Философское осмысление проблемы бытия в Новое время

Можно выделить несколько главных особенностей мировоззрения Нового времени.

1. Теряется ощущение того, что есть подлинное существование чего-то, являющегося основанием жизни и деятельности людей. Отсюда замкнутость в субъективном, упование только на себя. Деятельность, не ориентированная более на высшее Благо, Истину и Красоту. Превращается либо во внешне- полезную (достижение ближайших корыстных интересов, связанных с материальным бытием), либо во внешне-развлекательную (искусственное заполнение свободного времени забавами, превращение всего искусства в способ развлечения, а не духовного развития).

2. Человек, его сознание, его потребности, его жизнь стали восприниматься как единственное несомненное и подлинное бытие. Такую мировоззренческую установку воспроизводил в своей философии основатель рационалистической культуры Запада Рене Декарт. Он писал, что можно сомневаться, существует ли объективный мир, Бог, природа другие люди, даже мое собственное тело – но нельзя сомневаться в том, что я мыслю. Положение «мыслю, следовательно, существую» стало началом философии Нового времени.

3. Ослабление идеи существования величественного бытия Абсолюта, Бога и т.д. сопровождается переоценкой времени: никто уже не думает о вечности.

Время человеческого существования рассыпается на "взаимно исключающие точки – мгновения: здесь и теперь, там и тогда" (русский философ Павел Флоренский).

Человек перестает искать высоких смыслов жизни: он сводит все смысложизненные вопросы к удовлетворению своих земных человеческих потребностей. Суетная жажда устроить жизнь "здесь" и "сейчас", насытиться и насладиться ею перед смертью, за которой пустота и тлен, - такова одна из мировоззренческих установок Нового времени.

4. Уверовав в силу своего разума, люди уверовали в свои способности изменять мир, опираясь при этом на законы мировоззрения, открытые разумом. Формируется убеждение в деятельности природы человека, в его назначении переделывать подлунный мир.

На мир перестали смотреть как на Божественный порядок; все превратилось в поле конструктивной деятельности человека. Воззрение на мир как на рукотворный (особенно это касается общества) способствовало возникновению разного рода проектов по переустройству социальной жизни людей. а затем и природы. Социальные утопии, учения анархистов, теории социализма – все они исходили из предположения возможности переустройства общества и природы с помощью разума и творческих способностей человека.

5. Онтологический нигилизм (отрицание безусловных начал мира) задал своеобразный вектор движению европейской истории и привел к господству материализма, но не просто в теории, а прежде всего в жизни. Материальные потребности стали ведущими.

Таким образом, мировоззрение Нового времени строилось на уверенности человека в своей автономии, на убеждении, что он сам формирует свою духовность и ее высшую форму – сознание.  Человек – начало и причина всего, что случается с ним и с миром. Человек сам и только сам с помощью собственного труда и собственных духовных усилий может обеспечить свое бытие в мире, может реализовать (или не реализовать) себя. Это значит, что бытие стало субъективным: оно превратилось в человеко-соразмерное бытие, которое зависит от человеческих способностями воспринимать и действовать.

 

ХХ век: Судьба проблемы Бытия

ХХ век ознаменовался выпадами против разума, а это означало разрыв с античной традицией. "Наше ученичество у греков кончилось: греки не классики, - заявил в начале века испанский философ Ортега-и-Гассет. Разрыв с классикой проявлялся в том, что, во- первых, отрицалось греческое понимание бытия как чего-то существенного, неизменного, неподвижного, субстанциального. Отказ от всякого рода субстанциальнос ти стал нормой философии в ХХ в. Во-вторых, отрицание разума в качестве опоры жизни человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: