Главные эстетические направления в музыкальном искусстве

ЛЕКЦИЯ  (4ч.)

Тема 1.  Музыкальная культура между двух войн: основные направления, стили, техника композиторского письма

План

1. Общие культурно-исторические предпосылки.

2. Главные эстетические направления в европейском музыкальном искусстве: экспрессионизм, неоклассицизм, урбанизм («новый динамизм»), неофольклоризм, кантри, спиричуэле, блюз, регтайм джаз и др

3. Искания в области стиля: мелос, область ритма, тембра, артикуляции и динамики, фактуры, формы и тд.).

4. Жанровая палитра музыкального искусства периода между войн: опера, симфонические жанры, смешанные жанры (камерно-вокальные, камерно-инструментальные, хоровые и тд.).

 

ОБЩИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Много исторических событий вместила в себя интересующая нас эпоха: после Первой мировой войны

· распались некогда могущественные империи (Австро-Венгрия, царская Россия), по Европе пронеслись социальные бури революций (в России, Германии, Венгрии);

· обострилась политическая борьба (что очевидно на примере германской Веймарской республики или Франции);

· ряд стран Европы на протяжении 20-30-х годов ХХ столетия поразила «чума фашизма» (Италию, Испанию, Португалию, Германию, Венгрию), приведшая к Второй мировой войне, завершившуюся разгромом Германии и всего фашистского блокав 1945 году и победой СССР и его союзников.

Уже Первая мировая война привела к острому кризису сознания. Омечая этот факт,   Поль Валери пишет в статье «Кризис духа» (1919): «Мы, цивилизации, знаем теперь, что мы смертны...» И далее, затрагивая проблему кризисов,  он называет их: военными, экономическими, политическими, а также духовный, интеллектуальный.

Урбанизация, появление  всевозможных технических средств(электричество, теле-фон, кинематограф, радио, автомобиль, авиацияпривело кнебывалому ускорение ходу событий, ощущению «новой динамики жизни». Изменив, в свою очередь, межличностные и социальные отношения, мораль, культурные и художественные традиции и ценности европейского общества 20-30-х годов ХХ века.

Во многом, эти процессы были подготовлены в области науки и философии.

В 1890-1900-х годах в науке был сделан ряд фундаментальных открытий — деление атомного ядра (Резерфорд), квантовая теория света (Планк), общая и частная теория относительности (Эйнштейн), - опрокинувших прежние научные представления.

Более полувека господствовавший в философии позитивизм, гордившийся тем, что брался объяснить всё исходя из конкретного опыта, был уже не в состоянии эти открытия интерпретировать.

  В области философии, у нового поколения появились свои наставники: интуи-тивист Анри Бергсон, экзистенциалист Мартин Хайдеггер, неотомист Жак Маритен, основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, футуристы и апологеты современного урбанизма, сторонники элитарного искусства и противники его, призывающие к борьбе с таким «высоколобым» искусством, к социальной ангажированности художника – Артега и Гассет. Правда, в определенных кругах продолжали сохранять привлекательность идеи Ницше.

Интеллектуальный климат тех лет создавали эстетики, писатели и поэты, худож-ники, музыканты. Назовем некоторых, самых ярких из них. Это были:

· в Австрии - Франц Кафка, Карл Краус, Стефан Георге, Стефан Цвейг, Нововенская школа во главе с Арнольдом Шёнбергом;

· в Германии - Томас Манн, Бертольт Брехт, Рихард Штраус, Пауль Хиндемит, Ханс Эйслер, Курт Вайль;

· во Франции - Поль Клодель, Поль Валери, Анатоль Франс, Гийом Аполлинер, Поль Элюар, Жан Кокто, Пабло Пикассо, Артюр Онеггер, Э.Сати;

· в Италии - Габриэль д'Аннунцио, Бенедетто Кроче, Дж.Пуччини, Фероччо Бузони, Франческа Малипьеро; Казелла, Оттрино Респиги;

· в Англии - Джордж Бернард Шоу, Томас Элиот, Герберт Уэллс, Ральф Воан-Уильямс, Б.Бритен.

· В России - Леонид Андреев, Ф.К.Сологуб, М. Горький, А.Блок, А.Белый, К.Бальмонт, Д. Мережковский, В.Иванов, В.Кандинский, В.Малевич, К.  Коровин, В.  Серов, М.   Врубель, В.   Борисов-Мусатов, С. Рахманинов, А.Скрябин, И.Стравинский, С.Прокофьев, Д.Шостакович.

Искусство 1900-1910 годов являет необычайно сложную картину, где представлены самые разные художественные тенденции, развивающиеся параллельно, иногда в соприкосновении или в отталкивании:

· поздний романтизм,

· символизм,

· импрессионизм,

· экспрессионизм,

· реализм,

· натурализм,

· конструктивизм,

· кубизм,

· неопримитивизм,

· сюрреализм,

· дадаизм,

· футуризм

· и др.

Мотивы «растворения материи» и бессилия позитивизма становятся ведущими в эссе В. Кандинского «О духовном в искусстве» (1912), где этот художник (русский по происхождению, но развернувший свою деятельность в Германии) стремится дать философско-эстетическое обоснование абстракционизма в живописи. Отдельные мысли Кандинского весьма интересовали А. Шёнберга, который откликался на них в своих статьях.

В музыке поиски новых выразительных средств, простиравшиеся от обра-щения к принципам барокко до ультрасовременных экспериментов.. Прекрасно сказал об этом изменившемся понимании всего сущего И.Стравинский:«Я был рожден во времена причинности и детерминизма, а дожил до теории вероятности и случайности».

 

Главные эстетические направления в европейском музыкальном искусстве: Постромантизм, экспрессионизм, неоклассицизм, урбанизм («новый динамизм»), неофольклоризм, кантри, спиричуэле, блюз, регтайм джаз и др

    Относительную плавность развития искусства в минувшем столетии теперь сменяет дробность, множественность художественных тенденций. Творческая эволюция композиторов приобретает черты какой-то ускоренности, лихорадочности, характеризуется небывало интенсивными поисками и сменами стилевых манер, что очевидно на примерах Стравинского, Шёнберга, Хиндемита, Бартока, композиторов французской «Шестерки».

Отцветает и уходит в прошлое ведущее направление XIX века   романтизм (поздний романтизм), а также течения fin du siècle (конца века) - символизм, натурализм, веризм и др. Некоторые производные от романтизма течения - импрессионизм и экспрессионизм – трансформируются в условиях изменившегося времени. Возникают совершенно новые тенденции.

Историки зарубежной музыки XX века (Коллер, Дибелиус, Остин, Вёрнер) едины в том, что примерно с конца 1900-х годов наступает бурная экспериментальная фаза развития европейской музыки, продлившаяся около двадцати лет. Итогом ее стали радикальные изменения в музыкальном языке, системе жанров, композиционных средствах. Это была первая волна музыкального авангарда, несшая с собой и принципиально важные открытия, и исторически преходящие новации, принадлежавшие разным компо-зиторским именам — и вошедшим в историю, и, увы, теперь забытым (быть может, не всегда заслуженно). Возникло понятие «новая музыка», которое, при всей своей расплывчатости, обозначило явление, призванное стать непримиримой антитезой музыке «старой».

Поль Коллер, чья книга «La musique moderne» («Современная музыка») появилась в 1955 году, первым попытался обозначить начало нового периода: «после Дебюсси и Равеля во Франции, после Штрауса, Регера и Малера в Германии и Австрии, после «Пятерки» и Скрябина в России, после веризма в Италии».

  Ведущими эстетико-стилевыми течениями конца Х1Х - первых десятилетий ХХ века стали экспрессионизм, неоклассицизм, «новый динамизм», неофольклоризм, кантри и джаз. 

ГЛАВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Экспрессионизм возник на культурной почве Вены в недрах позднего романтизма, унаследовав от него и усилив свойственную ему субъективность высказывания, стремление проникнуть в психологические тайники сознания. Музыкальный экспрессионизм миновав период так называемой свободной атональности (1908-1923) и вступил в период додека-фонии и сериальности (серийной технике композиторского письма,), которые стали  главным итогом композиционных исканий А. Шёнберга. Впоследствии эти методы сочинения применялся по-своему каждым из трех представителей «Нововенской школы» А.Бергом и А.Веберном.

Отметим наиболее важные новаторства в области музыкального языка и техники «Нововенской школы»

Додекафо́ния (от греч. δώδεκα - двенадцать и греч. φωνή - звук) - техника музы-кальной композиции разрушающая классическеи ладовые ладовые тяготения и деления музыкального языка на консонансы и диссонансы, утвердрающей равноправие звуков хро-мататической шкалы. В аккордовой системе абсолютное значение имеет «кластер» (сво-бодное звуко-тембро-высотное сочетание тонов).  разновидность серийной техники, исполь-зующей серии из «двенадцати лишь между собой соотнесённых тонов» (нем. «Кomposition mit zwölf nur aufeinander bezogenen Tönen»).

Серия (серийная техника композиторского письма)  

Сери́йная те́хника (нем. Reihentechnik) - техника музыкальной композиции, использующая в качестве звуковысотной основы музыкального произведения ряд («серию») неповторяющихся звуков. Метод серийной техники систематически использовался в творчестве композиторов «Новой венской школы».   

Наиболее распространённая разновидность серийной техники — додекафония, использующая серии из 12 неповторяющихся высот. Известны примеры недодекафонной серийной техники, с меньшим, чем 12 (например, в позднем творчестве И. Ф. Стравинского.

Sprechstimme (нем. букв. речевой голос; «шпре́хштимме»), Sprechgesang (нем. букв. речевое пение; «шпре́хгезанг») - техника распева текста, при которой точно соблюда-ются ритмические длительности (зафиксированы в нотах), а линия звуковысот не выдер-живается, хотя рельеф мелодии (в случае, если он нотирован) - пребывание на одной высоте, восхождение и нисхождение - в целом соблюдается.

Вокальную декламацию Sprechstimme, распространившуюся в авангардной музыке XX века, впервые применил Энгельберт Хумпердинк в своей мелодраме «Королевские дети» (нем. Königskinder, премьера 1897; была переработана в оперу, премьера 1910). Технику Sprechstimme активно внедрял в своих сочинениях Арнольд Шёнберг, наиболее последовательно - в вокальном цикле «Лунный Пьеро» (1912), а также в операх «Счастливая рука» (соч. 1913, премьера 1924) и «Моисей и Арон» (не окончена, премьера 1957), в кантате «Уцелевший из Варшавы» (1947). В предисловии к «Лунному Пьеро» Шёнберг писал, что мелодия, указанная в вокальной партии с диагональным перечёр-киванием штилей,

...не предназначена для пения. Задача исполнителя - превратить ее в речевую мелодию (Sprechmelodie), внимательнейшим образом отнесясь к обозначенной высоте звуков. Для этого исполнителю необходимо:

1. Выдерживать ритм так же точно, как в пении, то есть со свободой не большей, чем он может позволить себе в исполнении обычной вокальной мелодии;

2. Ясно сознавать различие между певческим звуком (Gesangston) и речевым звуком (Sprechton) - певческий звук твердо удерживает высоту, а речевой, едва ее обозначив, тут же покидает, повышаясь или понижаясь, при этом высотные соотношения отдельных тонов следует в исполнении в целом передавать.

Исполнитель должен остерегаться манеры произнесения «нараспев». Это абсолютно не имелось в виду. С другой стороны, ни в коем случае не следует стремиться и к реализму естественной речи. Напротив, различие между речью обычной и музыкально оформленной должно быть отчетливым. Но последняя никогда не должна напоминать пение.

Пуантили́зм (фр. pointillisme, англ. punctualism), точечная музыка (нем. punktuelle Musik) — техника композиции в музыке 2-й половины XX в., разновидность серийной техники. Словосочетание «точечная музыка» впервые употребил музыковед Герберт Аймерт в 1952 для характеристики слухового ощущения.В музыкальном искусстве создал стиль техники пуаетилизма А.Веберн.

Вначале для образной сферы экспрессионизма ведущими темами были предчувствие и ожидание катастрофы, страх, душевная боль и страдание, аналогии чему легко найти у Ф.Кафки или у поэтов, к которым обращались композиторы-экспрессионисты, — С.Георге, Р.Демеля, Г.Тракля, А.Жиро. Позднее, в 20-е и 30-е годы, экспрессионизм раскрывает

· тему-«социального сострадания» («Воццек» Берга),

· высокой, окрашенной трагизмом скорби (Скрипичный концерт Берга),

· философскую тему действенности слова и образа («Лестница Иакова»,«Моисей и Аарон» Шёнберга),

· дает примеры тонкой, пусть в известном смысле «герметичной», лирики (Веберн).

· Социальные, антитиранические мотивы («Ода Наполеону») и протест против насилия («Уцелевший из Варшавы») присутствуют в творчестве Шёнберга.

Экспрессионизм распространял и распространяет духовные импульсы, выходящие далеко за пределы периода, когда он сформировался. XX век - век опустошительных мировых войн, национальной и расовой розни, насилия над личностью, отчуждения, век катастроф, экологических бедствий - создал почву для того, чтобы экспрессионистские тенденции получили продолжение в разных стилях и индивидуальных манерах. У экспресс-сионистов многому научились Хиндемит, Барток, Шостакович, Онеггер, Малипьеро, Далла-пиккола, Мийо, Бриттен. Экспрессионистский тонус ощущается почти во всех «военных» симфониях крупнейших симфонистов XX века. Добавим, что и додекафония как техника письма, отделившись от экспрессионистского мировоззрения, стала одной из распрост-раненных композиторских техник, к которой так или иначе прибегают композиторы самых разных направлений.

    Неоклассицизм - полярная противоположность экспрессионизму. Если экспрессио-низму свойственна острая субъективность высказывания, то неоклассицизму -

· подчеркнутая объективность его,

· «внеличностность», и если экспрессионизм отличает эмоциональный «перегрев», то

· неоклассицизм - «переохлажденность».

Основная черта неоклассицизма — обращение к эпохам классицизма и барокко  из современности, минуя эпоху романтизма. В музыкально-театральном искусстве источником идей, тем и сюжетов становятся мифология, древнегреческое искусство мифы, легенды

· Опера - оратория И.Стравинского «Царь Эдип» (1923), балет «Орфей» (1946)  И. Стравинского;

· Кантаты-оратории А.Онеггера: Свадьба Амура и Психеи» (1928, на темы И. С. Баха);  

  • «Царь Давид» (1921-1924);
  • «Амфион» (1929);
  •  «Жанна д’Арк на костре» (1935).
  • Балеты «Иродиада» (1944) П.Хиндемита.  

 

 Причем барокко теперь более всего привлекает композиторов, которые берут самые типичные формулы старинной музыки - ритмические, мотивные, риторические и т. д., вводят их в контекст своего стиля, отталкиваясь от них, перерабатывая, адаптируя. Использование элементов «чужого» стиля вносит момент «остранения». В данном случае выработаны два типы работы с материалом «коллаж» (цитирование) и «адаптирование» (ассимиляция элементов стиля автора)  Причем барокко теперь более всего привлекает композиторов, которые берут самые типичные формулы старинной музыки - ритмические, мотивные, риторические и т. д., вводят их в контекст своего стиля, отталкиваясь от них, перерабатывая, адаптируя. Использование элементов «чужого» стиля вносит момент «остранения» личного начала, создает диалог нынешней и прошлой эпох.

· Кантаты-оратории А.Онеггера: Свадьба Амура и Психеи» (1928, на темы И. С. Баха);  

 

 Предпосылки неоклассицизма можно проследить в творчестве Брамса, Регера, Франка, Сен-Санса, Танеева, Глазунова, Дебюсси, Равеля. Основная черта неоклас-сицизма - обращение из современности, минуя эпоху романтизма, к эпохам классицизма и барокко. и

Неоклассицизм в разных культурах имел вполне определенный смысл возрождения традиций национальных мастеров:

1. во Франции — Люлли, клавесинистов, французского инструментализма XVII—XVIII веков;

2. в Италии — Вивальди, Корелли, Скарлатти;

3. в Германии — прежде всего Баха и Генделя, а также Шютца;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: