Понятие о парадигме и синтагме

1. Синта́гма - (от греч. σύνταγμα, букв. — вместе построенное, соединённое) — 1) интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения. Л. В. Щерба определил синтагму. как фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи-мысли

В решении вопроса о членении речевого потока он исходил из единства смысловой и звуковой сторон языка при доминирующей роли первой. Поскольку синтагму составляют слова, тесно связанные по смыслу, она обычно представляет собой и синтаксическое единство. Так, в отдельные синтагмы выделяются обособленные члены предложения, вводные и вставные конструкции и т. п. Однако совпадение синтаксического и синтагматического членения необязательно. Разное синтагматическое членение одного предложения создаёт различные высказывания, передающие тонкие оттенки смысла и выражающие отношение говорящего к сообщаемому факту, ср. «Брат уезжает в Москву» и «Брат / уезжает в Москву». Синтагматическое членение может служить средством различения смысла внешне омонимичных, но различных по синтаксической структуре предложений, например: «Как удивили его / слова брата» и «Как удивили его слова / брата».

2. Существует некий общий порядок решения научных задач-парадигма

Парадигма-это система основных научных достижений(теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний(дисциплине) в определенный исторический период

Или есть понятие единый язык-такая наука парадигмальная

Для каждой науки характерна одна парадигма (или несколько)

 

13. Понятие о синхронии и диахронии
 Многие учёные занимались осмыслением языка и поиском "праязыка". Благодаря чему они выдвигали свои теоретические основы его научного описания. Более подробную информацию изложил один из учёных Фердинанд де Соссюр в своих трудах. главным его тезисом было то, что язык можно рассмотреть как установившуюся систему, так и эволюцию, как продукт будущего, так и продукт прошлого. Именно отсюда и вытекает понятие синхрония и диахрония. Синхрония представляет собой ось одновременности, касающуюся отношений между сосуществующими вещами, откуда исключено всякое вмешательство времени, а диахрония - ось последовательности, на которой никогда нельзя увидеть больше одной вещи за раз, по которой располагаются все явления оси со всеми их изменениями.
Синхрония - это состояние языка в данный момент как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, которые обладают ценностью, или значимостью независимо от их происхождения, а только в силу соотношений между собой внутри целого, то есть системы.
Диахрония-это путь во времени, который проделывает каждый элемент языка в отдельности, виды изменялись в истории.
По де Соссюру синхрония связана с системой, но изъята из отношений времени, а диахрония же связана с временем, но изъята из отношений системы.
Пример:

ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ

1. Фонетика, определение, задачи изучения

Фонетика - от греческого phone- «звук», «звучание». Это звуковой строй языка- особый ярус в его структуре, поэтому фонетика- особый раздел языкознания, имеющий свой особый предмет.
Задачи фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке. Изучать фонетику можно с разными целями и разными методами. В зависимости от этого различают общую фонетику:
Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.
Описательная фонетика исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.
Сопоставительная фонетика объясняет явления в области звукового строя, обращаясь к материалу родственных языков.
Историческая фонетика прослеживает становление фонетических явлений на протяжении более или менее длительного периода времени, изучает изменения фонетической системы, произошедшие на определенном этапе их развития, т.е. изучает фонетику в диахроническом плане.
Экспериментальная фонетика является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами(звукозаписывающие инструменты, с помощью которых могли объективно наблюдать различия и сходства звучаний по графической записи на закопченной ленте)
Таким образом, фонетика современного русского языка – это описательная фонетика, так как фонетические явления рассматриваются на определенном этапе развития языка, в данный момент времени.

2. Устройство речевого аппарата
Речевой аппарат — это совокупность и взаимодействие органов человека, необходимых для производства речи. Весь речевой аппарат лингвистически (с точки зрения образования звуков речи) можно разделить на 3 части:
1) все, что ниже гортани
2) гортань
3) все, что выше гортани
Нижний этаж (2 легких, два бронха, трахея) выполняет роль мехов и выталкивает струю воздуха посредством напряжения мускулов диафрагмы, которая нужна для образования звука. Образовать звуки речи в нижнем этаже речевого аппарата НЕЛЬЗЯ)
Средний этаж (гортань) состоит из 2х хрящей: перстеневидного и поставленного на нем щитовидного. Также есть пирамидальный (черпаловидный) хрящ, к которому тянется мускулистая пленка в виде занавеса. Центральные края мускулистого занавеса –голосовые связки(могут растягиваться, укорачиваться, напрягаться, расслабляться). Пространство между голосовыми связками – междусвязочная щель. Пространство между расходящимися в стороны пирамидальными хрящами- межхрящевая щель. Обе эти щели образуют голосовую щель.
Верхний этаж (надставная труба, резонатор) - образование звуков. Надставная труба начинается полостью глотки (ф а ринкс) далее подразделяется на две выходные трубы-две полости: ротовую и носовую; эти две полости разделяет небо, передняя часть которого твердая (твердое небо), задняя часть мягкая (мягкое небо), иначе- небная занавеска, заканчивающаяся маленьким язычком (у вула).
Речевое (фонациОнное) дыхание отличается от неречевого ритмичностью(вдох = выдох),а когда мы говорим, то вдыхаем на паузах, а выдыхаем постепенно, отдельными толчками.
Полость носа - неизменяемый по объему и форме резонатор,придающий звучанию носовой тембр.(звуки м,н)
Полость рта - меняет форму и объем,благодаря наличию подвижных органов: губ,языка,маленького язычка, мягкого неба и в нек случаях надгортанника
Губы. Большей подвижностью обладает нижняя:
-смыкается с верхней губой(звуки п,б,м)
-образует губное сужение с верх губой (при тушении свечки)
-дрожание (при слове тпру!)
-могут вытягиваться в трубочку (у), округляться (о)
-ниж губа образует щель,приближаясь к верхней губе(в,ф)
Язык - самый подвижный из органов реч аппарата. Состоит из:корня и спинки(задняя,средняя, передняя части), кончик. Особо подвижен кончик. Ложится на нижние зубы-образует с верхними зубами межзубную щель (англ th), прижимается к задней стенке передних верхних зубов (т,д,н,л,ц),к альвеолам (англ t, d, n, l).
Передняя часть может подниматься к твердому небу,образуя с ним сужение (ш,ж)
Средняя часть ограничена в своих движениях: может подниматься к тв небу,образуя с ним сужение (й) или смыкаясь с ним (к,г)
Задняя часть может смыкаться с ТВ и мягким небом.
Маленький язычок может дрожать прерывисто,смыкаясь с задней частью языка(картавое р)
Надгортанник (ЭпиглОттис) служит физиологически для прикрывания гортани в момент прохода пищи пищевод. Может также образовать сужение с задней стенкой глотки.

1) Диафрагма, легкие, бронхи и трахея являются источником струи воздуха,кот используется при образовании звуков речи как движущая сила.
2) Гортань является источником гооса и особых гортанных шумов(гортанное придыхание и гортанный взрыв)
3) надставная труба- полости рта и носа- является источником обертонов и резонаторных тонов; в полости рта при смыкании и сужении органов возникают различные шумы).

3. Классификация звуков. Гласные и согласные звуки.
Артикуляция- работа органов речи, направленная на производство звуков. А складывается из 3х частей:
1) Приступ(экскУрсия)- когда органы «выходят на работу»
2) Средняя часть (выдержка)- когда органы установились для данной артикуляции
3) Отступ (рекУрсия)- органы возвращаются в нерабочее состояние
Звуки с мгновенной выдержкой- МГНОВЕННЫЕ ЗВУКИ(п,б,т,д,к,г,ц,ч) их протягивать нельзя,или иначе при протягивании они дают другое слуховое впечатление ц-с,ч-щ)
Звуки с менее продолжительной выдержкой- длительные звуки. При желании их можно протягивать (м,н,л,р,с,з).
Если вместо выдержки сделать задержку размыкания,то получаются и долгие б,п,д,т,ц. Эта долгота зависит не от протягивания,а от времени,занимаемого задержкой размыкания (например: оббить,оттого,так как,палаццо)
Все звуки можно разделить на гласные и согласные исходя из акустических и артикуляционных признаков.
Акустически звуки делятся на сонорные (звучные) и шумные. Сонорные определяются резонаторными тонами,шумы в них отсутствуют или учавствуют минимально(р); в шумных тембр определяется характером данного шума.
Между чисто тональными звуками(э,о,и,у) и чисто шумных находятся звуки, переходные от сонорных к шумным: в пределах сонорных- сонорные согласные (м,н,л,р,й),а в пределах шумных- звонкие шумные длительные (в,з,ж) и мгновенные (б,д,г),глухие шумные длительные (ф,с,ш,х) и мгновенные(п,т,к).
Есть звуки речи,артикуляция которых направлена на уменьшение раствора рта(ртосмыкатели или согласные),на расширение раствора рта(ртораскрыватели или гласные). По В.А. Богородицкому!
Н.С.Трубецкой был сторонником определенного разграничения гласных и согласных:»Гл и согл – это звуковые,т.е. акустические понятия,и их можно определять только как звуковые понятия».
Сила выдоха (экспирАция) неодинакова у разных звуков. Сильнее у ГЛУХИХ СОГЛ, слабее у ЗВОНКИХ СОГЛ, еще слабее у СОНОРНЫХ, и самаясабая у ГЛ. В слабости гласных легко убедиться,если произносить из без голоса.

4. «Классификация согласных звуков. Артикуляционные и акустические различия глухих и звонких согласных. Артикуляционные и акустические различия твердых и мягких согласных.»

Классификация согласных звуков (4 признака)

1) По способу образования (как?)

СО определяется как характер прохода для струи воздуха при образовании звука речи

 Бывают:

· Свободный – нет никакого препятствия

Гласные

· Суженный – определенные органы во рту, сближаясь, образуют щель, в которой струя воздуха производит трение о стенки прохода

Фрикативные согласные (они же спиранты, щелевые, щелиные, проточные придувные) [ф], [в], [с], [з], [ш],[ж],[j],[x] а так же гортанная придыхательная[h]

· Сомкнутый – на пути струи воздуха соприкасающиеся органы образуют преграду (смычку)

Смычные согласные подразделяются на несколько подвидов

1)Взрывные (смычка взрывается под напором струи воздуха)

[б][п][д][т][к][г]

2) аффрикаты или смычно-фрикативные (смычка сама взрывается для прохода струи воздуха, воздух выходит мгновенно с трением)

[пф][ц][дз][ч][дж]

3) носовые или назальные (смычка остается ненарушенной, а воздух проходит через нос)

[м] [н] 

4) боковые или латеральные (смычка не нарушена, воздух выходит через боковой обход между щекой и опущенным боком языка)

[л]

5) дрожащие или вибранты (смычка последовательно и периодически размыкается до свободного прохода, а потом смыкается, струя воздуха выходит прерывисто только в моменты размыкания)  

[р]       

 

 

2) по уровню шума

· Шумные

Фрикативные, взрывные и аффрикаты бывают ГЛУХИМИ [ф] [с] [ш] [х] [п] [пф] [ц] [ч] и ЗВОНКИМИ [в] [з] [ж] [б] [д] [г] [дз] [дж]

· Сонорные

Носовые, боковые, дрожащие 

3) по месту образования (где?)

 МО – точка в которой сближаются в щель или смыкаются два органа на пути струи воздуха и где при прямом преодолении преграды возникает шум. 

В этой паре один орган АКТИВНЫЙ (язык) а другой ПАССИВНЫЙ (зубы, нёбо)

Органы не имеющие подвижности всегда будут пассивны. А имеющие подвижность могут быть как активными, так и пассивными.

Активный орган может взаимодействовать с разными пассивными органами. С одним пассивным органом могут реагировать разные активные органы.

По активным органами

· Губные

· Переднеязычные

· Среднеязычные

· Заднеязычные

 По пассивным органам

· Губные

· Зубные

· Передненёбные

· Средненёбные

· Задненёбные

 

4) по дополнительным признакам (палатализация и веляризация)

Палатализация – это дополнительный к основной артикуляции согласного звука подъем средней части языка к твердому нёбу. (происходит смягчение за счет повышения характерного тона и шума)

Веляризация – дополнительный подъем задней части языка к мягкому нёбу (отвердение за счет понижения характерного тона и шума)

 

Дополнительные гортанные артикуляции бывают:

Придыхательные – от взрывных и аффрикативных отличаются тем, что одновременно со смычкой во рту образуется сужение междусвязочной щели без напряжения мускулатуры и взрыв сопровождается фрикцией воздуха (придыханием)

Не [п] [пh] 

Смычно-гортанные – от взрывных и аффрикативных отличаются тем, что что одновременно со смычкой образуется вторая смычка в гортани между связками.

 



















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: