Объекты налогообложения

Согласно Налоговому Кодексу, объектами обложения НДС считаются не сами услуги и товары, а операции, связанные со сменой права собственности:

• Реализация услуг и продукции на территории РФ, в том числе и операции по реализации залогов, передача товаров и выполненной работы, имущественных прав

• Ввоз товаров на территорию Российской Федерации

• Строительно-монтажные работы

• Приобретение товаров и услуг для собственного потребления

Собственно, налогом на добавленную стоимость облагается реализация всех товаров и услуг от производителей и участников международной торговли в рамках Таможенного Союза, за исключением ситуаций, внесенных в перечень операций, которые не подлежат налогообложению:

• Реализация медицинских препаратов и оборудования отечественного и импортного производства

• Торговля товарами и литературой религиозного назначения

• Оказание медицинских услуг, за исключением косметических, санитарно-эпидемиологических и ветеринарных частных учреждений. Государственные организации, оказывающие этот спектр услуг, обложению налогом на добавленную стоимость не подлежат.

• Реализация продуктов питания общественными столовыми и буфетами непосредственно на предприятиях

• Продажа почтовых марок и открыток, за исключением коллекционных экземпляров, конвертов и лотерейных билетов

• Реализация товаров в магазинах беспошлинной торговли

• Продажа монет, признанных платежным инструментом в России, обмен их на бумажные деньги

• Предоставление коммерческой аренды иностранным гражданам и организациям, аккредитованным на территории Российской Федерации

• Все банковские операции, за исключением инкассации

• Научно-исследовательская и конструкторская деятельность, осуществляемая за счет государственного бюджета

• Операции с денежными займами и оборотом ценных бумаг

• Оказание услуг по тушению пожаров и помощи людям, оказавшимся в беде

• Проведение диагностики и ремонта производственного оборудования за границей, ранее приобретенное у иностранных партнеров

• Деятельность адвокатов

В случаях, когда налогоплательщик выполняет ряд операций, часть которых подлежат обложению НДС, а часть нет, он обязан вести их раздельный учет и предоставлять в налоговую инспекцию бумаги по двум направлениям. Плательщик вправе отказаться от освобождения от НДС по некоторым направлениям своей деятельности и вести единый учет.

Плательщиками НДС также не являются представители малого бизнеса, выбравшие систему упрощенного налогообложения, за исключением случаев, когда они осуществляют импорт из стран ТС – в таком случае применяется УСН с уплатой налога на добавленную стоимость с ввезенных товаров.

 

Тарифы и ставки платежей

В Российской Федерации предусмотрено три размера ставок для начисления налога на добавленную стоимость:

• Ставка в 0% используется при реализации товаров за рубеж – налог будет уплачен в стране импортера

• 10% ставки НДС начисляется при реализации медицинских товаров коммерческими предприятиями, детской одежды и принадлежностей, игрушек, а также для всех категорий продуктов питания

• Тариф 20 % применяется во всех прочих случаях

В некоторых случаях, например, при покупке товаров для собственного использования или уплате НДС в двух странах, плательщик имеет право на частичный возврат суммы, уплаченной в рамках налога.

 

 

Порядок исчисления и уплаты НДС

Налог на добавленную стоимость исчисляется в виде процента от общей налоговой базы или суммируются результаты раздельных подсчетов по ставкам. В частности, при экспорте-импорте товара плательщиками используется база автоматического подсчета, вычисляющая и суммирующая ставки в зависимости от кода ВЭД.

Моментом создания основания для отчисления НДС считают дату, наиболее раннюю из перечня:

• Передача права собственности или отгрузка товара покупателю

• День полной или частичной оплаты груза

• День уступки долгового требования или дата полного погашения стоимости товара покупателем

• При поступлении товаров на склад (день постановки продукции на приход) при импорте товаров

 

Налогообложению не подлежат товары и услуги, произведенные компанией для внутреннего потребления или поддержки корпоративного духа, поощрения сотрудников. Сроки уплаты НДС в бюджет, согласно Налоговому Кодексу, ограничиваются сроком в квартал – отчетный срок для предприятий, работающих по упрощенной и основной системах налогообложения. Оплата производится в течение трех месяцев равными долями либо в последний месяц квартала, но не позже 25 числа.

При импорте товаров НДС уплачивается в течение месяца с момента отгрузки или поступления товаров на склад. Подать заявление на ввоз с определением размеров НДС следует не позднее, чем в течение недели после поступления товаров на баланс предприятия.

 

Возврат НДС

Если совокупная цена НДС превышает общую стоимость всех прочих налогов, предприятие имеет право на возмещение его в размере той самой разницы. При подаче заявления на возврат налога на добавленную стоимость, уполномоченная инстанция рассматривает отчетную декларацию, проверяет обоснованность начисления налогов и формирует комиссию для проверки предприятия. И только по истечении недели после тщательного рассмотрения вопроса можно рассчитывать на возмещение части уплаченного налога из государственного бюджета.

При выявлении в ходе камеральной проверки нарушений налогового законодательства, проверяющее лицо составляет акт, принимает возражения юридического лица и предоставляет всю документацию начальнику инспекции, который и принимает дальнейшие решения о возмещении или отказе.

Налог на добавленную стоимость стал неотъемлемой частью регулирования отношений на рынке европейских держав и развивающихся стран Востока. Различия в его ставках и способах исчисления редко становятся преградой для формирования международных отношений, но особого внимания он заслужил при формировании общих торговых пространств Евросоюза и ТС. Детальное рассмотрение и сведение ставок к единому знаменателю, определение взаимоотношений между государствами позволили успешно урегулировать эти вопросы и далее использовать комфортную систему косвенного платежа.

 

Плательщики налога на добавленную стоимость
Основную роль в российской налоговой системе играют косвенные налоги, к которым относится налог на добавленную стоимость. Выполняя свою основную фискальную функцию, данный налог влияет на процессы ценообразования, структуру потребления и др. С 1 января 2001 года в перечень плательщиков НДС включены индивидуальные предприниматели. Из перечня налогоплательщиков исключены филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ и самостоятельно реализующие товары (работы, услуги). Таким образом, филиалы будут лишь исполнять обязанности головных организаций по уплате НДС.   Перечень плательщиков НДС
Статус налогоплательщика Уплата НДС
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, пользующиеся налоговыми льготами согласно статье 149  
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие статью 146, пункт 2  
3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие освобождение от обязанностей налогоплательщика по статье 145 До 1.4.2001г. После 1.4.01г.
4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на основании Федерального закона от 31.07.98 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»    
5. Юридическое лицо, перешедшее на упрощенную систему учета, налогообложения и отчетности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» -
6. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему учета, налогообложения и отчетности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» +

 

Следует обратить внимание на то, что индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему учета, налогообложения и отчетности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», в отличие от юридических лиц, использующих эту же систему, являются плательщиками НДС. Аналогичная ситуация сложилась и по налогу с продаж. Однако по налогу с продаж уже появилась арбитражная практика (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.07.2000 г. № А56-4106/00). В соответствии с решением арбитражного суда была признана правомерность неуплаты индивидуальным предпринимателем налога с продаж. В пункте 1 ст. 1 Федерального закона № 222-ФЗ субъекты малого предпринимательства не уплачивают налог с продаж (это же относится и к НДС) в связи с отказом от общей системы налогообложения. Исключения из этого правила прямо установлены законом. В отношении юридических лиц на это указано в абзаце втором пункта 2 ст. 1 этого Закона, где сохранен действующий порядок уплаты следующих налогов и обязательных платежей:

- таможенные платежи;

- государственные пошлины;

- налог на приобретение автотранспортных средств;

- лицензионные сборы;

- отчисления в государственные внебюджетные фонды.

Для индивидуальных предпринимателей таких исключений не предусмотрено. Плательщики налога с продаж (НДС) обязаны вести раздельный учет реализации товаров (работ, услуг), облагаемых и необлагаемых данными налогами. Книга учета доходов и расходов (утверждена приказом Минфина России от 22 февраля 1996 г. № 18 «О форме Книги учета доходов и расходов и о порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности»), которую обязаны вести субъекты малого предпринимательства, не предусматривает такого разделения. На основании этого арбитражный суд признал, что индивидуальный предприниматель правомерно не уплачивал налог с продаж. Обращаем внимание на то, что данный спор в части обоснования позиции налогоплательщика может служить одним из вариантов поведения в подобной ситуации. Кроме того, рассматривая аналогичный спор, арбитражный суд другого региона может занять позицию, отличную от изложенной.

Условия освобождения от обязанностей налогоплательщика
Налоговый кодекс РФ с 1 января 2001 года предусматривает принципиально новую норму. Организации и индивидуальные предприниматели, признанные плательщиками НДС, могут быть освобождены от уплаты налога. В данном случае речь идет не о льготах, предоставляемых в соответствии со ст. 149 НК РФ. Освобождение может получить почти любая организация (индивидуальный предприниматель), если величина выручки от реализации сравнительно невелика. Ст. 145 второй части НК РФ определяет условия освобождения от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма их выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн рублей. Следует учитывать, что: 1. Право на освобождение зависит только от величины выручки от реализации товаров (работ, услуг), а не от величины всей налоговой базы. Согласно ст. 146 НК РФ к объектам налогообложения, помимо операций по реализации товаров (работ, услуг), относятся: - передача товаров для собственных нужд; - выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. Как следует из ст. 145 НК РФ, результаты указанных операций не имеют значения для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика. 2. Сумма выручки за три предшествующих календарных месяца не должна превышать 1 млн рублей в совокупности, то есть в данном случае не обязательно, чтобы месячная сумма выручки не превышала 1/3 установленного лимита. Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика производится на срок, равный 12 последовательным календарным месяцам. По истечении этого срока налогоплательщик должен документально подтвердить, что в течение года сумма выручки за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 1 млн рублей. Размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех оборотов по реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых, так и не облагаемых налогом на добавленную стоимость. Налогоплательщик может претендовать на освобождение от НДС не раньше чем с апреля 2001 года. Хотя глава 21 второй части НК РФ «Налог на добавленную стоимость» вводится в действие с 1 января 2001 года, организации и предприниматели реально могут реализовать норму ст. 145 НК только по истечении трех месяцев. Использовать данные о выручке трех последних месяцев 2000 года (октября, ноября и декабря) налогоплательщики вряд ли смогут, поскольку они касаются периода, в котором новая норма еще не действовала. Для подтверждения права на освобождение от исполнения обязанностей заявление налогоплательщика представляется в налоговый орган по месту постановки на учет (налоговый орган по месту представления декларации по налогу на добавленную стоимость). Форма заявления на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Приказом МНС России от 29.01.2001 № БГ-3-03/23 «О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». В соответствии со ст. 145 части второй Налогового кодекса РФ МНС России утверждены следующие формы:  
Юридические лица Индивидуальные предприниматели

Налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за прошедшие налоговые периоды (3 календарных месяца, при продлении освобождения – 12 календарных месяцев) с отметкой налогового органа о сверке с представленными налоговыми декларациями за отчетные периоды и об их принятии

Выписка из бухгалтерского баланса и документы, подтверждающие сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) Документы, подтверждающие сумму выручки (дохода) от реализации товаров (работ, услуг)
Выписка из бухгалтерского баланса и документы, подтверждающие сумму образовавшейся дебиторской задолженности Документы, подтверждающие сумму образовавшейся дебиторской задолженности

Книга продаж

Журнал полученных и выставленных счетов-фактур

Справка налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и сборам

Документы, подтверждающие отсутствие деятельности по производству и реализации подакцизной продукции и возникновения обязанности по исчислению и уплате акцизов

  Книга доходов и расходов

 

Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, представляют в налоговый орган соответствующее заявление и документы, подтверждающие право на такое освобождение. МНС России приказом от 29.01.2001 № БГ-3-03/23 утвердило форму заявления на освобождение от обязанностей налогоплательщика. Эта форма содержится в приложении № 1 к данному приказу. Заявление предназначено как для первоначального получения освобождения, так и для его продления.

В приложении № 2 к приказу содержится форма Решения по освобождению от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость. В нем налоговый орган фиксирует свое положительное решение об освобождении налогоплательщика от обязанностей уплачивать НДС.

При проведении проверки налоговый орган вправе истребовать другие документы и сведения, которые необходимы при проведении налогового контроля, в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Заявление, сведения и документы представляются налогоплательщиком, претендующим на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, не позднее 20 числа календарного месяца, начиная с которого налогоплательщик претендует на освобождение. Если налогоплательщик не обратился с заявлением об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика или не предоставил все необходимые документы, то он исчисляет и уплачивает НДС в общеустановленном порядке.

В течение 10 дней, начиная со дня представления полного пакета документов и сведений, налоговый орган производит их проверку для установления правомерности освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, выносит решение и направляет первый экземпляр решения налогоплательщику.

По результатам проверки сведений и документов, представленных налогоплательщиком, налоговый орган принимает решение об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС на срок, равный двенадцати последовательным календарным месяцам. Данное решение оформляется в двух экземплярах, первый из которых направляется налогоплательщику, второй остается у налогового органа.

При установлении недостоверности сведений в представленных налогоплательщиком документах, при представлении неполного пакета документов или сведений, несвоевременном представлении данных документов или сведений, а также при установлении несоответствия размера выручки (дохода) требованиям ст. 145 части второй НК РФ налоговый орган выносит решение об отсутствии права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС. Повторная подача налогоплательщиков заявления, сведений и документов производится в следующем налоговом периоде не позднее 20 числа календарного месяца, начиная с которого налогоплательщик претендует на освобождение.

Порядок подтверждения права на продление освобождения от исполнения обязанности налогоплательщика аналогичен процедуре первоначального получения данного освобождения.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налога предоставляется с 1 апреля 2001 года на основании данных его деятельности за январь – март 2001 г. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налогов не освобождает от обязанностей по представлению налоговой декларации, а также обязанностей налогового агента.

Организации (индивидуальные предприниматели), получившие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика и принявшие для целей налогообложения дату возникновения налогового обязательства по мере поступления денежных средств, при поступлении от покупателей оплаты за товары (выполненные работы, оказанные услуги) обязаны начислить и уплатить в бюджет суммы налога, предъявленные покупателям в счетах-фактурах на эти товары (работы, услуги) до даты получения освобождения.

Суммы налога, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), используемым организациями (индивидуальными предпринимателями) для производства (реализации) товаров (работ, услуг) после получения права на освобождение от обязанностей налогоплательщика, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в общеустановленном порядке с отражением этих сумм в налоговой декларации.

Суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным организацией (индивидуальным предпринимателем), утратившей право на освобождение от обязанностей налогоплательщика по уплате налога, при осуществлении налогооблагаемых операций принимаются к вычету в порядке, определенном ст. 172.

Налогоплательщик должен самостоятельно контролировать сумму своей выручки, чтобы избежать санкций со стороны налоговых органов. Если повышение выручки над установленным нормативом будет замечено вовремя, то ответственность за несоб­людение условий освобождения не наступает.

Статья 145 НК РФ предусматривает следующие последствия нарушения условий освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Если выручка от реализации товаров (работ, ус­луг) превысит 1 млн рублей за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности, то налогоплательщик теряет право на освобождение и уплачивает НДС на общих основаниях. При этом право утрачивается с 1-го числа месяца, в котором возникло превышение, и до окончания периода освобождения не возобновляется. Сумма НДС за месяц, в котором имело место превышение, восстанавливается и уплачивается в бюджет.

Если по окончании периода освобождения налогоплательщик не представит документы, подтверждающие соответствующий размер выручки (либо представит документы, содержащие недостоверные сведения), сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пени.

Исключения из порядка освобождения от уплаты НДС
Воспользоваться правом на освобождение от обя­занностей исчисления и уплаты НДС не могут лица, одновременно являющиеся плательщиками акцизов. Данная норма не применяется в отношении налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Освобождение применяется только в отношении операций по реализации продукции. Независимо от наличия освобождения плательщики НДС обязаны начислять налог: - при проведении строительно-монтажных работ для собственного потребления; - при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) на собственные нужды, если их стоимость не относится на издержки производства и обращения.
Объект налогообложения
Основным объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ и ряд других операций. К реализации в целях исчисления налога на добавленную стоимость приравниваются следующие операции: - реализация предметов залога; - передача товаров (результатов выполненных работ), оказание услуг по соглашению о предоставлении отступного или новации; - безвозмездная передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе. В статье 146 НК РФ установлены отдельные объекты налогообложения, не связанные с реализацией товаров (работ, услуг). Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления. Стоимость активов, списанных на собственные нужды, может быть отнесена на издержки производства или обращения в соответствии с Положением о составе затрат. В данной ситуации объект обложения НДС не возникает. Не все расходы, учитываемые в составе себестоимости, принимаются к вычету в целях исчисления налога на прибыль. Поэтому, по нашему мнению, товары (работы, услуги), затраты на которые нормируются, могут быть освобождены от НДС только в установленных пределах. Статья 159 НК РФ определяет, что стоимость товаров (работ, услуг), произведенных налогоплательщиком для собственных нужд (если данные расходы не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль), оценивается исходя из обычных цен реализации идентичных (однородных) товаров. До введения налога на доходы предприятий перечень расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения, определяет Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением правительства РФ от 05 08.92 № 552 (в редакции от 31.05.2000). Следует обратить внимание, что после принятия главы о налоге на доходы предприятий второй части НК РФ перечень расходов, принимаемых к вычету в настоящее время, может измениться. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. Объем строительных работ, произведенных хозяйственным способом, с 01.01.2001 облагается НДС. Статья 159 регламентирует порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления. НДС начисляется на стоимость выполненных работ, которая складывается из всех фактических расходов на их проведение. Обязанность по начислению налога не зависит от назначения объекта строительства (производственного или непроизводственного), так как в любом случае это приравнивается к собственному потреблению. В течение 2000 г. неоднократно менялась точка зрения МНС РФ на проблему начисления НДС на строительно-монтажные работы, выполненные для собственного потребления. В соответствии с решением Верховного суда РФ от 4.08.2000 г. № ГКПИ 2000-417 «О признании незаконными абзацев 2 и 3 пункта 11 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 г. № 39» строительные работы, выполненные хозяйственным способом, с 01.01.1999 по 01.01.2001 не облагаются НДС. Согласно статье 39 НК РФ строительство хозяйственным способом не признается реализацией, поскольку данная операция совершается в пределах одного юридического лица и передачи права собственности на построенный объект не происходит. Данное решение Верховного суда РФ поставило точку в споре о порядке налогообложения строительных работ, выполненных хозяйственным способом. Вторая часть НК РФ решает вопрос о налогообложении строительно-монтажных работ, выполненных хозяйственным способом не в пользу налогоплательщика. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Стоимость товаров, ввозимых на территорию РФ, облагается НДС в соответствии с таможенным законодательством России, Статья 160 НК РФ определяет, что налог начисляется на сумму: - таможенной стоимости товаров; - подлежащей уплате таможенной пошлины; - подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам). НК РФ определил перечень операций, не облагаемых НДС. В их число вошли: - операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ, т.е. операции, не признаваемые реализацией в целях налогообложения. В частности, не является реализацией передача имущества некоммерческим организациям на осуществление их уставной деятельности, передача имущества в счет вкладов в уставный капитал других организаций и т.д.; - безвозмездная передача жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других подобных объектов органам государственной власти и местного самоуправления. Передача этим органам дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и т.д. также не облагается налогом; - передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации; - выполнение работ (оказание услуг) органами государственной власти и местного самоуправления, если обязательность этих работ установлена законодательством; - безвозмездная передача основных средств органам государственной власти и местного самоуправления, бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
Налоговая база
При возникновении объектов налогообложения плательщик НДС должен самостоятельно рассчитывать налоговую базу в денежном выражении. Налог на добавленную стоимость исчисляется путем умножения полученной суммы на соответствующую ставку НДС. Особенности реализации товаров (работ, услуг) определяют специфику исчисления налоговой базы. В статье 153 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг). При этом учитываются доходы, полученные как в денежной, так и в натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. При определении налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), в соответствии со статьей 162 НК РФ включаются: – авансовые и иные платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров, работ или оказания услуг; – суммы, полученные в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, если они связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг); – проценты, полученные в виде процента (дисконта) в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги). – по предоставленному товарному кредиту в части, превышающей ставку рефинансирования Банка России, действовавшую в период, за который производится расчет процента; - страховые выплаты по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку товаров (работ, услуг), облагаемых НДС; Если перечисленные выше суммы связаны с реализацией товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения, то они не включаются в налоговую базу по НДС. Следует отметить, что порядок налогообложения процентов по векселям и товарным кредитам существенно изменился. НДС облагается только часть полученных сумм, превышающая суммы, рассчитанные по ставке рефинансирования Банка России. Налогом облагается сумма, превышающая размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования Банка России, действовавшими в периоды, за которые производится расчет процента.
Особенности исчисления налоговой базы при различных операциях
Реализация товаров (работ, услуг) При реализации товаров (работ, услуг) налоговая база исчисляется в соответствии со статьей 40 НК РФ. Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что она соответствует рыночному уровню. Налоговые органы согласно статье 40 НК РФ имеют право контролировать цены по этим сделкам. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ внес поправки в данную статью, устанавливающую принципы определения цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения. Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, которая указана сторонами сделки. Налоговые органы, осуществляя контроль за полнотой исчисления налогов, вправе проверять правильность применения цен участниками сделки. Данная проверка заключается в сопоставлении цен, указанных в договоре, с рыночными ценами. Налоговый орган вправе вынести мотивированное постановление о доначислении налога и пеней, если цена сделки отклоняется более чем на 20%. Доначисление налога и пеней ведется исходя из оценки результатов проверяемой сделки в рыночных ценах. Для доначисления налога и пеней налоговый орган должен иметь следующие основания: 1) сделка совершена между взаимозависимыми лицами; 2) сделка совершена в рамках товарообменной (бартерной) операции; 3) сделка является внешнеторговой (п. 3 введен ФЗ от 09.07.99 № 154-ФЗ); 4) цена сделки в пределах непродолжительного периода времени отклоняется более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам). В случае, когда сделка не удовлетворяет ни одному из указанных признаков, налоговый орган не вправе проверить правильность применения цен. Для того чтобы определить, могут ли быть проконтролированы сделки по четырем из вышерассмотренных оснований, необходимо узнать уровень применяемых цен. Он может быть определен по формуле , где УЦ – уровень цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам); В – сумма реализованных идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) по ценам реализации; N – количество реализованных идентичных (однородных) товаров (работ, услуг). Реализация имущества, первоначальная стоимость которого включает НДС (п. 3 cт. 154 НК РФ). При реализации имущества, в балансовую стоимость которого включен уплаченный «входной» НДС, налоговая база определяется в особом порядке. Налог начисляется с разницы между ценой реализуемого имущества (включая НДС и акцизы без налога с продаж) и балансовой стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок). Реализация сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками (п. 4 cт. №154 НК РФ). Налоговая база определяется как разница между продажной ценой (включая НДС и исключая налог с продаж) и ценой приобретения указанной продукции. Продажная цена продукции определяется в соответствии со статьей 40 НК РФ. Уступка права требования (цессия) (статья 155 НК РФ). При уступке требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), у предприятий, определяющих выручку по оплате» возникает обязанность по начислению НДС к уплате в бюджет, так как в данном случае дебиторская задолженность покупателя считается погашенной, а товары (работы, услуги) – оплаченными. Если новый кредитор реализует приобретенное ранее право требования, то у него налоговая база определяется как разница между суммой полученного дохода и суммой расходов на приобретение указанного права требования. В том же порядке определяется налоговая база при прекращении обязательства (погашении задолженности). Объект налогообложения при уступке права требования возникает, если товары (работы, услуги), реализуемые по первоначальному договору, облагаются НДС.   Определение налогооблагаемой базы по НДС по договору цессии у цедента (уступка права требования дебиторской задолженности)
№ п/п Ситуация Налог на добавленную стоимость
1 2 3
1. У цедента получен убыток До 04.08.98 включительно убыток облагается НДС, с 5.08.98 убыток не облагается НДС, с 01.01.1999 г. налоговая база определяется исходя из статьи 40 НК РФ
2. У цедента получена прибыль, уступаемое право требования возникло в связи с поставкой облагаемых НДС товаров: Учетная политика в целях налогообложения по оплате (Стоимость уступленного права требования – НДС) – (Сумма денежных средств, полученных от цессионария по договору цессии – НДС) × 16,67%
1 2 3
3. Учетная политика по отгрузке (Стоимость уступленного права требования – НДС) – (Сумма денежных средств, причитающихся к получению от цессионария по договору цессии – НДС) × 16,67%
4. У цедента получен нулевой финансовый результат (стоимость уступленного права требования равна сумме денежных средств, полученных от цессионария) Объект налогообложения не возникает
5. У цедента получена прибыль, уступаемое право требования возникло в связи с поставкой необлагаемых НДС товаров Учетная политика в целях налогообложения по оплате Учетная политика по отгрузке (Стоимость уступленного права требования – Сумма денежных средств, полученных от цессионария по договору цессии) × 16,67% (Стоимость уступленного права требования – Сумма денежных средств, причитающихся к получению от цессионария по договору цессии) × 16,67%

 

Реализация посреднических услуг

Налогоплательщики, получающие доход на основе договоров поручения, комиссии и агентских договоров, исчисляют НДС от суммы полученных вознаграждений или иных подобных поступлений. Независимо от того, участвует посредник в расчетах или нет, НДС должен исчисляться только из суммы полученного дохода, а не с разницы сумм налога, полученного от покупателя и уплаченного собственнику товара, как в 2000 году. Если посреднический договор предусматривает реализацию товаров (работ, услуг), освобождаемых от НДС, эта льгота не распространяется на сумму полученного комиссионного вознаграждения.

Однако в отношении некоторых операций по реализации льготных товаров (работ, услуг) глава 21 Налогового кодекса делает исключения. Согласно пункту 2 статьи 156 ПК РФ, на операции по реализации посреднических услуг не распространяются льготы, предусмотренные статьей 149 НК РФ. Исключение составляют:

– реализация на территории РФ услуг по сдаче в аренду служебных или жилых помещений иностранным гражданам и организациям, аккредитованным в РФ;

– реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому правительством РФ;

– реализация ритуальных услуг и похоронных принадлежностей по перечню, утверждаемому правительством РФ;

– реализация изделий народных художественных промыслов (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном правительством РФ.

Налоговый период
1. Налоговый период устанавливается как календарный месяц, если иное не установлено п. 2 настоящей статьи. 2. Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога НДС и налога с продаж, не превышающими 1 млн руб., налоговый период устанавливается как квартал.
Ставки налога на добавленную стоимость
С 1 января 2001 года, помимо привычных ставок налога на добавленную стоимость 10 и 20%, введена новая ставка – 0%. Изменился перечень товаров, облагаемых НДС по пониженной ставке 10%. Налоговым ставкам посвящена статья 164 НК РФ. С 01.01.2001 действуют три основные ставки налога на добавленную стоимость: 0, 10 и 20%. В ряде случаев следует применять расчетные ставки 16,67 и 9,09%. Нулевая ставка налога Применение налоговой ставки 0% Данная ставка применяется при реализации: 1. Товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ. К этим товарам не могут быть отнесены нефть (включая стабильный газовый конденсат) и природный газ, которые экспортируются на территории государств-участников СНГ. При этом следует учитывать положения Федерального закона от 05.08.2000 № 118 «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесения изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах». Согласно статье 13 данного закона до 1 июля 2001 года реализация любых товаров (работ, услуг) в государства-участники СНГ приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. До указанной даты такие товары не относятся к экспортируемым. 2. Работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией вышеуказанных экспортируемых товаров. К ним относятся работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, экспортируемых за пределы территории РФ, иные подобные работы. 3. Аналогичных работ, выполняемых российскими перевозчиками в отношении товаров», импортируемых в РФ. Кроме того, по ставке 0 % облагаются работы (услуги) по переработке товаров на таможенной территории России под таможенным контролем. 4. Работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию РФ товаров, помещаемых под таможенный режим транзита. 5. Услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории РФ при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов. 6. Работ (услуг), выполняемых в космическом пространстве, а также связанных с ними наземных работ. 7. Драгоценных металлов налогоплательщиками, которые осуществляют их добычу или производство (из лома к отходов) и реализуют их Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, Центральному банку РФ и другим банкам. 8. Товаров (работ, услуг), предназначенных для официального пользования дипломатических представительств или для личного пользования дипломатического (административно-технического) персонала этих представительств. Льготная ставка НДС применяется в тех случаях, когда законодательство соответствующего иностранного государства предусматривает аналогичный порядок налогообложения в отношении представительств РФ. Порядок применения данной ставки налога устанавливает правительство РФ. При реализации товаров (работ, услуг), ранее не подлежавших налогообложению, с 1 января 2001 года налогоплательщик обязан определять налоговую базу и применять к ней установленную ставку (0%). Для обоснования права на применение нулевой ставки налога организация или индивидуальный предприниматель должны предъявить в налоговый орган документы, подтверждающие проведение тех или иных льготных операций. Например, при экспорте товаров (работ, услуг) необходимо представить в налоговый орган следующие документы: 1) контракт (копию контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товаров за пределы таможенной территории РФ; 2) выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного лица-покупателя; 3) грузовую таможенную декларацию и копии транспортных, товаросопроводительных, таможенных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ. Обоснованность применения налоговой ставки 0% налогоплательщики подтверждают в порядке, установленном статьей 165 НК РФ. Подтверждающие документы дают также право на возмещение НДС из бюджета. Дата реализации указанных выше товаров (работ, услуг), за исключением работ, выполняемых в космическом пространстве, реализации драгоценных металлов и товаров для официального пользования дипломатическими представительствами, определяется в соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ. При совершении экспортных и других аналогичных операций объект налогообложения возникает в наиболее ранний из следующих моментов: - последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки налога; - 181-й день с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта или под таможенный режим транзита; - день отгрузки товара на экспорт при условии получения предоплаты. Документы, подтверждающие экспортный характер операций, представляются в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией в течение 180 дней со дня оформления грузовой таможенной декларации на вывоз товара в режиме экспорта. Если по истечении этого срока необходимые документы не представлены, то реализация экспортных товаров, а также выполнение работ (услуг), связанных с их производством и реализацией, подлежат налогообложению по ставкам 10 или 20%. Статья 165 НК РФ предусматривает возврат уплаченного налога, если налогоплательщик представит в налоговый орган документы, дающие право на применение нулевой ставки НДС. Если воспользоваться нашей ситуацией, российская организация сможет реализовать это право, например, в 2003 году, представив с другими необходимыми документами выписку банка, подтверждающую зачисление выручки в оплату реализованных товаров. Пункт 7 статьи 164 НК РФ устанавливает, что при реализации товаров, облагаемых НДС по нулевой ставке, налогоплательщики должны заполнять отдельную налоговую декларацию. Следовательно, необходимо вести обособленный учет таких операций. Возмещение НДС при реализации товаров, облагаемых по ставке 0% Порядок зачета из бюджета налога на добавленную стоимость в целом остался прежним. «Входной» НДС уменьшает сумму налога, причитающегося к уплате в бюджет, исчисленного от налоговой базы. К зачету принимаются суммы налога, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), необходимых для производственных нужд, либо товаров, предназначенных для перепродажи. НК РФ вводит новое понятие – налоговый вычет, которое означает уменьшение суммы налога, причитающегося к уплате в бюджет. В случае, когда реализуемые товары (работы, услуги) облагаются НДС по ставке 0%, сумма налога, начисленная к уплате в бюджет, равна нулю. Сумма налогового вычета в этом случае превышает сумму, начисленную к уплате в бюджет по реализованным товарам (работам, услугам). С 01.01.2001 действует новый порядок возмещения входного НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) на территории РФ и при экспорте товаров. Согласно статье 176 НК РФ сумма такого превышения подлежит возмещению (возврату) из бюджета. Налог возмещается (возвращается) налогоплательщику на основании отдельной налоговой декларации и документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки, в срок не позднее 3 месяцев со дня подачи декларации. Налог может быть возмещен: - путем зачета; - путем возврата соответствующих сумм. Зачет производится налоговыми органами самостоятельно в течение трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, если у налогоплательщика есть недоимки и пени по НДС и по другим налогам, задолженности по присужденным штрафам, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого возмещается НДС. В этом случае по решению налогового органа зачет производится в счет уплаты указанных недоимок, пеней и штрафов. В течение 10 дней после произведенного зачета налоговый орган должен сообщить о нем налогоплательщику (п. 2 ст. 176 НК РФ). Возмещение НДС при экспорте товаров В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ возмещение НДС при экспорте товаров производится не позднее трех месяцев, начиная со дня представления налогоплательщиком отдельной налоговой декларации по НДС и документов, подтверждающих факт экспорта. Налоговый орган производит проверку обоснованности применения нулевой налоговой ставки и налоговых вычетов и после этого принимает решение о возмещении НДС путем зачета или возврата либо об отказе (полностью или частично) в возмещении НДС. Решение о возврате НДС из бюджета налоговый орган обязан принять не позднее последнего дня указанного трехмесячного срока и направить его на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства. Если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан представить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения указанного решения. Если в течение трех месяцев налоговый орган не представит указанное выше заключение налогоплательщику, он обязан принять решение о возмещении НДС и уведомить о нем налогоплательщика в 10-дневный срок. Процедура возврата сумм НДС непосредственно налогоплательщику при экспорте аналогична возврату НДС по товарам, реализуемым на территории РФ. Заметим, что вторая часть НК РФ не предусматривает каких-либо особенностей при возмещении НДС организациям, являющимся традиционными экспортерами.
Расчетные ставки
Налоговые ставки 9,09 и 16,67% применяются при исчислении НДС с оборота, включающего в себя налог. Это относится к удерживанию налога из доходов иностранных налогоплательщиков налоговыми агентами. Расчетные ставки применяются и в случаях реализации имущества, в балансовую стоимость которого включается уплаченный налог (например, легковых автомобилей, приобретенных до 1 января 2001 года), а также реализации сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС. При этом следует учитывать особенности определения налоговой базы по таким операциям. Размер расчетной ставки зависит от ставки налогообложения реализуемых товаров (имущества). Глава 21 второй части НК РФ «Налог на добавленную стоимость» изменила перечень льгот, которые действовали до 01.01.2001. Не все льготы по НДС, ранее предусмотренные Законом РФ от 06.12.91 № 1992 - 1 «О налоге на добавленную стоимость» (в редакции от 27.05.2000, далее – Закон № 1992 - 1), сохранены. Появились и новые льготы. Ранее перечень льгот устанавливала только статья 5 закона об НДС. Для части льгот в соответствии со 2 частью НК РФ предусмотрены более поздние сроки вступления в силу. Согласно НК РФ организации и индивидуальные предприниматели не уплачивают налог, когда совершаемые ими операции: - не признаются реализацией и поэтому не являются объектом налогообложения (п. 2 ст. 146); - освобождаются от налогообложения (ст. 149); - касаются ввоза товаров на территорию РФ (ст. 150); - облагаются налогом по ставке 0% (ст. 164); - освобождаются от обязанностей налогоплательщика (ст. 145). Рассмотрим основные операции, не подлежащие налогообложению в соответствии со статьей 149 НК РФ. Льготы по НДС (ст. 149 НК РФ) определяют операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения). 1. Медицинские товары и медицинские услуги (п.2 ст. 149 НК РФ) К медицинским услугам относятся, например, услуги, предоставляемые в рамках обязательного медицинского страхования, услуги скорой медицинской помощи, услуги по изготовлению лекарственных средств аптечными учреждениями и прочие. Что касается услуг по диагностике, профилактике и лечению, то их стоимость освобождается от налога только по перечню, утверждаемому правительством РФ. Правительство РФ постановлением от 20.02.2001.№ 132 утвердило перечень медицинских услуг, оказываемых населению медицинскими и санитарно-профилактическими учреждениями по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. В перечень вошли медицинские услуги, обороты по реализации которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость. Перечень медицинских услуг, освобождаемых от налогообложения, применяется налогоплательщиками с 1 января 2001 года. Предусмотрена льгота в отношении услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми (подпункт 3 п. 2 ст. 149). Ее могут получить только государственные и муниципальные учреждения социальной защиты, если они предоставляют такие услуги больным, необходимость ухода за которыми подтверждена медицинским заключением. При оказании услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется. 2. Новая льгота для организаций общепита (подпункт 5 п. 2 cm. l49 НК РФ) От налога освобождаются только продукты питания, непосредственно произведенные столовыми перечисленных ниже учреждений при реализации этих продуктов питания в указанных учреждениях: - студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций в случае полного иди частичного финансирования этих организаций из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования; - столовыми детских дошкольных учреждений, вне зависимости от источника финансирования. При отпуске перечисленными выше столовыми на сторону блюд собственного производства освобождение от налога также не предоставляется. Реализация организациями общественного питания продукции собственного производства перечисленным выше столовым налогом не облагается. Данный порядок освобождения от налога не распространяется на продукты питания, непосредственно произведенные столовыми учреждений и организаций социально-культурной сферы, финансируемых из бюджета (учреждений и организаций культуры и искусства, физкультуры и спорта, социального обеспечения и непроизводственных видов бытового обслуживания населения). 3. Услуги пассажирского транспорта Не облагаются налогом только те услуги, которые предоставлены по единым условиям перевозок пассажиров, в том числе по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления. От уплаты налога не освобождаются услуги такси, в том числе маршрутного. К льготируемым услугам относятся перевозки пассажиров: - городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного); - морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке. Услуги организаций, оказываемые транспортным организациям, занимающимся перевозками пассажиров, включая услугу по продаже билетов пассажирам, облагаются налогом в общеустановленном порядке как дополнительная платная посредническая услуга. Освобождение от налогообложения распространяется на пароходства при условии соблюдения ими единых условий перевозок пассажиров (в том числе по единым тарифам), предусмотренных и утвержденных в установленном порядке в соответствии с Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 15.10.55 № 1801. 4. Операции с ценными бумагами Операции купли-продажи ценных бумаг, осуществляемые организациями от своего имени и за свой счет, налогом не облагаются. Все иные операции с ценными бумагами, такие как изготовление, хранение, ведение реестра владельцев именных ценных бумаг на основе заключенных договоров, внесение в реестр записей о переходе прав собственности, предоставление клиентам информации о движении ценных бумаг, депозитарные услуги подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке. 5. Услуги в сфере образования От НДС могут быть освобождены только некоммерческие образовательные организации и только в рамках основного и дополнительного образования, сказанного в лицензии. При оказании указанными выше некоммерческими образовательными организациями услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса освобождение от налога предоставляется вне зависимости от того, на какие цели направлен доход, полученный за оказание этих услуг. При оказании услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса иными образовательными организациями, в том числе созданными в виде обособленных или структурных подразделений организаций, не являющихся некоммерческими, или индивидуальными предпринимателями, освобождение от налога не предоставляется. Услуги некоммерческих образовательных организаций по сдаче в аренду имущества, в том числе недвижимого, подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке. Кроме того, если некоммерческая образовательная организация реализует товары (работы, услуги) как собственного производства (например продукцию мастерских), так и приобретенные на стороне, эти операции подлежат налогообложению. Обязанность по начислению НДС не зависит от того, на какие цели направляется доход от такой реализации. 6. Реализация товаров (работ, услуг) в рамках безвозмездной помощи (подпункт. 19 п. 2 cm. 149 НК РФ) Данная льгота предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.99 № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации». Налоговый кодекс определил перечень документов, которые предоставляются в налоговые органы для освобождения от НДС указанных операций. 7. Услуги религиозных объединений (подпункт 1 п. 3 ст. 149 НК РФ) От уплаты НДС освобождается продажа предметов религиозного назначения, произведенных религиозными организациями (объединениями), если эти предметы включены в перечень, утверждаемый правительством РФ. Льгота на организацию и проведение религиозных обрядов сохраняется. Налоговое освобождение не распространяется на организации, учредителями (участниками) которых являются религиозные объединения (организации). 8. Банковские операции (подпункт 3 п. 3 ст. 149 НК РФ) Налоговый кодекс расширил перечень банковских операций, освобождаемых от налогообложения (прежде этот перечень был установлен Инструкцией № 39). Освобождение распространяется только на операции банков. К освобождаемым операциям банков относятся банковские операции, предусмотренные статьей 5 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», а также ряд сделок, которые ранее подлежали обложению налогом. От налогообложения, в частности, освобождаются: 1) Привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады: – привлечение денежных средств как в рублях, так и в иностранной валюте, организаций и физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); – зачисление привлеченных денежных средств на расчетные (текущие), депозитные счета и счета по вкладам (включая внесение третьими лицами денежных средств, в том числе заработной платы и пенсий на счет вкладчика, а также вклады в пользу третьих лиц); – оформление и выдача вкладчикам документов, подтверждающих наличие вклада; 2) размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет: – кредитные операции с клиентами, включая открытие и ведение ссудного счета, пролонгацию срока погашения кредита; – операции по предоставлению межбанковского кредита, в том числе открытой кредитной линии; – депозиты, размещенные в других банках. 3) Открытие и ведение банковских счетов, в том числе валютных, юридических и физических лиц, включая: – оформление документов, связанное с открытием и ведением банковских счетов (списание со счетов и зачисление средств на счета, начисление процентов по средствам на счетах); – выдачу выписок по счетам; – снятие копий (дубликатов) со счетов; – выдачу справок о наличии средств на счетах и других документов по ведению счетов; – переоформление счетов; – выяснение (розыск) денежных средств по счетам клиентов; – направление запросов о переводе сумм по просьбе клиентов; – изменение условий, аннулирование и возврат переводов; – перевод вкладов в другой банк; 4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц. В том числе банков–корреспондентов по их банковским счетам: – аккредитивные операции (открытие аккредитива, авизование, подтверждение, проверка документов, осуществление платежей); – инкассовые операции (выдача документов против акцепта или платежа, прием, проверка или направление документов для акцепта или платежа, пересылка или возврат банку-корреспонденту документов, выставленных на инкассо, но не оплаченных клиентом, изменение условий инкассового поручения или его аннулирование, проверка и отсылка документов на инкассо); – переводные и клиринговые операции. 5) осуществление расчетов платежными поручениями, чеками, аккредитивами, пластиковыми карточками, наличными; расчеты по системе электронной связи: – ведение документарных операций; – осуществление безналичных расчетов со счета по вкладам физических лиц с торговыми, коммунальными, бытовыми и другими организациями; – межбанковские расчеты, включая расчеты между эмитентом-эквайрером по операциям с использованием банковских карт, а также расчеты по поручению физических и юридических лиц с использованием банковских карт, включая расчеты между эмитентом-клиентом, эквайрером и держателем банковской карты, эквайрером и организацией торговли; – выдача (обновление, замена) платежно-расчетных документов (чековых книжек, пластиковых карточек, сберегательных книжек и др.) при условии взимания с клиентов платы в пределах расходов банка на приобретение и внедрение этих платежно-расчетных документов. 6) кассовое обслуживание физических и юридических лиц: – прием (включая прием наличных денег от граждан в счет оплаты коммунальных платежей, различных видов штрафов, налогов, пошлин и прочих платежей независимо от наличия в банке счета организации (предприятия), на который зачисляются принятые платежи); – выдача, пересчет, проверка подлинности, упаковка наличных денег, банкнот, монет; – оформление кассовых документов; – размен денежной наличности и иностранной валюты; – обмен неплатежных банкнот, включая замену неплатежного денежного знака иностранного государства на платежные денежные знаки того же государства; – обмен (конверсия) наличной иностранной валюты одного иностранного государства на наличную иностранную валюту другого иностранного государства; 7) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты); 8) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 9) Выдача банковских гарантий; 10) Осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов). Ранее облагались налогом, но подлежат освобождению с 1 января 2001 года следующие сделки банков: выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент-банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала. 9. Операции по страхованию (подпункт. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ) НК РФ освобождает от налогообложения услуги по страхованию, сострахованию и перестрахованию, оказываемые страховыми организациями. Платежи, получаемые страховыми организациями, освобождаются от НДС по перечню. Предусмотрена льгота в отношении услуг негосударственных Пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению. 10. Деятельность общественных организаций инвалидов (подпункт.2 п. З ст. 149 НК РФ) От НДС освобождены товары (работы, услуги), производимые и реализуемые: - общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%; - организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов вышеуказанных общественных организаций, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%; - учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются упомянутые общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а так же для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям. Перечень товаров, операции по производству и реализации которых организациями, перечисленными в подпункте 2 пункта 3 статьи 149 Кодекса, не подлежат освобождению от налога на добавленную стоимость, утвержден правительством Российской Федерации. В целях определения права на освобождение принимаются фактические показатели среднесписочной численности работающих на конец налогового периода. От налога по-прежнему не освобождаются подакцизные товары, минеральное сырье и полезные ископаемые, а также брокерские и иные посреднические услуги, оказываемые организациями инвалидов. От налога на добавленную стоимость не освобождается реализация товаров, работ, услуг общественными объединениями-участниками союза общественных организаций инвалидов, если эти объединения не имеют статус общественных организаций инвалидов. 11. Реализация продукции CMИ u книжной продукции (подпункт 21 п. 3 cm. 149 НК РФ) С 1 января 2002 года отменена льгота, касающаяся услуг по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Реализация таких изданий освобождена от НДС также до 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесения изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах». Данная льгота действует сейчас на основании Закона № 1992-1. Как и прежде, льгота не будет распространяться на продукцию рекламного и эротического характера. 12. Льготы для сельскохозяйственных предприятий (подпункт. 20 п. 3 cm. 149 НК РФ) С 1 января 2001 года льгота предоставляется, если доход от реализации сельхозпродукции таких предприятий будет составлять не менее 70% от общей суммы доходов, полученных организацией, за отчетный налоговый период. Не подлежат налогообложению следующие операции: - реализация продукции собственного производства в счет натуральной оплаты труда; - реализация продукции собственного производства в счет натуральных выдач для оплаты труда; - реализация продукции собственного производства для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы. Стоимость освобождаемых от налогообложения операций учитывается при исчислении удельного веса доходов от реализации с

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow