Все гласные принадлежат к одному способу образования – способу свободного прохода
Все гласные произносятся с голосом
Место образования не локализовано в определенной точке, а зависит от объема и формы резонатора
различаются высотой резонаторного тона
([у] - самая низкая, [и] – самая высокая)
Это зависит от того
1)как перегорожен резонатор
Если поднять переднюю и опустить заднюю часть языка, то гласные будут высокие на слух
Если поднять заднюю и опустить переднюю, то гласные будут низкие на слух
При поднятии средней части языка, гласные будут средне на слух
2) как расположены губы
Лабиализация или огубление - оркугление губ в кольцо и вытягивание их в трубочку, понижающее резонаторный тон.
Нелабиализованные гласные – нейтральное положение губ.
3 ) включен или выключен носовой резонатор
Назализацияпонижает высоту тона гласных
Так же гласные классифицируют по
· Ряду (горизонтально)
гл. переднего ряда и гл. заднего ряда
· Подъему (вертикально)
гл. верхнего подъема, гл. среднего подъема, гл. нижнего подъема
|
|
· По долготе (долгие и краткие)
В русском языке разделения по этому принципу нет. Ударные – всегда долгие, безударные – всегда краткие.
Вопрос 6: «Основные и неосновные звуки. Критерии их разграничения, понятие о позиционном чередовании звуков.» (НЕ ПОЛНОСТЬЮ!)
В русском языке насчитывается 42 основных звука. Из них 6 являются гласными, 35 согласными и 1 полугласный или полусогласный.
Помимо этих сорока двух звуков существуют другие, неосновные, однако не менее важные. В русском алфавите нет букв, обозначающих эти звуки; есть лишь транскрипционные значки, помогающие описать их.
В связи с наличием сильных и слабых звуков в фонетической системе русского литературного языка имеются позиционные чередования звуков. Позиционные чередования звуков обусловлены фонетически, т.е. вызываются действующими в современном языке фонетическими законами, например редукцией в области гласных и ассимиляцией в области согласных.
ПОЗИЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ — это изменение звука, обусловленные положением фонемы в сигнификативно слабых позициях в фонетическом слове.
например: к<и>нуть=[к'инут'] – к<и>дать=[к'идат'], д<ы>ры=[дыры] – д<ы>ра=[дыра], В данных примерах гласные звуки [и], [ы], [у] в безударной позиции незначительно ослабляют свою артикуляцию.
Условием для позиционной мены гласных фонем <а>, <о>, <э> является безударная позиция. При произношении гласных в такой позиции происходит фонетический процесс, называемый редукцией, например:
|
|
сл<о>н=[слон] - сл<о>на=[слUна], д<а>р=[дар] – д<а>рить=[дUр'ит'],
д<э>ло=[д'элъ] – д<э>ла=[д'иэла]. В данных примерах гласные звуки [а], [о], [э] в безударной позиции значительно изменяют своё качество. Такой тип редукции называют качественной редукцией (подробно см. § 6).
Условием для позиционной мены звонких и сонорных согласных является позиция в конце слова. При произношении звонких и сонорных согласных в этой позиции происходит фонетический процесс, называемый оглушением, например: но<г'>и=[ног'и] - но<г>=[нок]