Тема №5. Государственный экологический надзор.
Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными государственными органами, которые контролируют соблюдение экологических требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Надзор осуществляется на 2 уровнях: федеральном и региональном.
Федеральный государственный экологический надзор осуществляет Федеральная служба в сфере природопользования - Росприроднадзор.
Служба проверяет исполнение экологического законодательства в отношении объектов, перечень которых утвержден Правительством РФ.
Это объекты, которые обеспечивают обороноспособность и безопасность государства, государственные энергетические системы, охраняемые природные территории.
Региональный государственный экологический надзор производят территориальные подразделения Росприроднадзора и исполнительные органы субъекта РФ.
Правительство субъекта самостоятельно формирует орган, который осуществляет региональный государственный экологический надзор.
Координацией деятельности федеральных и региональных подразделений Росприроднадзора занимается Управление государственного экологического надзора - структурное подразделение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Главные задачи, которые возложены на Управление:
-Следить за исполнением законодательства и соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечением экологической безопасности;
- Участвовать в реализации и формировании государственной политики в сфере охраны окружающей среды и др.
Структура Управления включает в себя следующие отделы:
- отдел надзора в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха;
- отдел надзора и регулирования в области обращения с отходами;
- отдел надзора за водными ресурсами и морского надзора;
- отдел методического обеспечения и регулирования надзорной деятельности;
- отдел разрешительной деятельности в области обращения с отходами.
Виды государственного экологического надзора:
- земельный надзор;
- надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
- надзор за обращением с отходами;
- надзор в области охраны атмосферного воздуха;
- надзор в области охраны водных объектов;
- экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
- экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
- надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
- надзор в области охраны озера Байкал;
- федеральный лесной надзор;
- экологический надзор в особой экономической зоне РФ;
- надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
- надзор в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
федеральный охотничий надзор.
Порядок осуществления государственного экологического надзора.
Основная задача государственного экологического надзора - это профилактика, выявление и пресечение правонарушений в области экологии, а именно: незаконное использование природных ресурсов либо негативное воздействие на окружающую среду.
Государственный экологический надзор осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.
Плановые проверки проходят по заранее утвержденному графику.
Периодичность их проведения – раз в 3 года.
Региональное управление Росприроднадзора в конце каждого года формирует план проведения проверок и согласовывает его с прокуратурой.
Затем сведения направляются в Генеральную прокуратуру, где составляется сводный план.
Ежегодный план проведения проверок и результаты их проведения размещаются на официальном сайте Росприроднадзора.
Внеплановые проверки производят, когда есть для этого основания, например, получена информация о нарушении экологического законодательства, или для того, чтобы проверить, как выполняются предписания, вынесенные при плановой проверке.
Проверки проводят государственные инспекторы в области охраны окружающей среды, которые наделены определенными полномочиями, а именно:
- Посещение организаций и предприятий для проведения проверок исполнения требований законодательства в области экологии.
- Проверка соблюдения нормативных документов в области охраны окружающей среды, выполнения мероприятий и планов по охране окружающей среды, утвержденных хозяйствующим субъектом.
- Выдача предписаний юридическим и физическим лицам об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
- Составление протоколов при выявлении нарушений.
- Привлечение к административной ответственности виновных в нарушениях.
- Предъявление исков о возмещении вреда, нанесенного окружающей среде.
Инспектор привлекает хозяйствующего субъекта к ответственности в случае выявления следующих нарушений:
- Причинение вреда окружающей среде;
- Причинение вреда имуществу юридических или физических лиц при совершении экологического правонарушения;
- Причинение вреда здоровью физических лиц при совершении экологического правонарушения.
- При выявлении нарушений инспектор сначала устанавливает сам факт причинения ущерба или вреда, а также вину субъекта в этом правонарушении и причинно-следственные связи.
Экологический контроль - это проверка соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями, т.е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами требований по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности общества.
Экологическому контролю посвящена глава XI статьи 64-69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (2002г.).
Закон предусматривает осуществление экологического контроля на следующих уровнях:
а) государственный,
б) производственный,
в) муниципальный,
г) общественный.
Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Общегосударственную службу мониторинга ООС возглавляет федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).
Эта служба осуществляет наблюдение за состоянием атмосферного воздуха, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного пространства. Росгидромет собирает, обобщает, оценивает информацию и обеспечивает ею государственные органы, министерства, ведомства, население, составляет прогнозы изменений окружающей среды и вероятные последствия таких изменений.
Служба государственного контроля работает на трёх уровнях:
- посты и станции наблюдения по регионам страны, где происходит сбор и первичная обработка информации;
- территориальные, региональные, ведомственные центры работки информации;
- органы мониторинга по отдельным природным объектам (заповедники).
Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной деятельности мероприятий по ООС, водных ресурсов, а также соблюдения требований ООС.
Хозяйствующие субъекты обязаны организовать производственный экологический контроль и информировать органы исполнительной власти и местного самоуправления о результатах контроля.
Муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду, предотвращения нарушения законодательства в области ООС.
Он осуществляется общественными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также отдельными гражданами.
Результаты общественного контроля передаются в органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления и обязательно рассматриваются.