Маскировка наружных тростей

Покрой костюма у тростевой куклы связан с необходимостью маскировки тростей. Обычно трости маскируют, стараясь скрыть их от зрителя или оправдать их наличие. В некоторых, сравнительно редких случаях трости остаются незамаскированными, но тогда они должны быть достаточно удалены от кисти руки. Это осуществимо главным образом в пьесах сказочно-фантастического характера, таких, как «Волшебная лампа Аладина», «Сказание о граде Лебединце» и др.

При современном пиджачном костюме открытая трость, прикрепленная к киста руки, режет глаза, какая бы тонкая она ни была.

В ряде спектаклей трость маскируется халатом или плащом (рис. 45), размеры которого зависят от того, в каком месте руки прикреплена трость. При этом для халата и плаща выбирается такой покрой, чтобы под ним ощущалась форма руки и жест куклы был понятен и выразителен.

В некоторых случаях трость маскируют деталью костюма (свисающие рукава, ленты, бусы и другие украшения), не закрывая всю руку халатом или плащом (рис. 46).

Иногда функцию трости выполняет предмет, который кукла якобы держит в руке. Это могут быть лыжные палки, копье, лук, тросточка, метелка и т.п. Нижние концы этих предметов должны спускаться ниже грядки, чтобы работающий с куклой актер мог действовать этими предметами, как тростями.

Однако, кроме палок в руках у лыжника, вряд ли встретятся случаи, когда кукла может держать в обеих руках по одинаковому предмету, то есть два копья или две метлы и т.п. Поэтому чаще всего при помощи трости-предмета управляют только одной рукой куклы, другая же рука свободно болтается или закреплена в определенном положении, например заткнута за пояс, всунута в карман. Если же левой руке придается самостоятельное управление, как у куклы, надеваемой на руку (рис. 47), она получает некоторое движение, правда, более ограниченное по сравнению с правой.

В некоторых случаях можно сделать одну трость для обеих рук (например, кукла может держать копье двумя руками).

Есть еще один способ маскировки тростей. Он состоит в том, что трости оклеиваются черным бархатом и кукла играет на фоне задника, сделанного тоже из черного бархата. Однако в редких постановках уместен и возможен такой фон. Кроме того, при этом способе маскировки все жесты куклы должны делаться с таким расчетом, чтобы трость не попадала на фон костюма куклы, иначе она сразу же обнаружится.

Вообще же надо иметь в виду, что пластичный, ярко выраженный, правдивый жест при хорошей актерской игре заставит зрителя забыть о существовании тростей, и наоборот, небрежная, неряшливая игра выдаст трости, как бы они ни были замаскированы.

Внутренние трости

Внутренние трости применяются в тех случаях, когда характер постановки не позволяет художнику замаскировать наружные трости, а в спектакле должны действовать куклы с анатомически правильными пропорциями.

Внутреннюю трость делают изогнутой и наглухо прикрепляют к локтю куклы (рис. 48). В этом случае трость составляет единое целое с предплечьем куклы и дает актеру большую уверенность в управлении. Однако такая изогнутая трость значительно ограничивает движения; кукла не может высоко поднять руку

Или отвести ее далеко от корпуса. Попытки сделать широкий жест приводят к деформации всей фигуры куклы. При внутренней изогнутой трости в костюме куклы надо делать возможно широкие проймы по линии изгиба трости. Внутренняя механизированная трость преследует цель показать на ширме человека, одетого в современный костюм.

Подобного рода механизмы пока еще находятся в стадии экспериментальной разработки и до сих пор широкого распространения не получили. Это объясняется как сложностью их конструкции, так и трудностями управления.

Внутренняя механизированная трость, изображенная на рис. 49, в отличие от изогнутой трости дает руке куклы большие возможности движения и жеста (правда, несколько механического).

Трость прикрепляется к руке вблизи от плечевого сустава. Вращением трости достигается размах руки из стороны в сторону. Когда поднимается трость, рука куклы также поднимается вверх. Если нажать большим пальцем движок, находящийся на нижней части трости, то натягивается шнур, проведенный к локтю куклы, и рука сгибается в локте.

У трости, показанной на рис. 50, нет особого приспособления для сгиба в локте. При поднятии руки вверх трость при помощи проволочки тянет за собой предплечье, и рука сгибается. Для кукол с ограниченными функциями такая трость очень удобна. Данная конструкция позволяет, например, воспроизвести игру на рояли (кукла-пианист в спектакле Государственного Центрального театра кукол «Необыкновенный концерт»).

Сыграть же роль персонажа, у которого по ходу действия должно быть много разнохарактерных движений, куклой с внутренними механизированными тростями значительно труднее. Надо очень много тренироваться в освоении подобного механизма, чтобы добиться мало-мальски выразительного жеста.

За последнее время в этой области производятся усиленные поиски, механизмы совершенствуются, и актеры все более овладевают техникой управления внутренними тростями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: