Блок 4. Система и многообразие органического мира»

СТРУКТУРА ЕГЭ по биологии – 2019/2020 гг.

 

Блок 1. Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого.  

Содержание этого блока в части 1 проверялось заданием базового уровня (линия 2), которое оценивалось 1 баллом, и заданием высокого уровня в линии 22 части 2. Формат задания линии 2 был изменен: вместо задания на множественный выбор предлагалось задание на работу с таблицей, в которую необходимо было вписать недостающую информацию.

Блок 2. Клетка как биологическая система.

Данный блок в каждом варианте был представлен 4–5 заданиями: 3 задания базового уровня (линии 1, 3, 4), 1–2 задания повышенного уровня (линии 5, 19 или 20), 1–2 задания высокого уровня сложности (линии 22, 23, 24, 27).

В части 1 задания базового уровня линий 1, 3, 4 учащиеся продемонстрируют:

– знания многообразия клеток, химического состава и строение органоидов, процессов обмена веществ и энергии в клетке, характеристик хромосом, митоза и мейоза, генетического кода и его свойств, деления клетки, особенностей клеток организмов разных царств живой природы;

– умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, дополнять схемы по химическому составу, строению и функциям клетки, обмену веществ в клетке, жизненному циклу и делению клетки, решать задачи и определять количество молекул ДНК по хромосомному набору соматических и половых клеток, нуклеотидный состав ДНК (соотношения аденина, гуанина, цитозина и тимина в молекуле);

Задания повышенного уровня в линиях 5 (установление соответствия), 19 (определение последовательности), 20 (дополнение таблицы), решение задач.

Следует отметить, что в 2019 и в 2020 годах более низкие результаты получены по теме «Хромосомный набор клетки. Жизненный цикл клетки. Фазы митоза и мейоза», решение задач по данным темам. В целом по блоку «Клетка как биологическая система» к числу слабо

сформированных у участников ЕГЭ знаний и умений можно отнести:

1) знание процессов метаболизма (фотосинтеза, дыхания, матричных реакций), характеристик фаз митоза и мейоза; решение задач по темам «Жизненный цикл клетки», «Метаболизм».

2) умения определять число хромосом и молекул ДНК в клетках в разных фазах митоза и мейоза, устанавливать соответствие между характеристиками обмена веществ и конкретными процессами;

3) умения анализировать тексты, находить и исправлять неверные суждения.

В части2 содержание блока проверялось отдельными заданиями в линиях 22, 23или 24, а также во всех вариантах в линии 27. Все эти задания имели высокий уровень сложности.

В линии 22 предлагались задания на анализ действия лекарственных препаратов на

отдельные клетки или процессы, протекающие в них. Ответ в задании необходимо объяснить полным и развернутым ответом, с приведением правильной терминологии.

В линии 23 предлагалось два сюжета с рисунками. В первом необходимо было

определить и обосновать принадлежность клеток к определенному царству, во втором – тип и фазу деления клетки, а также аргументировать ответ.

В линии 24 было предложено только 1 задание, в котором необходимо было проанализировать текст «Белки», найти ошибочные суждения и исправить их.

Линия 27 нацелена на проверку умений применять знания в новой ситуации при решении задач по цитологии, хромосомному набору клеток гаметофита и спорофита растений, аминокислотной последовательности в молекуле белка с использованием таблицы генетического кода.

Блок 3. Организм как биологическая система.

Данный блок в экзаменационной работе представлен в среднем 6–7 заданиями: на базовом уровне 2–3 задания в линиях 6, 7, 21, на повышенном уровне 2 задания в линиях 8, 19, или 20; 1–2 задания высокого уровня в линиях 24, 28.

В части 1 на базовом уровне в линии 6 предлагались задачи на моногибридное или дигибридное скрещивание, анализ родословных с определением вероятности проявления признака у потомков. В линии 7 на множественный выбор проверялись знания терминологии, характеристик онтогенеза, закономерностей наследственности и изменчивости, основ селекции и биотехнологии. В линии 21 на анализ данных в табличной форме.

Задания повышенного уровня в линиях 8, 19, 20 учащиеся продемонстрируют умения сравнивать и устанавливать соответствие между конкретными организмами и типами их развития, характеристиками и способами размножения, зародышевыми листками и структурами, которые из них формируются; устанавливать последовательность процессов эмбрионального развития; вставлять недостающие сведения в графы таблицы, определяя по рисунку зародышевые листки и органы хордовых животных, которые из них формируются.

В части 2 - освоение содержания раздела программы по генетике проверялось с помощью одного задания в линии 22, одного задания в линии 24 (анатомия), а освоение изученного материала по онтогенезу и эмбриональному развитию с помощью одного задания линии 25. В линии 28 традиционно предлагались генетические задачи на дигибридное скрещивание, наследование признаков, сцепленных с полом, сцепленное наследование признаков, наследование признаков, сцепленных с аутосомами.

Блок 4. Система и многообразие органического мира».

Данный блок в каждом варианте был представлен 4–5 заданиями: заданиями базового уровня (линии 9, 11), заданием повышенного уровня (линия 10), а также 1–2 заданиями высокого уровня (линии 23, или 24, или 25).

В линиях 9 с множественным выбором и 11 на установление последовательности таксонов, учащиеся продемонстрируют знания характеристик организмов царств бактерий и грибов, растений и животных, основные систематические (таксономические) категории, умения устанавливать последовательность таксонов биологических объектов.

На повышенном уровне задания в линиях 10 проверяется способность сопоставлять

организмы разных царств с их характерными признаками, сравнивать организмы разных царств, типов и классов, определять их изображение на рисунках, устанавливать отличительные признаки типичных организмов.

В части 2 задания высокого уровня сложности по этому блоку были представлены в нескольких линиях. В линии 23 предлагались задания на анализ изображения биологических объектов.

В линии 25 экзаменуемым были предложены задания различного содержания в шести вариантах.

В линиях представлены задания, в которых требовалось охарактеризовать растительные организмы, и дать характеристику хордовых животных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: