Материалистическая (марксистская) теория происхождения искусства

Марксизм развивал трудовую теорию происхождения культуры: мышление, речь, знание, обычаи, культуры и искусства - все это появляется в процессе коллективной трудовой деятельности и совершенствования орудий труда. "Труд создал человека" (Ф.Энгельс). (Энгельс). Однако если подойти более тонко к переводу текста, то гр. Термин «рraktis» означает «деятельность». Значит различные формы деятельности создали человека, в том числе и креативно-творческие – художественные.

 

Теории происхождение музыки как вида искусства.

Существует ряд гипотез о происхождении музыки - мифического, философского и научного характера. Процесс формирования музыки отразила античная мифология. Мифы повествуют о греческих богах, которые и сотворили девять Муз, помощниц бога красоты и покровителя музыки Аполлона, равных которому в игре на лире не было. В Древней Греции возникла легенда о Пане и прекрасной нимфе Сиринкс.

Ярким явлением в области теории происхожение музыки выступает пифогорийская концепция. Пифагор поднял искусство до истинно достойного состояния, продемонстрировав его математические основания. Хотя, как говорят, сам он не был музыкантом, именно Пифагору приписывают открытие диатонической шкалы. Получив основные сведения о божественной теории музыки от жрецов различных Мистерий, в которые он был инициирован, Пифагор провел несколько лет в размышлениях над законами, управляющими созвучием и диссонансом. Также ему принадлежит теория «Музыки сфер» и связи 7 планет с музыкальным звукорядом.

Широкое признание получила «лингвистическая» теория происхождения музыки, в которой рассматривается интонационные основания музыки, связь ее с речью. Одна мысль об истоках музыки в эмоциональной речи высказывалась Ж.-Ж. Руссо и Г. Спенсером: необходимость выразить торжество или скорбь приводила речь в состояние возбуждения, аффекта и речь начинала звучать; а позже, абстрагируясь, музыка речи была переложена на инструменты.

 Современные авторы (К. Штумпф, В. Гошовский) утверждают, что музыка могла существовать даже раньше, чем речь - в неоформившейся речевой артикуляции, состоящей из глиссандирующих подъемов, подвываний и т.д.

Традиционно понимание музыки, сформированное в рамках искусство-ведения - музыкальной эстетики, теории музыки и истории музыки, музыкальной этнографии (фольклористики), было дополнено новыми представлениями о музыке, возникшими в новых научных дисциплинах - сравнительном музыкознании, музыкальной антропологии и музыкальной культурологии.

Представления о музыке, сформированные, как и сам термин, в европейской культуре, не всегда имеются в других культурах мира.

 Например, у большинства народов Африки, Океании, у индейцев Америки, она традиционно не выделяется из других сфер жизни. Музыкальное действо, как правило, неотделимо здесь от ритуальных действий, связанных с охотой, обрядом инициации, свадьбой, военными сборами, поклонением предкам пр. Представления о музыке в некоторых племенах порой вообще отсутствуют, нет ни термина «музыка», ни его аналогов. При попытках специально выделить музыкальные явления и описать то, что для нас, европейцев, безусловно, является музыкой - стук палок, дребезжание охотничьих луков, игру на барабанах, флейтах, напеваемые хором или в одиночку мотивы и пр. - аборигены, например, Океании рассказывают, как правило, мифы и разного рода сказочные истории. В них объясняются истоки тех или иных музыкальных явлений, которые возникают в некоем потустороннем мире и пришли в мир живых людей от сверхъестественных сил (богов, духов, тотемных прапредков) или звуковых явлений природы (грозы, звучания тропического леса, пения птиц, крика зверей и пр.); часто указывается на рождение музыкальных инструментов и музыкальных способностей человека в мире духов или джиннов (духов леса, умерших людей, богов). В тех странах мира, где заметное влияние оказал процесс вестернизации культуры, чаще всего принимается и сам термин «музыка», и европейское понимание музыки. В городах Африки и Азии создаются ансамбли народной (фольклорной) музыки, устраиваются музыкальные фестивали, возникают музыкально-учебные заведения (институты, консерватории), симфонические оркестры, национальные композиторские школы.

В культурах древних и средневековых городов Азии, в придворных традициях Китая, Индии, Юго-Восточной Азии, в странах Ближнего и Среднего Востока возникают собственные представления о музыке, которая чаще всего обладает определенным уровнем профессионализма, и не выделяется так, как в системе европейской культуры. Так, в Китае, где изначально не было известно греческое понятие «музыка», музыка традиционно была связана с дворцовым ритуалом, в котором она определялась общим термином юе;

В Древней Индии - с театром и пантомимой (сангита), с представлениями о чувстве (раса) и цвете (варна); в культуре ислама - с авторской литературно-поэтической традицией, с искусством распевания стихов (ас-сана).

   Согласно А. Н. Сохору (МЭ 3, 1976 г.) музыка - это вид искусства, который «отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов».

В западной теории Г. Г. Эггебрехт В БРЭ (2013 г.) музыка определяется как «искусство звуков, организованных главным образом по высоте и во времени». И далее он определяет её как «художественную организацию звучания, которое, в смысле природного и эмоционально воспринимаемого звучащего феномена, рисует картину мира и души, неосознанно и конкретно схватываемую слухом, а в смысле искусства [это звучание] становится духовным „языком“ материального мира, отрефлексированного и упорядоченного (а значит осмысленного и смыслополагающего) благодаря теоретическому знанию». Существуют и другие энциклопедические определения среди западных исследователей музыки (Аре Бреан, Гейр Ульве Скейе. и отечественных (Холопова В. Н, Брайнин В. Б Дамберг С.В., В. Е. Семенков В.Е., Чередниченко Т. В., Чехович Д.) в центре которых вопросы философского порядка (музыка как вид искусства, феномен музыки), музыкально-психологического и языкового (музыкального сознания, мышления,музыкального содержания, природа звука, ритма, мелоса, формы) музыкального содержания).

Таким образом, в настоящее время, проблема музыки как вида искусств, ее природы, сущности, форм выражения и языка находится в пике своего автивного развития я является одной из эксперементальных областей искус-ствознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: