Немного полезной информации


Для тех, кто любит рецепты:

70 весовых частей воды на 100 весовых частей гипса.

Не старайтесь месить раствор, который уже начал схватываться,
иначе процесс нарушится.

Чем гуще разводите гипс, тем тверже получите форму, и наоборот,
жидкий гипс после схватывания получается мягким. Это надо
учитывать при создании формы под расколотку.

Гипс в процессе схватывания расширяется в объеме, проникая
в мельчайшие поры формы. Гипс, залитый в керамику, способен
разорвать ее. Слабый известковый раствор препятствует
расширению гипса.

Теплая вода сильно ускоряет схватывание раствора, а добавка
клейстера замедляет. Полное затвердение гипса длится не более
20 минут. Надавливание на него пальцем не оставляет следа.


Сухую гипсовую форму перед заливкой гипсом (делаете отливки
масок, головок и т. п.), подержите в воде до тех пор, пока из нее
не выйдут все пузырьки воздуха. В противном случае, поверхность
отливки покроется мелкими порами.

Куски формы связываются вместе веревкой.

Заливая форму гипсом, не забудьте предварительно смазать ее
стеариновой смазкой.


Для тех, кто любит рецепты:

175 грамм керосина смешать со 175 граммами гарного масла.
Эту смесь влить, растопленные в водяной бане, 250 граммов
стеарина.
Размешать.

Мелкая пластика (головки кукол мультипликации очень маленькие,
медальерные работы, ювелирка) имеет свою специфику при
работе с гипсом. Перегородки для кусковой формы делают из
кусочков бритвенных лезвий. В качестве смазки идет мыльный
раствор (он тонкий). Гипс мелкого помола просеивается через
плотную капроновую сетку. С разведенного гипсового раствора
осторожно сдувают грязную пену, избавляясь от пузырьков.

Если снимается форма с твердой модели (гипсовая, деревянная,
фарфоровая и т. п.), перегородки делают из пластилина. Понятно,
что в твердую модель пластины из жести не воткнутся.

: 1 поль

5. Перчаточная кукла - Вася  

Понедельник, 24 Мая 2010 г. 15:57 (ссылка)
Процитировано 16 раз + в цитатник
Прочитало: 2 за час / 5 за сутки / 23 за неделю / 74 за месяц

 

 

Технология создания перчаточной куклы (technology of creation of a manual doll)

 

Предыдущая страница по ссылке
http://www.liveinternet.ru/users/roman_frf/post127049258/

Вася



Чтобы избежать общих слов, рассмотрим устройство
конкретной куклы. Её голова выполнена из папье-маше
по гипсовой форме с детской скульптуры, и надета
не на палец, а на гапит, а вместо рук и ног сделаны
культяпки. Кукла соответствует всем профессиональным
требованиям, и предназначена для работы педагога
совместно с детскими перчаточными куклами.

Гапит



Нижняя подвижная часть конструкции упирается
в ладонь руки, а указательный и средний пальцы
согнуты на проволочном крючке. Они могут своими
движениями поворачивать головку в стороны и
наклонять ее вперед. На гапите свободно висят плечики,
к которым крепится перчатка.

Так как голова на гапите удерживается двумя пальцами,
ее размер может быть значительно больше той, что
на фотографии. И, что очень важно, гапит поворачивает
голову в стороны (голова на пальце может только
наклонять голову).







Плечики выпилены лобзиком из двух дощечек с прорезями на противоположных сторонах.
Отверстия на концах сверлятся после склейки дощечек на шейке гапита.
Один сантиметр равен двум клеткам.

Деревянная ось нижней детали гапита покрыта графитовой смазкой и входит в отверстие торца рукоятки.
Через отверстие в нижней части «подпятника» продет шнур его фиксации.

Деревянные детали выточены стамеской на токарном
станке.




Гапит в разобранном виде.






Показаны плечики к которым крепится перчатка.

Как ни странно, но детям легче управлять куклой с гапитом.
Для них гапит делается с ручкой на один сантиметр короче,
и без плечиков.
Разработана масса различных конструкций гапитов.
Самая популярная состоит из двух коротких палок
соединенных резиновым шлангом. Наклонив голову
вперед, кукла может одновременно поворачивать ее
во все стороны (один недостаток, такой гапит управляется
второй рукой кукловода).

Руки

Перед тем, как проектировать костюм, необходимо сделать
патронки на пальцы, управляющие руками куклы.
Они сворачиваются из тонкого картона с клеем ПВА
шириной в 7 см. В сыром состоянии один конец трубки
слегка сплющивается. Углы «ладошки» желательно
закруглить ножом или напильником.




 

Ручки обтягиваются тканью сшитой из двух деталей
(мерку удобнее снять по месту).





Для мизинца надо сшить фетровый колпачек-вставку,
чтобы он не болтался в патронке.





Диаметр входного отверстия для двух патронок одинаков,
и рассчитан на большой палец.




Выверните подкладку швами вовнутрь. Вставьте в рукава
обтянутые тканью патронки, так, чтобы их «ладошки»
были внутри (для мизинца длинный рукав) и перетяните
рукава ниткой по линии пунктира на выкройке. Выверните
подкладку лицом наружу. Из рукавов будут торчать ручки.






Обратите внимание, патронка большого пальца слегка
развернута относительно мизинца по часовой стрелке.
Но когда пальцы соединяются вместе, они поворачиваются
одинаково.



Рукава верхней одежды не зафиксированы на руках,
они плотно подогнаны по месту сборками и тесьмой.

 

Снятие мерки с руки кукловода



 

Когда кукла сомкнет свои ручки, перчатка вытянется на спине
максимально. В этом положении кисти руки и снимайте мерку
для спинки. Оберните портновский метр вокруг распрямленной
на столе ладони и получите размер талии (25 см.)

Тем же метром определите ширину спинки от кончиков
сложенных вместе большого пальца и мизинца через
тыльную сторону кисти руки, под костяшками пальцев.

(29 см). Ширина сшитой из двух кусков грудки меньше
спинки на 3.5 см.

Если вы запутались во всех этих замерах, то приложите
кусок бязи к кисте руки со сложенными впереди пальцами
(мизинец и большой палец). Отметьте на ткани расположение
шеи, и окончания пальцев. На выкройке они соответствуют
красным меткам. Так вы определитесь с общими габаритами
перчатки. Посмотрите, если они сильно отличаются от
предложенной выкройки, внесите свои изменения.
Это особенно важно, если вы шьете на детскую руку.

Подкладка перчатки костюма

Спинка подкладки.




Подкладка для перчатки шьется из бязи. Она должна легко
отделяться от костюма для стирки.


Левая часть грудки с длинной рукой



Правая часть грудки с короткой рукой


Две детали грудки сшиваются друг с другом по зеленой
линии, образуя центральный шов. Полученная деталь
сшивается со спинкой по красным линиям (длинная рука
с длинной, короткая с короткой).




Готовая подкладка выворачивается швами вовнутрь, и
в таком виде на нее будут монтироваться руки и верхняя
одежда куклы.





Так выглядит подкладка на изнанке костюма нашей куклы
(вид передней части).


Верх рубашки

 

Спинка и грудка рубашки одинаковые, но ассиметричные
(правая рука длиннее левой). Спинка пришивается к грудке
по красной линии. Места подгиба и крепления рукавов
указаны пунктиром.


 


Нижняя часть рубашки




Низ рубашки (подол) в виде круга диаметром 28 см.

 

Внутреннее отверстие 8 см.
Подрубить края по красной линии. Подол обшит
декоративной золоченой каймой. Та же кайма скрывает
швы на рукавах рубашки.

 


Требуется найти место линии талии на рубашке, она выше
ее нижнего края. Все это делается на перчатке с рукой.
После примерки, юбка окончательно пришивается к талии.

 

Штаны

 

Верх штанов в виде прямой юбки из двух деталей.





 




Штанина


Две штуки. Длинна 20 см, ширина 8 см.







Штанина из одной детали сшитой в трубку, которая
присборивается на ноге. Предусмотрен вырез для
пальца кукловода.

Верх штанов




Верхняя часть штанов и места крепления рубашки и ног куклы.



Ножка

Выкройка ноги для ткани и сентипона.






Слой сентипона короче ткани, которая будет
подгибаться вовнутрь.






Схема показывает порядок вшивания ноги в присборенную
штанину. Желтым цветом указан сентипон.









Показана задняя сторона штанины с отверстием для пальца.

 

 












 

Белую подкладку надо вывернуть швами вовнутрь.
Вид сзади. Перчатка вывернута наизнанку. Показаны
ноги в штанинах.



Костюм смонтирован на подкладке.



Шея головки




В простейших перчатках голова надевается на указательный
палец руки кукловода. Отверстие имеет фетровый переходник,
позволяющий подгонять диаметр под разные руки.




Так выглядят фетровые вставки для картонных патронок
рук и шеи. Их размер подгоняется точно по руке актера.

Подобные вставки вшиваются в мягкие набивные ручки
и головы. Конус вдавливается в ватную или сентипоновую
набивку, края его входного отверстия приметываются
к ткани с набивкой.





Фетровый наконечник на пальце.


Парик




Парик сделан из витков пряжи, прошитых по центру
и разрезанных между строчек. Получившееся подобие
бахромы уложено на голове и зафиксировано клеем ПВА.






Практика показывает, что одна и та же головка может
использоваться для создания нескольких кукол
(сменные головки). В таких случаях, удобнее парик
с головным убором цеплять за два-три крючка,
укрепленных на голове.


Роспись


Голова расписана масляными красками. Если у краски

появится неприятный блеск, дуньте на свежую роспись

белой пудрой. Пудру можно добавлять в краску и в

процессе росписи.


Обратите внимание на известные приемы росписи,
усиливающие рельефность скульптуры. В одном случае
выступающие места головы можно сделать темнее, а все
углубления оставить светлыми (эффект загара). В другом
случае все делается наоборот, впадины затеняются,
а выпуклости высветляются (эффект потертости). Надо
помнить, яркие краски и тусклые, так же, как теплые
и холодные, зрительно расслаивают поверхность.
Яркие и теплые цвета «выступающие»
(красные щеки и нос),
а тусклые и холодные «удаляющиеся»
(периферия лица, шея).

Объем с любой росписью надо ясно представлять
в условиях сценического освещения. Световая среда
способна преобразовывать форму до неузнаваемости.
Роспись куклы, играющей в условиях рыжего света
рампы, будет смотреться вульгарно при дневном
освещении. Но, стоит вам переписать лицо так, чтобы оно
хорошо смотрелось при дневном свете, и при свете рампы
оно поблекнет.

Расстояние, отделяющее зрителя от куклы, диктует не только
степень детализации росписи, но и ограничения на толщину
линии. Если усы кота нарисовать тонкими линиями, то на
расстоянии от зрителя они пропадут. Если зрачки меньше
того размера, который способны рассмотреть дальние
зрители, то их надо увеличить. Зрачки кукол театра окружены
светлым белком, так, чтобы они легче замечались с
расстояния (вытаращенные). Это все те преувеличения,
которые пугают обывателя, рассматривающего театральную
куклу на выставке в упор, «они такие страшненькие!».
Понятно, что с большого расстояния воспринимаются только
ясные силуэты форм, в противном случае, все смажется.



Глазки




Глазки выточены из дерева, покрыты белой нитроэмалью
и приклеены к лицу головки. Зрачки удобней расписать
цветной нитрокраской на месте после установки глаз.


Покраска шаров

Перед окраской шаров белой нитрокраской, опустите их в ацетон, и не вынимайте до тех пор, пока из дерева не выйдут все пузырьки воздуха. Теперь, когда вы будете окунать шары в белую нитрокраску, воздушные пузырьки не испортят гладкую поверхность. Дайте краске подсохнуть, и окуните еще раз. Следите, чтобы подтеки собирались на невидимой стороне глаз.


Головной убор



Полосатый колпак подшит к волосам. Во многих случаях он
имеет зафиксированную форму (каркас, подкладка и т. п.).



О тканях ничего не говорю, надеюсь, фотографии подскажут
вам их названия. Понятно, материал толстый и грубый
малопригоден для работы с костюмом миниатюрного размера.
Мне нравится трикотаж, батист, тюлевые сетки, все, что
создает мелкие складки. Они хорошо сочетаются с жесткими
гладко обтянутыми вставками (различные толщинки костюма
в виде горбов, животов, поясов). Фактуры в театре, тема для
отдельного разговора.

Уровень сложности конструкции куклы, ее художественное
оформление выбираются автором. Сделать этот выбор
осознанным помогают знания техники и технологии
изготовления куклы театра, и если эта серия статей окажется
кому-то полезной, мне будет интересно ее продолжить.
Можно подготовить разделы о фактурах и о механизации
кукол театра (минимум). возможно, подготовлю авторские
эскизы кукол.

Мне все так надоело, что глаза ни на что не смотрят.
Никогда бы не подумал, что я такой умный. Одно утешет,
после подготовки этих страниц в голове у меня не осталось
ни одной извилины, мозги круглые, как бильярдный шар.

з

2а. Куклы и дети (пальчиковые куклы)  

Понедельник, 12 Апреля 2010 г. 20:29 (ссылка)
Процитировано 2 раз + в цитатник
Прочитало: 0 за час / 1 за сутки / 6 за неделю / 23 за месяц

 

Дополнение к странице - http://www.liveinternet.ru/users/roman_frf/post124073369/

Рассказывая о пальчиковых куклах, я лишь вскользь упомянул о лепных головках из соленого теста и пластилина. Мне казалось, что акцентировать внимание на очевидном нет смысла. Но многие восприняли статью, как руководство по изготовлению кукол из бумажек.


Дополняю страницу о пальчиковых куклах несколькими иллюстрациями.
_____________________________________________________________________________


Я подобрал из имеющегося запаса две маски сделанные когда-то из мастики, и оформил их куклами.
Первая маска укреплена на пальце с помощью пищевой фольги (надеюсь, на фото можно понять, как это сделано). Вторая маска большего размера просто держится пальцами через костюм. «Костюмы-балахоны» не потребовали сложного кроя. Полиэтиленовые пакеты накрыли кисти рук. Белый пакет вместе с пальцем обхватила фольга маски, черный пакет сам обхватил маску пальцами.
На все потребовалось десять минут. Скажите, нечего делать, все само сложилось? Нет. Надо было обойти все комнаты, чтобы наткнуться на фольгу и полиэтилен, надо было оформить силуэт костюма и выбрать его цвет. Много чего надо было обдумать, и все же, главное, это легкость и быстрота исполнения. Все равно основное время отводится игре с куклами разговорного жанра, сочинению для них диалога.



Не знаю, как вам, а мне для игры костюмы не нужны, зачем прятать самое красивое и подвижное - пальцы рук? Но это мне, а с детьми не забывайте о ярких цветах, о росписи головок, о паричках и других милых деталях.
Тем, кто ко всему относится серьезно, могу дать совет, позаботьтесь о ширме. Ею может стать спинка стула, прикрытая платком, коробка без дна, в которую просовывают руку с куклой, или, просто, согнутая перед грудью рука, из-за которой выглядывает кукла.
_______________________________________________________________________






























































































































































































































































































































Импровизация

Для импровизации в ход идут бытовые предметы, такие как ложки, вилки, овощи. Помня, что главное для нас скорость, выдумываем все на ходу, на глазах у детей и с их участием.




Картошина на вилке, самый ходовой прием. Моя от времени сморщилась.
В глаза вставил черный перец.



Ложка. Фольга приложена ко лбу и замята вовнутрь, образуя не знаю что
(какая-то красота). Глазки и ротик держатся на пластилине.
Не знаю как назвать, может поваренок?



Та же ложка в носке. Детали могут быть любые. Руки-пальчики хватательные,
ими можно что-то ухватить (ваш нос, ложку, карандаш).


Знакомясь с пальчиковыми куклами, мы то и дело перепрыгиваем на тему перчаточных кукол. Пальчиковых кукол на одной руке может быть столько, сколько у вас на ней пальцев (каждый палец - кукла). Но важно ли это в данном случае?
_________________________________________________________________

Думаю, будет уместно поместить несколько кадров из видеороликов о кукле-руке. Простенько и со вкусом. Уверен, вам пригодится.

 

 

 

 

Teatro Hugo e Ines Presento

“Baby Blue”

Этот кадр из другого фильма, потерял его координаты.

ователю онравилось: 1 пользователю

4. Куклы и дети (пластика дерева)  

Вторник, 06 Апреля 2010 г. 21:55 (ссылка)
Процитировано 1 раз + в цитатник
Прочитало: 0 за час / 9 за неделю / 38 за месяц

 

Следующие страницы раздела "Куклы и дети" планируется посвятить описанию перчаточной куклы.
Мне думается, будет полезно предварительно сказать несколько слов о своем отношении к скульптурной форме в куклах, и на примерах своих учеников продемонстрировать некоторые принципы обучения.

Отправные точки обучения.
(критерии оценки)


· Выявление природных качеств материала. Обыгрывание текстуры, нароста у дерева, сучков, сколов, трещины.


· Ограничение в количестве взаимодействующих объемов (обобщение до трех крупных форм).


· Декоративность взаимодействия отвлеченных объемов (вне их смыслового содержания). Взаимопроникновение одной формы в другую, обострение характера этого проникновения. Впадины и выпуклости, монолит и ажур, пластичные переходы одной формы в другую и жесткие изломы.


· Сопоставление крупного масштаба с мелким, отход от реальных пропорций. Гипербола.


· Контраст или нюанс ритмов рельефа формы.


· Форма и технология ее получения, взаимосвязь одного с другим.


· Объем должен гармонично проникать в пространство, гармония в любом ракурсе.


· Заложенные в форму возможности игры света и тени.
__________________________________________________________________

Скульптура головы кукол.

Тема условная, допускающая вольности её трактовки. На мой взгляд, всем удалось выявить пластику дерева (чем я и горжусь).

 


 

 


Текст несколько заумный, но фотографии работ студентов подтверждают, что его можно понять. Мишура не спасет без понимания идеи целого.

2. Куклы и дети (куклы пальчиковые)  

Понедельник, 05 Апреля 2010 г. 15:15 (ссылка)
Процитировано 6 раз + в цитатник
Прочитало: 0 за час / 1 за сутки / 14 за неделю / 49 за месяц

 

В колонках играет - куклы, пальчиковые куклы, театральные куклы, технология изготовления куклы,

Продолжение "Куклы и дети ".

Начало смотрите по ссылке - http://www.liveinternet.ru/users/roman_frf/post123795102/
___________________________________________________________________________


Поневоле становишься сентиментальным, когда дело касается пальчиковых кукол. Малышка первый раз осознанно сжимает в своей крошечной ладошке палец мамы. Это не просто хватательный рефлекс, в этом соприкосновении непередаваемое ощущение взаимного доверия. Наши ладони, ладони наших детей живут в тесном взаимодействии помимо нашего сознания.
____________________________________________________________________________________________________


Куклы этого типа нельзя назвать театральными. Если они и разыгрывают представление, то в очень камерной обстановке, и служат дополнением к перчаточным куклам. Хотя, известны случаи, когда профессиональные кукловоды работали в больнице и в частных домах для одного или двух детей. И даже в такой обстановке актеры редко пользовались «многоразовыми» куклами. Изготовление куклы с ребенком входило в инсценировку, вносило элемент импровизации.
Думаю, королями этого жанра можно назвать всех родителей-фантазеров, у которых есть маленькие дети. Съешь ложечку каши за маму, другую за папу, а смешной кукле потом дадим!


В реальности, из какого только мусора не собирается на пальце головка или маска. Скотчем мы можем прилепить к подушечке пальца бумажку от фантика с веселой рожицей или нарисованные очки, можем налепить цветной пластилин в виде крошечной головки с нитками-волосами. Можем все, дурачась вместе с ребенком. У взрослых свой интерес к этим куклам, можно пофантазировать на эту тему в форме графических этюдов.


Выясняется, что даже из таких, душевных по своей природе, кукол, сухое сердце может породить мрачных монстров.


Трудно сказать, в какой момент пальчиковая кукла становится перчаточной. Стоит нам одеть на палец скульптурную головку (даже, если она из расписного соленого теста), вместо пластилиновой нашлепки или бумажного колпачка с глазками, как эта грань стирается. У головки волей неволей возникают ручки в виде пальцев нашей руки, и отсутствие перчатки уже ни о чем не говорит. Возникает мысль, расписывать можно не только обнаженных женщин, но и кисти рук с куклой.


Удачные куклы могут послужить «фотомоделями».
Полученные кадры, при желании, дополняются декорациями в графическом редакторе.



Кусок бумаги с нарисованной рожицей легко скрутить в трубочку вокруг пальца и дополнить накладными элементами. Пускай вас не смущает примитивность конструкции, разнообразие достигается ее декорированием. Надо помнить и об аппликации, и о вырезках из фотографий журналов, и о фактурах (фольга, пряжа, блески).



У многих имеется возможность сделать графику на компьютере и напечатать на принтере. Воспользуйтесь этой технологией, и не стесняйтесь сканировать детские варианты рисунков кукол, это поднимет престижность того дела, которым они занимаются.


Простейшие маски могут крепиться и без трубочки, прямо к пальцу.


Я догадываюсь, что читатели и так все знают об этих куклах, поэтому даю только самые необходимые пояснения.

Удобнее вначале обозначить глаза и рот (помните о принтере), а потом скручивать бумагу в трубку. Везде, где можно, используйте скотч, и не только для склейки. Он бывает цветной, и это удобно в декорировании.
Не обращайте внимание на аккуратность иллюстраций, это только схемы. Живые рисунки головок выполняются детьми фломастерами сикось-накось.


Как шить костюм не скажу, пробуйте сами.


Трубка может служить основой для сменных масок. Парик легко сделать из перевязанного в основании пучка ниток. Он вставляется в трубку сверху.


Одну и ту же конструкцию можно легко трансформировать в различные образы.


Удачная пальчиковая кукла легко трансформируется в настольную куклу (чуть большего размера), она может стать персонажем сценки и передвигаться по столу.


Настольные инсценировки обставляются бумажными декорациями.


Декорации удобно рисовать на трехгранных призмах из бумаги. Они при повороте другой своей стороной создают новую картину.
Вначале бумага расчерчивается на три части и разрисовывается фломастерами (одна часть - дом, другая - дерево, последняя - что угодно). Потом складывается в призму и ровно склеивается. Состыковав на столе несколько таких призм, мы получаем улицу или лес.


Не надо забывать, что все можно делать в увеличенном масштабе.
То, что мы надевали на пальчик, скрученное из листа ватмана превращается в объем, в большую куклу. Замечу, вместо скрученного на скорую руку рулона бумаги, могла оказаться коробка или вытянутый кусок фанеры. Я проводил с девочками конкурс на лучшее декорирование рулона кусками разноцветной ткани и лентами (сочетание цветов, фактур, создание ритма). Творилось, что-то невероятное, я не знал, как они любят тряпки! Работали сменно. Одна пара работала, другие давали советы и потом оценивали результат. Все фиксировалось на пленке.


Несколько схем может пригодиться в работе.



Если ваш интерес к куклам связан с педагогикой, то не увлекайтесь выставочной куклой. Точкой в этом «пустяшном» деле обязательно должна стать игра с куклами. Именно о игре дети думали все то время, пока делали куклу. Мой совет, работайте в паре с педагогом, который ведет группу малышей-подготовишек к школе.



Выборка пальчиковых образов из детских рисунков фломастерами.

 































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: