ЛЕКЦИЯ (4ч.)
Тема 1. Музыкальная культура между двух войн: основные направления, стили, техника композиторского письма
План
1. Общие культурно-исторические предпосылки.
2. Главные эстетические направления в европейском музыкальном искусстве: экспрессионизм, неоклассицизм, урбанизм («новый динамизм»), неофольклоризм, кантри, спиричуэле, блюз, регтайм джаз и др
3. Искания в области стиля: мелос, область ритма, тембра, артикуляции и динамики, фактуры, формы и тд.).
4. Жанровая палитра музыкального искусства периода между войн: опера, симфонические жанры, смешанные жанры (камерно-вокальные, камерно-инструментальные, хоровые и тд.).
ОБЩИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
Много исторических событий вместила в себя интересующая нас эпоха: после Первой мировой войны
· распались некогда могущественные империи (Австро-Венгрия, царская Россия), по Европе пронеслись социальные бури революций (в России, Германии, Венгрии);
· обострилась политическая борьба (что очевидно на примере германской Веймарской республики или Франции);
|
|
· ряд стран Европы на протяжении 20-30-х годов ХХ столетия поразила «чума фашизма» (Италию, Испанию, Португалию, Германию, Венгрию), приведшая к Второй мировой войне, завершившуюся разгромом Германии и всего фашистского блокав 1945 году и победой СССР и его союзников.
Уже Первая мировая война привела к острому кризису сознания. Омечая этот факт, Поль Валери пишет в статье «Кризис духа» (1919): «Мы, цивилизации, знаем теперь, что мы смертны...» И далее, затрагивая проблему кризисов, он называет их: военными, экономическими, политическими, а также духовный, интеллектуальный.
Урбанизация, появление всевозможных технических средств(электричество, теле-фон, кинематограф, радио, автомобиль, авиацияпривело кнебывалому ускорение ходу событий, ощущению «новой динамики жизни». Изменив, в свою очередь, межличностные и социальные отношения, мораль, культурные и художественные традиции и ценности европейского общества 20-30-х годов ХХ века.
Во многом, эти процессы были подготовлены в области науки и философии.
В 1890-1900-х годах в науке был сделан ряд фундаментальных открытий — деление атомного ядра (Резерфорд), квантовая теория света (Планк), общая и частная теория относительности (Эйнштейн), - опрокинувших прежние научные представления.
Более полувека господствовавший в философии позитивизм, гордившийся тем, что брался объяснить всё исходя из конкретного опыта, был уже не в состоянии эти открытия интерпретировать.
В области философии, у нового поколения появились свои наставники: интуи-тивист Анри Бергсон, экзистенциалист Мартин Хайдеггер, неотомист Жак Маритен, основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, футуристы и апологеты современного урбанизма, сторонники элитарного искусства и противники его, призывающие к борьбе с таким «высоколобым» искусством, к социальной ангажированности художника – Артега и Гассет. Правда, в определенных кругах продолжали сохранять привлекательность идеи Ницше.
|
|
Интеллектуальный климат тех лет создавали эстетики, писатели и поэты, худож-ники, музыканты. Назовем некоторых, самых ярких из них. Это были:
· в Австрии - Франц Кафка, Карл Краус, Стефан Георге, Стефан Цвейг, Нововенская школа во главе с Арнольдом Шёнбергом;
· в Германии - Томас Манн, Бертольт Брехт, Рихард Штраус, Пауль Хиндемит, Ханс Эйслер, Курт Вайль;
· во Франции - Поль Клодель, Поль Валери, Анатоль Франс, Гийом Аполлинер, Поль Элюар, Жан Кокто, Пабло Пикассо, Артюр Онеггер, Э.Сати;
· в Италии - Габриэль д'Аннунцио, Бенедетто Кроче, Дж.Пуччини, Фероччо Бузони, Франческа Малипьеро; Казелла, Оттрино Респиги;
· в Англии - Джордж Бернард Шоу, Томас Элиот, Герберт Уэллс, Ральф Воан-Уильямс, Б.Бритен.
· В России - Леонид Андреев, Ф.К.Сологуб, М. Горький, А.Блок, А.Белый, К.Бальмонт, Д. Мережковский, В.Иванов, В.Кандинский, В.Малевич, К. Коровин, В. Серов, М. Врубель, В. Борисов-Мусатов, С. Рахманинов, А.Скрябин, И.Стравинский, С.Прокофьев, Д.Шостакович.
Искусство 1900-1910 годов являет необычайно сложную картину, где представлены самые разные художественные тенденции, развивающиеся параллельно, иногда в соприкосновении или в отталкивании:
· поздний романтизм,
· символизм,
· импрессионизм,
· экспрессионизм,
· реализм,
· натурализм,
· конструктивизм,
· кубизм,
· неопримитивизм,
· сюрреализм,
· дадаизм,
· футуризм
· и др.
Мотивы «растворения материи» и бессилия позитивизма становятся ведущими в эссе В. Кандинского «О духовном в искусстве» (1912), где этот художник (русский по происхождению, но развернувший свою деятельность в Германии) стремится дать философско-эстетическое обоснование абстракционизма в живописи. Отдельные мысли Кандинского весьма интересовали А. Шёнберга, который откликался на них в своих статьях.
В музыке поиски новых выразительных средств, простиравшиеся от обра-щения к принципам барокко до ультрасовременных экспериментов.. Прекрасно сказал об этом изменившемся понимании всего сущего И.Стравинский:«Я был рожден во времена причинности и детерминизма, а дожил до теории вероятности и случайности».
Главные эстетические направления в европейском музыкальном искусстве: Постромантизм, экспрессионизм, неоклассицизм, урбанизм («новый динамизм»), неофольклоризм, кантри, спиричуэле, блюз, регтайм джаз и др
Относительную плавность развития искусства в минувшем столетии теперь сменяет дробность, множественность художественных тенденций. Творческая эволюция композиторов приобретает черты какой-то ускоренности, лихорадочности, характеризуется небывало интенсивными поисками и сменами стилевых манер, что очевидно на примерах Стравинского, Шёнберга, Хиндемита, Бартока, композиторов французской «Шестерки».
Отцветает и уходит в прошлое ведущее направление XIX века романтизм (поздний романтизм), а также течения fin du siècle (конца века) - символизм, натурализм, веризм и др. Некоторые производные от романтизма течения - импрессионизм и экспрессионизм – трансформируются в условиях изменившегося времени. Возникают совершенно новые тенденции.
Историки зарубежной музыки XX века (Коллер, Дибелиус, Остин, Вёрнер) едины в том, что примерно с конца 1900-х годов наступает бурная экспериментальная фаза развития европейской музыки, продлившаяся около двадцати лет. Итогом ее стали радикальные изменения в музыкальном языке, системе жанров, композиционных средствах. Это была первая волна музыкального авангарда, несшая с собой и принципиально важные открытия, и исторически преходящие новации, принадлежавшие разным компо-зиторским именам — и вошедшим в историю, и, увы, теперь забытым (быть может, не всегда заслуженно). Возникло понятие «новая музыка», которое, при всей своей расплывчатости, обозначило явление, призванное стать непримиримой антитезой музыке «старой».
|
|
Поль Коллер, чья книга «La musique moderne» («Современная музыка») появилась в 1955 году, первым попытался обозначить начало нового периода: «после Дебюсси и Равеля во Франции, после Штрауса, Регера и Малера в Германии и Австрии, после «Пятерки» и Скрябина в России, после веризма в Италии».
Ведущими эстетико-стилевыми течениями конца Х1Х - первых десятилетий ХХ века стали экспрессионизм, неоклассицизм, «новый динамизм», неофольклоризм, кантри и джаз.
ГЛАВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Экспрессионизм возник на культурной почве Вены в недрах позднего романтизма, унаследовав от него и усилив свойственную ему субъективность высказывания, стремление проникнуть в психологические тайники сознания. Музыкальный экспрессионизм миновав период так называемой свободной атональности (1908-1923) и вступил в период додека-фонии и сериальности (серийной технике композиторского письма,), которые стали главным итогом композиционных исканий А. Шёнберга. Впоследствии эти методы сочинения применялся по-своему каждым из трех представителей «Нововенской школы» А.Бергом и А.Веберном.
Отметим наиболее важные новаторства в области музыкального языка и техники «Нововенской школы»
Додекафо́ния (от греч. δώδεκα - двенадцать и греч. φωνή - звук) - техника музы-кальной композиции разрушающая классическеи ладовые ладовые тяготения и деления музыкального языка на консонансы и диссонансы, утвердрающей равноправие звуков хро-мататической шкалы. В аккордовой системе абсолютное значение имеет «кластер» (сво-бодное звуко-тембро-высотное сочетание тонов). разновидность серийной техники, исполь-зующей серии из «двенадцати лишь между собой соотнесённых тонов» (нем. «Кomposition mit zwölf nur aufeinander bezogenen Tönen»).
|
|
Серия (серийная техника композиторского письма)
Сери́йная те́хника (нем. Reihentechnik) - техника музыкальной композиции, использующая в качестве звуковысотной основы музыкального произведения ряд («серию») неповторяющихся звуков. Метод серийной техники систематически использовался в творчестве композиторов «Новой венской школы».
Наиболее распространённая разновидность серийной техники — додекафония, использующая серии из 12 неповторяющихся высот. Известны примеры недодекафонной серийной техники, с меньшим, чем 12 (например, в позднем творчестве И. Ф. Стравинского.
Sprechstimme (нем. букв. речевой голос; «шпре́хштимме»), Sprechgesang (нем. букв. речевое пение; «шпре́хгезанг») - техника распева текста, при которой точно соблюда-ются ритмические длительности (зафиксированы в нотах), а линия звуковысот не выдер-живается, хотя рельеф мелодии (в случае, если он нотирован) - пребывание на одной высоте, восхождение и нисхождение - в целом соблюдается.
Вокальную декламацию Sprechstimme, распространившуюся в авангардной музыке XX века, впервые применил Энгельберт Хумпердинк в своей мелодраме «Королевские дети» (нем. Königskinder, премьера 1897; была переработана в оперу, премьера 1910). Технику Sprechstimme активно внедрял в своих сочинениях Арнольд Шёнберг, наиболее последовательно - в вокальном цикле «Лунный Пьеро» (1912), а также в операх «Счастливая рука» (соч. 1913, премьера 1924) и «Моисей и Арон» (не окончена, премьера 1957), в кантате «Уцелевший из Варшавы» (1947). В предисловии к «Лунному Пьеро» Шёнберг писал, что мелодия, указанная в вокальной партии с диагональным перечёр-киванием штилей,
...не предназначена для пения. Задача исполнителя - превратить ее в речевую мелодию (Sprechmelodie), внимательнейшим образом отнесясь к обозначенной высоте звуков. Для этого исполнителю необходимо:
1. Выдерживать ритм так же точно, как в пении, то есть со свободой не большей, чем он может позволить себе в исполнении обычной вокальной мелодии;
2. Ясно сознавать различие между певческим звуком (Gesangston) и речевым звуком (Sprechton) - певческий звук твердо удерживает высоту, а речевой, едва ее обозначив, тут же покидает, повышаясь или понижаясь, при этом высотные соотношения отдельных тонов следует в исполнении в целом передавать.
Исполнитель должен остерегаться манеры произнесения «нараспев». Это абсолютно не имелось в виду. С другой стороны, ни в коем случае не следует стремиться и к реализму естественной речи. Напротив, различие между речью обычной и музыкально оформленной должно быть отчетливым. Но последняя никогда не должна напоминать пение.
Пуантили́зм (фр. pointillisme, англ. punctualism), точечная музыка (нем. punktuelle Musik) — техника композиции в музыке 2-й половины XX в., разновидность серийной техники. Словосочетание «точечная музыка» впервые употребил музыковед Герберт Аймерт в 1952 для характеристики слухового ощущения.В музыкальном искусстве создал стиль техники пуаетилизма А.Веберн.
Вначале для образной сферы экспрессионизма ведущими темами были предчувствие и ожидание катастрофы, страх, душевная боль и страдание, аналогии чему легко найти у Ф.Кафки или у поэтов, к которым обращались композиторы-экспрессионисты, — С.Георге, Р.Демеля, Г.Тракля, А.Жиро. Позднее, в 20-е и 30-е годы, экспрессионизм раскрывает
· тему-«социального сострадания» («Воццек» Берга),
· высокой, окрашенной трагизмом скорби (Скрипичный концерт Берга),
· философскую тему действенности слова и образа («Лестница Иакова»,«Моисей и Аарон» Шёнберга),
· дает примеры тонкой, пусть в известном смысле «герметичной», лирики (Веберн).
· Социальные, антитиранические мотивы («Ода Наполеону») и протест против насилия («Уцелевший из Варшавы») присутствуют в творчестве Шёнберга.
Экспрессионизм распространял и распространяет духовные импульсы, выходящие далеко за пределы периода, когда он сформировался. XX век - век опустошительных мировых войн, национальной и расовой розни, насилия над личностью, отчуждения, век катастроф, экологических бедствий - создал почву для того, чтобы экспрессионистские тенденции получили продолжение в разных стилях и индивидуальных манерах. У экспресс-сионистов многому научились Хиндемит, Барток, Шостакович, Онеггер, Малипьеро, Далла-пиккола, Мийо, Бриттен. Экспрессионистский тонус ощущается почти во всех «военных» симфониях крупнейших симфонистов XX века. Добавим, что и додекафония как техника письма, отделившись от экспрессионистского мировоззрения, стала одной из распрост-раненных композиторских техник, к которой так или иначе прибегают композиторы самых разных направлений.
Неоклассицизм - полярная противоположность экспрессионизму. Если экспрессио-низму свойственна острая субъективность высказывания, то неоклассицизму -
· подчеркнутая объективность его,
· «внеличностность», и если экспрессионизм отличает эмоциональный «перегрев», то
· неоклассицизм - «переохлажденность».
Основная черта неоклассицизма — обращение к эпохам классицизма и барокко из современности, минуя эпоху романтизма. В музыкально-театральном искусстве источником идей, тем и сюжетов становятся мифология, древнегреческое искусство мифы, легенды
· Опера - оратория И.Стравинского «Царь Эдип» (1923), балет «Орфей» (1946) И. Стравинского;
· Кантаты-оратории А.Онеггера: Свадьба Амура и Психеи» (1928, на темы И. С. Баха);
- «Царь Давид» (1921-1924);
- «Амфион» (1929);
- «Жанна д’Арк на костре» (1935).
- Балеты «Иродиада» (1944) П.Хиндемита.
Причем барокко теперь более всего привлекает композиторов, которые берут самые типичные формулы старинной музыки - ритмические, мотивные, риторические и т. д., вводят их в контекст своего стиля, отталкиваясь от них, перерабатывая, адаптируя. Использование элементов «чужого» стиля вносит момент «остранения». В данном случае выработаны два типы работы с материалом «коллаж» (цитирование) и «адаптирование» (ассимиляция элементов стиля автора) Причем барокко теперь более всего привлекает композиторов, которые берут самые типичные формулы старинной музыки - ритмические, мотивные, риторические и т. д., вводят их в контекст своего стиля, отталкиваясь от них, перерабатывая, адаптируя. Использование элементов «чужого» стиля вносит момент «остранения» личного начала, создает диалог нынешней и прошлой эпох.
· Кантаты-оратории А.Онеггера: Свадьба Амура и Психеи» (1928, на темы И. С. Баха);
Предпосылки неоклассицизма можно проследить в творчестве Брамса, Регера, Франка, Сен-Санса, Танеева, Глазунова, Дебюсси, Равеля. Основная черта неоклас-сицизма - обращение из современности, минуя эпоху романтизма, к эпохам классицизма и барокко. и
Неоклассицизм в разных культурах имел вполне определенный смысл возрождения традиций национальных мастеров:
1. во Франции — Люлли, клавесинистов, французского инструментализма XVII—XVIII веков;
2. в Италии — Вивальди, Корелли, Скарлатти;
3. в Германии — прежде всего Баха и Генделя, а также Шютца;