Лекция 3. Фрикционные передачи. Передачи с гибкой связью. Особенности конструкции. Кинематический и силовой расчет. Схемы ременных передач. Ремни и шкивы. Эксплуатационная прочность и выносливость.
Фрикционные передачи, в которых в качестве гибкого органа применяются ремни называются ременными передачи.
Ременная передача состоит из ведущего и ведомого шкивов и ремня, надетого на шкивы с натяжением и передающего окружную силу с помощью трения (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 – Схема ременной передачи: а) - плоские ремни; б) – клиновые ремни; в) – круглые ремни; д) – поликлиновые ремни
Ременные передачи возможны с двумя или несколькими ведомыми шкивамя. Натяжение ремня производится натяжными устройства различного типа: по салазкам (рисунок 2.5, а), когда натяжение обеспечивается перемещением одного из шкивов; поворотом качающейся плиты (рисунок 2.5, б) и др.
Рисунок 2.5 – Устройства натяжения ремня
По взаимному расположению валов и направлению их вращения ременные передачи могут быть открытыми (рисунок 2.6, а), перекрестными (рисунок 2.6, б) и полуперекрестными (рисунок 2.6., в).
Рисунок 2.6 – Схемы ременных передач
По конструкции ремни бывают плоскими (рисунок 2.4, а), клиновые (рисунок 2.4, б), круглые (рисунок 2.4, в) и поликлиновые (рисунок 2.4, г). В ряде случаев применяют ремни, в которых передача движения осуществляется зацеплением с помощью зубчатого ремня.
Ремни бывают сшивные и бесшовные. Бесшовные (бесконечные замкнутые) ремни являются наиболее пригодными для работы. Клиновые и поликлиновые ремни изготавливаются только бесшовными. Плоские сшивные ремни соединяются сшивкой, склейкой и металлическими соединениями (рисунок 2.7).
Рисунок 2.7. – Способы сшивки ремней
Клиновой ремень для передач общего назначения (рисунок 2.8) состоит из корд тканевого прорезиненного слоя 1, работающего на растяжение, резинового или резинотканевого слоя 2, работающего на сжатие и обертки 3 в виде нескольких слоев прорезиненной ткани, намотанной диагонально.
Рисунок 2.8 – Клиновой ремень
Длина ремней и размер поперечного сечения стандартизованы.
Зубчатые бесконечные плоские ремни имеют выступы на внутренней поверхности
(рисунок 2.9). Они изготавливаются из резины или полиуретанового каучука, армированных стальными или стекловолоконными тросами.
Рисунок 2.9 – Зацепление зубчатого ремня со шкивом.
Шкивы выполняют из чугуна, легких сплавов, и пластмасс. Форма обода шкива зависит от профиля ремня (рисунок 2.10).
Рисунок 2.10 – Форма ободов шкивов для ремней разных профилей: а) – плоского; б) – клинового;
в) - круглого
Профили канавок шкивов для клиновых ремней стандартизованы.
Кинематические характеристики ременной передачи характеризуются передаточной функцией, которая отражена передаточным отношением и предопределяет величину передаточного числа u 21
, (2.5)
где и – угловые скорости шкивов; и – диаметры шкивов ведущего и ведомого соответственно.
Величина передаточного числа u 21 устанавливается по нормативным признакам с учетом документальных рекомендаций по размерам шкивов
u 21= / (2.6)
Окружные скорости на ведущем и ведомом звеньях равны соответственно
. (2.7)
Однако, в ременных передачах ведущие и ведомые ветви гибкого звена при работе имеют различное натяжение (рисунок 2.11).
Рисунок 2.11 – Скольжение в ременной передаче
Неравенство натяжений приводит к упругому скольжению на шкивах и неравенству окружных скоростей и , а передаточное число u 21 при работе имеет отклонение от заданной величины. Величина скольжения оценивается коэффициентом скольжения x
x= , (2.8)
следовательно, , откуда
. (2.9)
Кривые скольжения получают экспериментально: при постоянном натяжении ремня F0 постепенно повышают полезную нагрузку Ft и измеряют скольжение x.
Начальное натяжение ремня F0 выбирают по условиям, при котором ремень мог бы передавать полезную нагрузку, сохраняя натяжение и долговечность в течение заданного времени.
Рисунок 2.12 – Кривые скольжения и КПД
Кривые скольжения и КПД показывают, что оптимальная нагрузка ременных передач лежит в зоне критических значений коэффициента тяги j
j = , (2.10)
где и – натяжение ведущей и ведомой ветвей ремня
Окружная сила на шкивах или передаваемая нагрузка ремня, Н, с учетом коэффициента динамичности нагрузки KF при заданных режимах работы устанавливается формулой
= , (2.11)
где Т – момент, Н∙м, на шкиве диаметром d, м; Р – передаваемая мощность, кВт; KF – коэффициент динамичности (KF= 1,0…1,6).
Напряжения sFt от передаваемой окружной силы устанавливают по формуле
sFt = , (2.12)
где А - площадь сечения ремня, мм2.
Значение начальных напряжений = . Для плоских и клиновых ремней
МПа (2.13)
Центробежная сила вызывает напряжение растяжения , МПа, в ремне
, (2.14)
где – скорость ремня, м/с; – плотность материала ремня, кг/м3.
Напряжение изгиба ремня толщиной d на шкиве диаметром D и модуле упругости Е
. (2.15)
Суммарные напряжения в ремне (рисунок 2.13):
- в ведущей ветви
s = ; (2.16)
- в ведомой ветви (минимальные напряжения)
smin = ; (2.17)
- максимальные напряжения на дуге покоя ведущего малого шкива
smax = ; (2.18)
Рисунок 2.13 – Эпюра суммарных напряжений
Выражение (2.18) используют в расчетах на долговечность, заменив при этом smax на предельное напряжение по выносливости на основе кривой усталости Велера.
Допускаемое напряжение для ремней нормальных и узких сечений в реальных условиях эксплуатации
, (2.19)
где – коэффициент влияния угла обхвата; - коэффициент режима работы; – напряжение от передаваемой нагрузки, полученное по напряжению растяжения ведущей ветви ремня на основании условия сцепления по Эйлеру.
Мощность,которую может передать один ремень в реальных условиях устанавли-вают по формуле
(2.20)
где – коэффициент длины ремня; – коэффициент передаточного числа; – базовая величина мощность, установленная нормативными документами.
Необходимое количество ремней z, которое необходимо для передачи мощности
z = , (2.21)
где – коэффициент, учитывающий неравномерное распределение нагрузки между ремнями.
Сила предварительного натяжения ремня F 0 зависит от мощности на ведущем шкиве , кВт, окружной скорости ; коэффициентов угла обхвата и режима , а также массы одного метра длины ремня qm, кг и равна:
- для клинового ремня
F 0 = (2.22)
- для поликлинового ремня
F 0= (2.23)
Сила, действующая на вал под шкивом Q, Н
Q =2 F 0× z ×sin(a1/2) (2.24)