Мама входит в комнату дочки и видит беспорядок

ТЕМА 10 ЭФФЕКТИВНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ ВЗРОСЛОГО И ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА ОСВОЕНИЕ ТЕХНИК ПОСТРОЕНИЯ БЕЗОЦЕНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОЗДАНИЯ АТМОСФЕРЫ ДОВЕРИЯ: Я-СООБЩЕНИЕ, АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ.

 

ТЕХНИКА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ.

Активное слушание – это способ взаимодействия с ребенком, который помогает наладить контакт с ним.

В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми: наши дети не могут что-то поделить между собой; ребёнок рассказывает, что он с кем-то из ребят поссорился или подрался или его обидели и т.д. Все эти ситуации нам хорошо известны. Давайте попробуем вспомнить, каким образом мы выстраиваем беседу с ребёнком.

Вот несколько типичных ситуаций:

 Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!».

· Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: «Больше я туда не пойду!».

· Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать «эту уродскую шапку».

Что обычно вы говорите своим детям в таких случаях?

Можно предположить что так:

· Ну, ничего, поиграет и отдаст...

· Как это ты не пойдешь в школу?!

· Перестань капризничать, вполне приличная шапка!

и т.д.

Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет. При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием.

А как вы думаете, чего ждут от нас дети в эти минуты?

 

Причины трудностей детей часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Поэтому если просто что-то показать, научить, направить ему не поможешь. В таких случаях лучше всего... его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием».

- Что значит «активно слушать»?

Вернемся к нашим примерам и подберем фразы, в которых родитель называет чувство ребенка:

· СЫН: Он отнял мою машинку!

МАМА Ты очень огорчен и рассержен на него.

· СЫН: Больше я туда не пойду!

ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу.

· ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!

МАМА: Тебе она очень не нравится.

Ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее. Такое буквальное сочувствие родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление (замечу, что не меньшее, а порой гораздо большее влияние оно оказывает и на самого родителя, о чем немного ниже). Многие родители, которые впервые попробовали спокойно «озвучить» чувства ребенка, рассказывают о неожиданных, порой чудодейственных результатах. Приведу два реальных случая.

Мама входит в комнату дочки и видит беспорядок.

· МАМА: Нина, ты все еще не убралась в своей комнате!

· ДОЧЬ: Ну, мам, потом!

· МАМА Тебе очень не хочется сейчас убираться...

· ДОЧЬ (неожиданно бросается на шею матери): Мамочка, какая ты у меня замечательная!

Другой случай рассказал папа семилетнего мальчика.

Они с сыном торопились на автобус. Автобус был последний, и на него никак нельзя было опоздать. По дороге мальчик попросил купить шоколадку, но папа отказался. Тогда обиженный сын стал саботировать папину спешку: отставать, смотреть по сторонам, останавливаться для каких-то «неотложных» дел. Перед папой встал выбор: опаздывать нельзя, а тащить сына насильно за руку ему тоже не хотелось. И тут он вспомнил наш совет: «Денис, − обратился он к сыну, − ты расстроился из-за того, что я не купил тебе шоколадку, расстроился и обиделся на меня». В результате произошло то, чего папа совсем не ожидал: мальчик миролюбиво вложил свою руку в папину, и они быстро зашагали к автобусу.

Не всегда, конечно, конфликт разрешается так быстро. Иногда ребенок, чувствуя готовность отца или матери его слушать и понимать, охотно продолжает рассказывать о случившемся. Взрослому остается только активно слушать его дальше.

Посмотрите одну сценку более длительного разговора, в котором мама несколько раз «озвучила» то, что она услышала и увидела, беседуя с плачущим ребенком.

Ситуация:

Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют ее пятилетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач. Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади − растерянный сын.

· ДОЧЬ: У у у у!

· МАМА: Миша тебя обидел... (Пауза.)

· ДОЧЬ (продолжает плакать): Он меня урони-и-ил!

· МАМА: Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась... (Пауза.);

· ДОЧЬ (переставая плакать, но все еще обиженным тоном): Нет, он меня не поймал.

· МАМА: Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал и ты упала... (Пауза.)

Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.

· ДОЧЬ (уже спокойно): Да... Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени.)

· МАМА (через некоторое время): Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть...

· ДОЧЬ: Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне неинтересно.

· МИША: Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю...

Этот диалог дает нам возможность обратить внимание на некоторые важные особенности и дополнительные правила беседы по способу активного слушания. Давайте попробуем прописать алгоритм действий этой техники.

1. Занять правильное положение по отношению к ребенку (глаза взрослого и ребенка должны находиться на одном уровне).

Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Например:

· СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!

· РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся.

Возможные неправильные реплики:

· А что случилось?

· Ты что, на него обиделся?

2. Повтор услышанного от ребенка.

3. Делать паузы между фразами.

4. Обозначение чувства ребёнка.

5. Чувства – в утвердительной форме.

 

Благодаря технике активного слушания:

ü Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребёнка.

ü Ребёнок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает больше рассказывать о себе.

ü Ребёнок сам учится решать свои проблемы.

ü Ребёнок начинает активно слушать родителей.

ü Родители становятся более чувствительны к нуждам и горестям ребёнка.

Пример

Ситуация Ответ-реакция Ответ-понимание
Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее малыш в слезах: «Он забрал мою машинку!. – Ну ничего, поиграет и отдаст Ты очень расстроен и рассержен на него
Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: «Больше я туда не пойду!» Как это ты не пойдешь в школу?! Ты больше не хочешь ходить в школу
Дочь собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать «эту уродскую шапку» Перестань капризничать, вполне приличная шапка! Тебе она очень не нравится

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: