Вопрос 5: «Классификация гласных звуков»

Все гласные принадлежат к одному способу образования – способу свободного прохода

Все гласные произносятся с голосом

Место образования не локализовано в определенной точке, а зависит от объема и формы резонатора

различаются высотой резонаторного тона

([у] - самая низкая, [и] – самая высокая)

 

Это зависит от того

1)как перегорожен резонатор

Если поднять переднюю и опустить заднюю часть языка, то гласные будут высокие на слух

Если поднять заднюю и опустить переднюю, то гласные будут низкие на слух

При поднятии средней части языка, гласные будут средне на слух

2) как расположены губы

Лабиализация или огубление - оркугление губ в кольцо и вытягивание их в трубочку, понижающее резонаторный тон.

Нелабиализованные гласные – нейтральное положение губ.

 3 ) включен или выключен носовой резонатор

Назализацияпонижает высоту тона гласных

 

Так же гласные классифицируют по

· Ряду (горизонтально)

гл. переднего ряда и гл. заднего ряда

· Подъему (вертикально)

гл. верхнего подъема, гл. среднего подъема, гл. нижнего подъема

· По долготе (долгие и краткие)

В русском языке разделения по этому принципу нет. Ударные – всегда долгие, безударные – всегда краткие.

Вопрос 6: «Основные и неосновные звуки. Критерии их разграничения, понятие о позиционном чередовании звуков.» (НЕ ПОЛНОСТЬЮ!)

В русском языке насчитывается 42 основных звука. Из них 6 являются гласными, 35 согласными и 1 полугласный или полусогласный.
Помимо этих сорока двух звуков существуют другие, неосновные, однако не менее важные. В русском алфавите нет букв, обозначающих эти звуки; есть лишь транскрипционные значки, помогающие описать их.

 

В связи с наличием сильных и слабых звуков в фонетической системе русского литературного языка имеются позиционные чередования звуков. Позиционные чередования звуков обусловлены фонетически, т.е. вызываются действующими в современном языке фонетическими законами, например редукцией в области гласных и ассимиляцией в области согласных.

ПОЗИЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ — это изменение звука, обусловленные положением фонемы в сигнификативно слабых позициях в фонетическом слове.

например: к<и>нуть=[к'инут'] – к<и>дать=[к'идат'],                                                                     д<ы>ры=[дыры] – д<ы>ра=[дыра], В данных примерах гласные звуки [и], [ы], [у] в безударной позиции незначительно ослабляют свою артикуляцию.

Условием для позиционной мены гласных фонем <а>, <о>, <э> является безударная позиция. При произношении гласных в такой позиции происходит фонетический процесс, называемый редукцией, например:

сл<о>н=[слон] - сл<о>на=[слUна], д<а>р=[дар] – д<а>рить=[дUр'ит'],

д<э>ло=[д'элъ] – д<э>ла=[д'иэла]. В данных примерах гласные звуки [а], [о], [э] в безударной позиции значительно изменяют своё качество. Такой тип редукции называют качественной редукцией (подробно см. § 6).

Условием для позиционной мены звонких и сонорных согласных является позиция в конце слова. При произношении звонких и сонорных согласных в этой позиции происходит фонетический процесс, называемый оглушением, например: но<г'>и=[ног'и] - но<г>=[нок]



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: