Тема 2. Механические передачи

              Лекция 3. Фрикционные передачи. Передачи с гибкой связью. Особенности конструкции. Кинематический и силовой расчет. Схемы ременных передач. Ремни и шкивы. Эксплуатационная прочность и выносливость.

 

Фрикционные передачи, в которых в качестве гибкого органа применяются ремни называются ременными передачи.

Ременная передача состоит из ведущего и ведомого шкивов и ремня, надетого на шкивы с натяжением и передающего окружную силу с помощью трения (рисунок 2.4).

Рисунок 2.4 – Схема ременной передачи: а) - плоские ремни; б) – клиновые ремни; в) – круглые ремни; д) – поликлиновые ремни

Ременные передачи возможны с двумя или несколькими ведомыми шкивамя. Натяжение ремня производится натяжными устройства различного типа: по салазкам (рисунок 2.5, а), когда натяжение обеспечивается перемещением одного из шкивов; поворотом качающейся плиты (рисунок 2.5, б) и др.

 

Рисунок 2.5 – Устройства натяжения ремня

                                           

По взаимному расположению валов и направлению их вращения ременные передачи могут быть открытыми (рисунок 2.6, а), перекрестными (рисунок 2.6, б) и полуперекрестными (рисунок 2.6., в).

 

Рисунок 2.6 – Схемы ременных передач

По конструкции ремни бывают плоскими (рисунок 2.4, а), клиновые (рисунок 2.4, б), круглые (рисунок 2.4, в) и поликлиновые (рисунок 2.4, г). В ряде случаев применяют ремни, в которых передача движения осуществляется зацеплением с помощью зубчатого ремня.

Ремни бывают сшивные и бесшовные. Бесшовные (бесконечные замкнутые) ремни являются наиболее пригодными для работы. Клиновые и поликлиновые ремни изготавливаются только бесшовными. Плоские сшивные ремни соединяются сшивкой, склейкой и металлическими соединениями (рисунок 2.7).

Рисунок 2.7. – Способы сшивки ремней

Клиновой ремень для передач общего назначения (рисунок 2.8) состоит из корд тканевого прорезиненного слоя 1, работающего на растяжение, резинового или резинотканевого слоя 2, работающего на сжатие и обертки 3 в виде нескольких слоев прорезиненной ткани, намотанной диагонально.

Рисунок 2.8 – Клиновой ремень

Длина ремней и размер поперечного сечения стандартизованы.

Зубчатые бесконечные плоские ремни имеют выступы на внутренней поверхности

(рисунок 2.9). Они изготавливаются из резины или полиуретанового каучука, армированных стальными или стекловолоконными тросами. 

Рисунок 2.9 – Зацепление зубчатого ремня со шкивом.

Шкивы выполняют из чугуна, легких сплавов, и пластмасс. Форма обода шкива зависит от профиля ремня (рисунок 2.10).

Рисунок 2.10 – Форма ободов шкивов для ремней разных профилей: а) – плоского; б) – клинового;

в) - круглого

Профили канавок шкивов для клиновых ремней стандартизованы.

Кинематические характеристики ременной передачи характеризуются передаточной функцией, которая отражена передаточным отношением  и предопределяет величину передаточного числа u 21

,                                 (2.5)

где  и  – угловые скорости шкивов;  и  – диаметры шкивов ведущего и ведомого соответственно.

Величина передаточного числа u 21 устанавливается по нормативным признакам с учетом документальных рекомендаций по размерам шкивов

u 21= /                                           (2.6)

Окружные скорости на ведущем и ведомом звеньях равны соответственно

.                            (2.7)

Однако, в ременных передачах ведущие и ведомые ветви гибкого звена при работе имеют различное натяжение  (рисунок 2.11).

 

Рисунок 2.11 – Скольжение в ременной передаче

 

 Неравенство натяжений приводит к  упругому скольжению на шкивах и  неравенству окружных скоростей  и  , а передаточное число u 21 при работе имеет отклонение от заданной величины. Величина скольжения оценивается коэффициентом скольжения x

x= ,                                              (2.8)

следовательно, , откуда

.                                           (2.9)

Кривые скольжения получают экспериментально: при постоянном натяжении ремня F0 постепенно повышают полезную нагрузку Ft   и измеряют скольжение x.

Начальное натяжение ремня F0 выбирают по условиям, при котором ремень мог бы передавать полезную нагрузку, сохраняя натяжение и долговечность в течение заданного времени.

 

Рисунок 2.12 – Кривые скольжения и КПД

 

Кривые скольжения и КПД показывают, что оптимальная нагрузка ременных передач лежит в зоне критических значений коэффициента тяги j   

j = ,                      (2.10)

где  и  – натяжение ведущей и ведомой ветвей ремня

Окружная сила на шкивах или передаваемая нагрузка ремня, Н, с учетом коэффициента динамичности нагрузки KF  при заданных режимах работы устанавливается формулой

 

= ,                                  (2.11)

где Т – момент, Н∙м, на шкиве диаметром d, м; Р – передаваемая мощность, кВт; KF – коэффициент динамичности (KF= 1,0…1,6).

Напряжения sFt от передаваемой окружной силы  устанавливают по формуле

sFt = ,                                    (2.12)

где А - площадь сечения ремня, мм2.

Значение начальных напряжений = . Для плоских и клиновых ремней

 МПа                                            (2.13)

Центробежная сила вызывает напряжение растяжения  , МПа, в ремне

,                                           (2.14)

где  – скорость ремня, м/с;  – плотность материала ремня, кг/м3.

Напряжение изгиба ремня толщиной d на шкиве диаметром D и модуле упругости Е

.                                                    (2.15)

Суммарные напряжения в ремне (рисунок 2.13):

- в ведущей ветви

s = ;                                                     (2.16)

- в ведомой ветви (минимальные напряжения)

smin = ;                                              (2.17)

- максимальные напряжения на дуге покоя ведущего малого шкива

smax  = ;                                      (2.18)

 

Рисунок 2.13 – Эпюра суммарных напряжений

 

Выражение (2.18) используют в расчетах на долговечность, заменив при этом smax  на предельное напряжение по выносливости на основе кривой усталости Велера.

Допускаемое напряжение для ремней нормальных и узких сечений в реальных условиях эксплуатации

,                                             (2.19)

где  – коэффициент влияния угла обхвата; - коэффициент режима работы;  – напряжение от передаваемой нагрузки, полученное по напряжению растяжения ведущей ветви ремня  на основании условия сцепления по Эйлеру.

Мощность,которую может передать один ремень в реальных условиях устанавли-вают по формуле

                                        (2.20)

где  – коэффициент длины ремня;  – коэффициент передаточного числа;  – базовая величина мощность, установленная нормативными документами.

Необходимое количество ремней z, которое необходимо для передачи мощности

z =    ,                                             (2.21)

где  – коэффициент, учитывающий неравномерное распределение нагрузки между ремнями.

Сила предварительного натяжения ремня F 0 зависит от мощности на ведущем шкиве , кВт, окружной скорости ; коэффициентов угла обхвата и режима , а также массы одного метра длины ремня qm, кг и равна:

- для клинового ремня

F 0 =                                   (2.22)

- для поликлинового ремня

                                                   F 0=                            (2.23)

Сила, действующая на вал под шкивом Q, Н

Q =2 F 0× z ×sin(a1/2)                                              (2.24)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: