Рассмотрим пошаговый алгоритм проведения исследования.
Шаг 1. Выписываем основные цели, задачи компании или проекта. Выясняем, какие мотивы – зачем нужно развивать дело вам лично или для фирмы.
Шаг 2. Заносим в список сильные и слабые стороны. Можно использовать следующие вопросы или аналогии к ним:
- В чем сильны наши сотрудники?
- Есть ли преимущества в технологиях, методиках работы перед конкурентами?
- УТП нашего бренда?
- Почему нас выбирают покупатели, клиенты?
- Какие есть характеристики у продукции?
- Что мы делаем лучше других на рынке?
- Какие сферы мы освоили «на отлично», помимо основной деятельности?
- В чем мы слабы по сравнению с конкурентами?
- Что мешает внедрять инновации в работу, техническое оснащение?
- Какие есть недостатки маркетинга, рекламы, корпоративной среды?
- Что мешает развиваться по стратегическому плану?
Шаг 3. Группируем ответы в таблицу, даем им названия – сильные и слабые стороны. Обсуждение полученной информации с коллегами, партнерами.
Шаг 4. Выписываем возможности компании, предприятия. Смотрим на преимущества. Определяем, какие внутренние ресурсы помогут устранить недостатки.
Шаг 5. Определяем риски, которые могут повлиять на стратегию развития. Это внешние факторы – противодействие конкурентов, изменение законов, природные катаклизмы, политические санкции и прочее. Выясняем всё к чему нужно быть готовым на рынке.
Шаг 6. Заносим возможности и риски в таблицу. Анализируем, как можно использовать «силу» для преодоления «слабости» и эффективной защиты от неконтролируемых факторов.
Шаг 7. Проектируем стратегию развития на основе полученных данных.
Рассмотрим SWOT-анализ пример: новая сеть закусочных быстрой еды в городе с населением 500 000 человек.
Сильные стороны – быстрое приготовление пищи, партнерство с местными пекарнями и поставщиками продуктов, обслуживание всех групп ЦА (дети, подростки, студенты, работники, пенсионеры), продукты от частников (качество).
Слабые стороны – слабая узнаваемость бренда, конкуренция с Макдональдс, большие затраты на рекламу.
Возможности – задействовать активных клиентов среди молодежи в качестве промоутеров для бюджетной рекламы в вузах и школах. Доставка еды на дом и в офис. Добавить в меню полезные продукты.
Угрозы – конкуренция с Макдональдс и Бургер Кинг. Противодействие сторонников здорового питания.
Еще один пример