Музыка в условиях синкретизма древнейшего искусства (пение, танец, ритуальное действо)

Первая ступень художественного развития человечества - первобытная стадия истории культуры, время возникновения самой способности и потребности человека художественно-образно удваивать реальный мир и осмыслять свое место в этом мире, стадия, когда искусство еще не осознавалось как искусство, когда оно воспринималось и функционировало как миф, как магическое действо, как религиозный и социально-организационный обряд, как средство практического и духовного общения людей. Этому первобытному действу был свойствен художественный синкретизм - сплетение в единое целое разных средств (словесных, звуковых, жестомимических, орнаментальных, изобразительных).

Археологические данные не позволяют, по понятным причинам, судить об этом древнейшем художественном действе и его музыкальных компонентах, что делает гипотетичными любые суждения о происхождении музыки1; однако известное представление об этом дают многообразные этнографические данные и изучение мифологии разных народов.

Древние мифы многих народов описывают акт сотворения мира богами с помощью пения: В. Шраммек говорит об очень широко распространенном представлении первобытных народов, будто мир возник из громоподобного слова или ритма, прозвучавшего из дождевых туч либо из таинственного горного хребта. «Согласно таким представлениям, — заключает он, — сама сущность мира акустическая и жизнь порождена пением умерших предков и живущих в пещере богов».

В качестве примера он приводит монгольский миф о происхождении музыки, в котором утверждается «исходная связь между музыкой и космосом», и подчеркивает его аналогию с древнекитайскими и древнегреческими представлениями и с мифами южноамериканских индейцев; распростра-ненность взглядов «на исключительно важное место и огромное значение музыки в общем порядке вещей» отражала, несомненно, реальную роль музыкального начала в практической жизни древности - музыка была изначально «культом и откровением, проявлением жизни и чувственности, магией и экстазом, мощью и властью» и должна расцениваться как «существенная человечески-общественная деятельность».

Этнографические свидетельства позволяют понять причину такой высокой оценки музыки - звуковые средства культуры играли особую роль в практической жизни первобытных людей благодаря их коммуникативным возможностям, позволяющим преодолевать пространственную ограниченность визуальных средств коммуникации и одновременно с особой эмоциональной силой воздействовать и на человека, и на животных. С другой стороны, именно в звуках по преимуществу выливалось эмоциональное напряжение повседневной жизни первобытного человека - в криках ужаса и в кликах радости, в рычании угрозы и в зове страсти, - поначалу еще звериным способом, а затем все более и более очеловечивавшимся, благодаря возвышению и обогащению спектра выражаемых переживаний; поэтому люди должны были овладевать акустической сферой, организуя звукоизвлечение специфическим, только им доступным образом - темпоритмически, звуковысотно, ладово, расширяя ее в тембровом и силовом отношении, короче, превращая ее из явления природы в феномен культуры.

Особая роль музыкального компонента синкретического художественно-обрядового действа объясняется именно ее звуковой природой, ибо звук, как мы видели, прямо связан с психикой — и с точки зрения выражения душевных состояний, и с точки зрения воздействия на них. При этом нужно иметь в виду, что на первых ступенях антропогенеза эмоциональная форма психических процессов была гораздо более развита, нежели интеллектуальная.

Ярким примером подобного явление может служить ритуальное пение буддистского монаха, сохранившего в своей природе первичного «рождения звука»  

 

Таким образом, на ранних этапах развития общества достижение этой цели могло произойти лишь благодаря функционированию музыки в качестве инструмента культа, обряда, синтетического религиозно-художес-твенного действа. Хотя рождавшаяся таким образом музыкальная организация звуковой стихии была неотрывна от слова и жеста, силой ритма она подчиняла их себе, придавая им способность эмоциональносуггестивного воздействия, обращенного к людям и — как казалось им - к богам, духам, потусторонним силам.

Хотя, изначальная бедность интеллектуальной работы психики, ограни-ченность средств общения, а с другой стороны - уже осознававшаяся узость коммуникативных возможностей языка жеста и мимики определяли особое значение музыкального языка, формировавшегося как бы между кинетической и вербальной речью и связывавшего их друг с другом.

Список литературы.

Основная:

1. Галацкая, В. С. Музыкальная литература зарубежных стран: учеб. пособие для муз. уч-щ. Вып. 1 / В. С. Галацкая [под ред. Е. М. Царевой]. – М.: Музыка, 2002. – 347 с.

2. Журавлева О.И. Учебно-методическое пособие для направлений бакалавриата 44.03.01 и укрупненной группы подготовки 53.00.00 / О. И. Журавлева. ФГАОУ ВО. «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». Симферополь, 2019. 126 с.

3. Музыкальная литература зарубежных стран: учеб. пособие для муз. уч-щ. Вып. 2 / [авт.: Г. Жданова, И. Молчанова, И. Охалова, под ред. Е. Царевой]. – М.: Музыка, 2002. – 413 с. 

Дополнительная:

4. Аре Бреан, Гейр Ульве Скейе. Музыка и мозг. Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект // Are Brean, Geir Olve Skeie. Musikk og hjernen. Om musikkens magiske kraft og fantastiske virkning på hjernen.. — М.: Альпина Паблишер, 2020.

5. Брайнин В. Б. Системы музыкальных языков, краткий экскурс: Европейская vs. Ориентальная. // Опубликовано в: Интеграция науки, менеджмента и образования: Инновационные подходы, поиски и перспективы развития. Материалы XII Международной научно-практической конференции 17 декабря 2013 года. — Москва 2014. ISBN 978-5-94778-312-4, C. 50—53

6. Грубер, Р. Всеобщая история музыки / Р. Грубер. – М.: Музыка, 1960 – 488 с.

7. Виноградов, В. С. Индийская рага / В.С. Виноградов. – М.: Сов. композитор, 1976. – 62 с.

8. Зайков, А. В. Музыканты в ранней Спарте: создание жанров и противо-действие внутренней распре // Вестник Удмуртского университета. Ижевск, 1995. № 2. С. 5 –15.

9. Сохор А. Н. Музыка // Музыкальная энциклопедия. Т.3. М., 1976, стлб. 730-751.

10. Ливанова,Т. История западноевропейской музыки до 1789 года/ Т. Лива-нова – М.: Музыка, 1983. – 461 с.

11. Розеншильд, К. История зарубежной музыки до середины 18 века / К.Розеншильд. – М.: Музыка, 1978. – 544 с.

12. Розеншильд, К. Музыкальное искусство и религия / К. Розен–шильд. – М.: Музыка, 1964. – 193 с.

13. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. 4-е изд., испр. СПб.: Лань, 2014.

14. Чередниченко Т. В., Чехович Д. О. Музыка // Большая российская энциклопедия. Том 21. М., 2013, с.403-406.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: