходила полная луна.

В этом дивном месте, посеребренном бледным светом луны, который придавал всему, как живому, так и неживому, неземной вид, Геронда счел удобным поговорить с нами о молитве. Он учил нас не теории, а практике. Отец Порфирий всегда учил своим примером. Нас было четверо, Геронда – пятый. Он повернул нас лицом к востоку, двоих поставил справа от себя, а двоих слева, по середине он сам, и сказал:

– Сейчас будем творить умную молитву. Сперва я буду произносить слова, а потом вы будете их повторять. Но будьте внимательны, не торопитесь и не переживайте. Говорите спокойно, смиренно, с любовью, с чуткостью…

Детка, когда мы обращаемся к Богу, то должны иметь вид не солдата, отдающего приказы подчиненным, а смиренного раба… Мы должны умолять, наш голос должен быть полон мольбы. Только тогда он достигнет престола Божия. И Бог, подобно нежно любящему отцу, исполнит нашу просьбу и даст нам божественную благодать и дар Святого Духа.

Геронда начал, своим тонким, мягким, выразительным голосом: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Он очень медленно произносил слово за словом, без какой-либо спешки, как бы стоя пред Христом и прося Его. Он делал большую паузу после слова «Христе» и придавал просительную окраску словам «помилуй мя».

И мы всякий раз повторяли за ним, пытаясь во всем подражать ему, колориту его голоса, и если это вообще возможно, его душевному расположению. В какой-то момент отец Порфирий перестал громко говорить молитву, только его губы продолжали шептать ее. Мы сделали тоже самое.

Сколько продолжалась эта наша ночная молитва? Не помню. Единственное что помню, это охватившее меня умиление, которое невозможно описать человеческими словами.

Наконец Геронда прервал это божественное молчание словами:

– Когда ты молишься, молись не только за одного себя. Говоря «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», почувствуй рядом с собой все твое братство, всю Церковь в каждом уголке земли, воинствующую, живую нашу Православную Церковь. А также и торжествующую, совершенную нашу Церковь. Все мы пред Богом являемся одним целым. И те, кто будет жить после нас, до конца веков.

– На этом прекратим общую молитву. Продолжайте молиться сами. Теперь идите с Богом по домам…

Когда мы удалялись, я повернул голову назад и различил в лунном свете величественный силуэт отца Порфирия. Геронда стоял прямо рядом со скалами, подняв руку и благословляя нас.

Человек Божий все превращает (кани) в повод к молитве

Все свои проблемы, материальные, телесные, – все отдадим (анатетоме) Богу! Как мы говорим во время Божественной литургии:

…и весь живот наш Христу Богу предадим…

То есть: Всю свою жизнь мы Тебе, Господи, оставляем. Все, что ты хочешь. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли!

Человек Божий все превращает (кани) в повод к молитве. И скорбь, и трудности, все он делает молитвой. Что бы ни случилось, он сразу начинает: Господи Иисусе Христе… Молитва помогает во всем, даже в самых незначительных вещах (пьо апла)!

К приимеру, ты страдаешь от бессонницы… Но не думай о сне, чтобы заснуть! Страх того, что ты не заснешь не даст тебе заснуть! Встань, выйди на улицу – помолись, зайди снова в комнату, ложись на кровать, как в первый раз, не думая, удастся тебе заснуть или нет. Сосредоточься, прочти славословие и потом три раза Господи Иисусе Христе… и так молись и придет сон.

Все упорядочивается молитвой. Но у тебя должна быть любовь, должен быть пламень в молитве, она должна быть пламенной. Не имей беспокойства и страха! Вот в чем ключ…

Напротив, имей доверие и любовь к промыслу Божию. Ведь все получает смысл только через освящение (агиазонде) в духовной жизни. Все освящается: и доброе и трудное, и материальное и духовное, – поэтому все, что бы вы ни делали, делайте во славу Божию.

Как говорит об этом апостол Павел: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию»(1Кор. 10, 31).

Когда ты пребываешь в молитве, все в земной жизни происходит так, как должно

Это тонкая вещь, но в ней вся тайна!

Когда ты пребываешь в молитве, все в земной жизни происходит так, как должно, как надлежит этому быть (опос препи), ничего плохого не случится. Например, если ты моешь тарелки – ты не разобьешь ни одной, не сделаешь ущерба… Тогда ты перестаешь бояться. В тебя входит благодать Божия. Когда пришла благодать, все делается с радостью, без труда.

Когда будем все время молиться, нам не нужно рассчитывать ситуации и строить отношения, Бог Сам нас просветит, что нам делать всякий раз, и так будет даже в самых трудных ситуациях. Через вас будет действовать и говорить Бог, который и будет внутри вас. Бог найдет способы, как изменить ситуацию…

Мы, конечно, можем пойти навстречу: сочетать молитву с постом. То есть когда у нас серьезная проблема или мы стоим перед дилеммой, важным выбором (дилемма), тогда пусть нашему решению предшествует усиленная молитва и пост. Я так поступал много раз…

Если у нас есть просьбы о мирских нуждах (йа тон козмо), то скажем об этом тайно в молитве, которая происходит втайне (Мф. 6, 6) и не видна.

В духовной жизни нет расстояний, если кто-то находится далеко от вас, то это ни в чем не затруднит (ден дисколеви) вашу молитву18.

Оставьте телефоны, просьбы знакомых (епикинониас), зачем вам нужно это многословие с людьми? Если Господь не поможет, то какой смысл во всем этом, что значат наши собственные усилия? Нет, у нас остается только молитва, а точнее, молитва с любовью (агапи).

Когда мы находимся вдалеке, мы еще лучше (калитера) поможем людям своей молитвой. Тогда мы несравненно лучше (пьо кало) им поможем, более совершенным образом.

Священное Писание

Все имеет своим основанием вечную книгу – Священное Писание. Источник монашеской жизни – Священное Писание, Евангелие. Что говорит Ветхий Завет?

«Из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе…» (Быт. 12, 1).

И Христос разве не говорит:

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 37–38)?

И святые отцы, что бы ни говорили о монашестве, говорят вдохновленные Священным Писанием. Ни одного отца ты не можешь отрицать! Если станешь отрицать преподобного Симеона Нового Богослова, то отречешься и от апостола Павла, потому что о том, что переживал и говорил преподобный Симеон, то же самое сказал и апостол Павел…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: