Мастерские и художник




Изображение куклы в ракурсе суммирует все виденное в фас
и профиль. Этим и можно объяснить тот факт, что большинство
эскизов для мастерских художники выдают в таком виде.

Кстати о мастерских. Если вы хотите иметь на выходе то, что
задумали, а не то, что получилось у исполнителей, вам лучше
приложить к эскизу вид в профиль и в фас, или утвердить чертежи,
сделанные в мастерской по вашему эскизу. Обязательная
процедура, подбор тканей и фактур для куклы, и прикрепление
их образцов к эскизу. В идеале, все рассчитывают на работу
профессионального скульптора мастерской, на практике, лучше
откорректировать скульптуру самому на заключительном этапе
работы мастера (если вы сами профи). Если вы столкнулись
с мастером, которому доверяете на сто процентов, считайте это
подарком судьбы.
Чем «моложе» художник, тем активнее он вмешивается со своими
советами в работу мастеров, постоянно внося изменения
в собственный эскиз. Художники, способные воплотить свои
замыслы в материале самостоятельно, встречаются редко,
я не говорю об актерах кукольниках с навыками изготовления
эстрадных кукол (жизнь заставляет).
Немного отвлекся, речь шла об интерпретации эскиза, которая
всегда сиюминутна.



Идеи детей нам в помощь


 









Переходом детей к рисованию в ракурсе нужно управлять.
Как-то я уже описывал задание, выполнение которого требовало
сочетания плоскостного рисования декораций с перспективным
изображением планшета сцены. Сейчас я опишу еще одно задание,
основанное на той же методике.
Если детям показать, как изображаются простые геометрические
фигуры в ракурсе, они без проблем смогут это повторить. Самое
интересное для них заключается в моей просьбе, оживить эти
фигуры нужными деталями. На первый взгляд, плоскостное
рисование сохраняется, только плоскости, на которых дети рисуют
детали, находятся уже в ракурсе. И это заставляет их как-то
приспосабливаться, искать пути решения задачи. Тогда педагогу
самое время показать некоторые профессиональные хитрости
художников.








Возможно, кому-то пригодится подборка кукольных образов
извлеченных мною из рисунков детей младшего возраста.
Поверьте, там много поучительного. На большинстве эскизов
куклы изображаются в фас, и, если вы рискнете использовать
заложенные в них идеи, подключите крохи своей фантазии,
и попытайтесь представить их в профиль.

2. Перчаточная кукла - скульптура  

Вторник, 25 Мая 2010 г. 16:10 (ссылка)
Процитировано 11 раз + в цитатник
Прочитало: 1 за час / 2 за сутки / 15 за неделю / 84 за месяц

 

Предыдущая страница по ссылке
http://www.liveinternet.ru/users/roman_frf/post127092041/
Скульптура


Все театральные мастера очень серьезно относятся к технике
папье-маше, а кукольники превращают этот техпроцесс в настоящее
священнодействие. Они уверены, что голова куклы не ровня
бездушным бутафорским горшкам. Может быть и так, но мне
никакое маше, с его душком бутафории, не заменит резьбу по
дереву. Вероятно, в этом причина моей любви к марионеткам.



Из дерева головку можно выточить на станке, но в большинстве
случаев она имеет сложную форму, которая вырезается вручную
стамесками. Даже после токарной обработки, дерево может
дорабатываться ручным инструментом.

 

Традиционно, для резьбы кукол используют сухую липу. Она
мягкая и мелкослойная, легко режется. В двух словах процесс
можно описать так. Из куска доски вырезается профиль головки,
затем она обрезается по линии силуэта в фас. Имея такую
болванку, не сложно скруглить ее фаски и уточнить стамеской
детали. Далее, головка раскалывается пополам и выдалбливается
вся ее внутренность. Вы можете удивиться, но все это занимает
меньше времени, чем изготовление головы из папье-маше.

 

Необходимо подготовить контурный рисунок головы в двух видах,
согласуя их размеры.



 

Работа начинается с обрезки заготовки по профильной
линии головы. Работа не хитрая, но если у вас заготовка
в виде круглого чурбана, размер которого, что называется,
впритык, забот прибавится.

 

 

Есть специальные торцовые полукруглые стамески для
такой работы. Они имеют фаску заточки с внутренней стороны.

 

 

Заготовка одной рукой прижимается к липовой доске,
прибитой к столу, а другой рукой при помощи стамески
постепенно обрезается по контуру. Длинна лезвия должна
быть не короче толщины заготовки.

Ту же работу удобнее сделать электролобзиком, ручным
или настольным.

 


Следующий этап, придание голове нужного силуэта в фас.
На этом обрубовка заготовки закончилась, и можно приступать
непосредственно к резьбе.

 

 

Когда вы закончите резьбу, у вас может получиться головка,
похожая на эту петрушку. Её размеры не велики, поэтому,
выдалбливать внутренности не надо. Постарайтесь сделать
отверстие для пальца руки точнее, тогда не придется вставлять
прокладки.

 

Резать головку можно экспромтом, и, часто, все заканчивается
интересным и не предсказуемым результатом. Часто, но не всегда.
Лучше, подготовить экспромтом небольшой по размеру
пластилиновый эскиз. На фотографии дается пример такого эскиза.
Очевидно, что пластилиновый нашлепок передает форму резного
дерева, а не папье-маше.

 

 

Когда говорится о поиске идеи формы средствами графики или
скульптуры, имеется в виду поиск в самых общих чертах, без
деталей. Уточнение формы, ее детализация будут следующим
этапом работы, и фотография головы куклы, выполненной по
этому эскизу, тому подтверждение.


Тела вращения

За основу головы может браться любая геометрическая фигура.
Куклы с головками в виде шаров,
вытянутых или сплющенных шаров, в виде яйца острым концом
вверх и вниз, встречаются довольно часто.


Головки точеные

Во многих случаях, подобные головы можно вытачивать
на токарном станке из дерева.

 


В молодости мне довелось изготовить одну копию куклы
«Буратино» для телевидения, а другую для хозяйки куклы
(за то, что дала скопировать). Оригинал немецкого
происхождения, играл долгие годы в театре Образцова.
Как я понял, Буратино немцы изготавливали в кустарных
мастерских на продажу.

 

Диаметр пустотелой точенки равен 8 см.

 

Кукольнику приходится много работать на токарном станке
по дереву. Не буду рассказывать вам, как это делается,
просто констатирую факт. Можно упомянуть электродрель,
настольный электролобзик и прочие оборудование для
деревообработки, но токарный станок в этом перечне
занимает особое место. Вся механика кукол, начиная с гапита
для головы, или ваги для управления марионеткой, и кончая
глазками, собирается из точеных деталей. Если у меня хватит
сил, то механика кукол будет описана на отдельной странице.


Смотрите страницы рубрики "Токарный станок по дереву" и
"Механика куклы"


Модель, откатанная из глины (пластилина)

Формы вращения можно делать на токарном станке из дерева,
из пенопласта и других материалов. Скрутите с клеем полено из
ватмана, и его можно точить на станке (в макетном деле). Но
это уже экзотика, а обычное папье-маше делается по модели,
откатанной из глины или пластилина, или по гипсовой форме,
снятой с той же модели.Она может быть доработать лепными
деталями, или произвольно деформирована вручную.

 

Масса глины набирается постепенно. Ее излишек (добавляйте
малыми порциями) отсекается фанерным лекалом,
вращающимся на петлях.

Когда модель будет готова, штырь из петель вытаскивается,
и лекало снимается. Работать приятнее с лекалом, имеющим
кромку из жести.


Головка на скорую руку

Знание некоторых технологических деталей может облегчить и
ускорить вашу работу над скульптурой головы куклы. Это
особенно важно тем, кто работает с детьми.

Известно, что лепить головку можно сразу из бумажной массы
с клеем. Скомканный лист газеты обматываете нитками или
скотчем, полученный клубок оклеиваете двумя слоями папье-маше,
и болванка для головы готова (можно обойтись и без оклейки
клубка, обтянув его трикотажным или капроновым чулком один
или два раза). Для малышей этого достаточно, а для тех, кто
постарше, это только начало. Клубок обрастает деталями из
проклеенной бумажной массы, его поверхность старательно
выравнивается. Бумажному клубку легко придать нужный профиль,
если скомканной бумагой обкладывать с двух сторон вырезанный
из картона профиль головы (все стягивается обмоткой).

 

Часто, папье-маше выклеивают по бытовым предметам,
предварительно смазав их вазелином (или обмотав скотчем,
липкой стороной наружу). Еще чаще в дело идут, подходящей
формы и размера, коробки, пластиковые бутылки, или вырезанные
части от них. Из всего этого конструируется составная форма,
которая оклеивается папье-маше.

 

В подобных работах ценится не гладкая поверхность, которая
получается профессиональными методами, а ощущение
беззаботной игровой импровизации, сиюминутной сделанности.
Корявость поверхности опытный художник может легко обыграть
росписью или фактурами. Грубая фактура бумаги, это тоже
фактура. Последний слой можно выклеивать мятыми кусочками
бумаги (жатая бумага). Тот же эффект можно получить последним
слоем из марли с искусственно созданными складками,
половинками сухого гороха, «черепицей» из кусочков картона
одной формы, перьями птиц, или оклейкой мехом. Не дробите
голову сочетанием разных фактур (двух достаточно). Белесую
гуашь можно заменить яркой темперой, и то, что она быстро
высыхает, тут будет только плюсом. Полет детской фантазии
должен перекрыть технологическую простоту ее воплощения.

 

Этот раздел начинался фразой, - знание некоторых
технологических деталей может значительно облегчить и
ускорить работу над скульптурой головы куклы. Вернемся к
лепной голове, той, что из пластилина или из глины. Она
должна точно соответствовать вашему эскизу, экспромт и
зависимость от подручных материалов тут неуместны.


Лицо и затылок лепим раздельно

Форма головки у кукол младших детей такая же простая, как
и их рисунки. Неправильной формы приплюснутое с затылка
подобие шара с грубыми нашлепками щек, лба, носа. В каких-то
местах возможны легкие углубления (для глаз, рта).

Советую такую скульптуру лепить по частям на доске
(лицо и затылок).



Позаботьтесь о том, чтобы контур силуэта лицевой и затылочной
частей были одинаковые (обрубите края лепки подходящего
диаметра кружкой). Вылепленные половинки головы формуются
одним куском гипса.

 

Обратите внимание, можно вылепить только один затылок, и он
подойдет к серии разных лиц.

 

 

Когда вы снимаете застывшую гипсовую форму с пластилиновой
маски, пластилин, обычно, остается на доске. Не убирайте его.
Внесите свои изменения в скульптуру и формуйте ее повторно.
Так можно вылепить несколько различных лиц, и сэкономить время.

 

 

С очень маленькими детьми лучше обойтись одной лицевой
частью папье-маше, которая может крепиться к набивной
тряпичной голове (парик и платок скроют линию шва). Тогда,
вы избавите их от сборки половинок из папье-маше.


Голова лепится целиком

 

Скульптура лепится обычным способом на палке (и затылок и
лицо, все вместе). Во время лепки палка держится в руке, но
когда надо посмотреть на работу с расстояния, воткните ее в
бутылку.
Можно выточить из дерева шары глаз и временно вставить их
в пластилин, помогает при лепке век.

Есть одна особенность скульптуры для лохматых зверей. Когда
вам кажется, что образ найден, и можно приступить к формовке,
проанализируйте процесс оклейки головы мехом. Необходимо
снять часть верхнего слоя пластилина, углубить места будущих
складок, места вокруг глаз, иначе фактура превратит скульптуру
в бесформенный комок меха. Разумеется, голову в таком виде
никому не показывайте, вас примут за сумасшедшего (тот случай,
когда дуракам пол работы не показывают). Мех на голове
частично выстригается, частично приглаживается слабым
раствором клея или лака для волос. Местами используется
замша и длинный мех. Все завершается росписью через
пульверизатор.

 
























































































































































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: