1. Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Налоговые органы – единая система контроля за соблюдением предприятиями, организациями, физическими лицами налогового законодательства.
Функции налоговых органов:
· Соблюдение законодательства РФ о налогах и сборах
· За правильностью исчисления, полнотой и своевременностью налогов и сборов
· За соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции
· За информированием налогоплательщиков.
Для реализации своих задач налоговые органы наделены правами:
· Они вправе требовать от налогоплательщиков предоставление документов по установленным формам, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, пояснений, подтверждающих правильное исчисление и своевременность уплаты.
· Имеют право проводить осмотр любых производственных, складских, торговых помещений, которые используются с целью извлечения дохода
· Требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений
· Имеют право по отношению к налогоплательщику применять меры экономического принуждения за несвоевременную уплату налогов.
Налоговые органы обязаны:
¾ соблюдать законодательство о налогах и сборах;
¾ осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
¾ вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
¾ бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах.
¾ руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
Налоговый контроль является необходимым условием успешного функционирования любой налоговой системы.
Для реализации налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе. В соответствии с Налоговым кодексом постановке на учет подлежат все лица, признаваемые налогоплательщиком. Постановка на учет осуществляется как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения ее филиалов и подразделений.
Завершающим этапом постановки на учет является присвоение идентификационного номера. Он является единым по всем налогам на всей территории РФ.
Налоговый кодекс предусматривает два вида налоговых проверок:
Камеральная налоговая проверка – проводится по месту нахождения налогового органа
Выездная – важный вопрос которой: «глубина проверок». Она проводится сроком 2 месяца, но может быть продлена от 4-х до 6 мес:
· Налоговый орган получил информацию о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной проверки
· На территории, где проводится проверка произошло ЧП
Контрольные вопросы:
1. На каких принципах базируется налоговая система РФ?
2. Какие функции возложены на Федеральную налоговую службу?
3. Назовите виды налогов в РФ.
3. Как осуществляется налоговый контроль?






