Функции Роспотребнадзора в области использования и охраны земельных ресурсов

РОСПОТРЕБНАДЗОРА, находящегося в его подчинении и может принимать следующие нормативно-правовые акты:

· Положение о курортах федерального значения, а также нормы и правила пользования природными лечебными ресурсами, оздоровительными местностями и курортами

РОСПОТРЕБНАДЗОР

ПП “Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека”

ПП №554 от 24 июля 2000 года “Об утверждении положения о санитарно-эпидемиологической службе и положения о санитарно-эпидемиологическом нормировании” в редакции ПП № 569 от 15.09.

№ 24 Функция Минприроды в сфере водо-, лесо- и недропользования в области использования и охраны земельных ресурсов.

пост прав №370 от 22.07.2004. Осуществляет выработку гос политики и нормативно-правовое регулирование в сфере изучения, использования и охраны природных ресурсов.

Координирует и контролирует деятельность 1 службы и 3х агентств.

Полномочия: выносит проекты нормативно-правовых актов по вопросам относящимся к сфере ведения.

Роснедр: пост прав №293 от 17.07.2004 г., организует гос изучение недр, экспертизу проектов, проведение биолого-экологической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых.

Осуществляет отнесение запасов к кондиционным и некондиционным. Выдачу заключений об отсутствии полезных ископаемых и разрешение на осуществление застройки площадей с залеганием полезных ископаемых.

Рослесхоз: пост прав №283 от 16.06.2004 г. Полномочия: осуществляет отнесение лесов к категориям и перевод в категории, рассматривает материалы о переводе лесных земель в нелесные для использования не связанного с ведением лесного хозяйства, согласование мест строительства объектов, влияющих на состояние лесов. Выдача разрешений на проведение в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства. Имеет право ограничивать и приостанавливать права пользования участка лесного фонда. тва, является неотъемлемым звеном общей цели управления зем фондом.

№ 25 Функция Минприроды в области охраны окружающей природной среды и реализации гос политики в сфере природопользования.

Координирует и контролирует деятельность службы Росприроднадзор ПП №400.

Полномочия:

1-контроль и надзор:

- в области охраны, использования объектов животного мира и среды их обитания

- в области организации функционирования особоохраняемых природных территорий федерального значения

- контроль за состоянием использования и охраны лесного фонда, водных объектов, земель водного лесного фонда, земель лесов не входящих в ГЛФ и особоохраняемых природных территорий.

2- организовывает и проводит государственную экологическую экспертизу:

- проектов правительственных актов, реализация которых может негативно воздействовать на природные ресурсы

- проектов генпланов развития территории с особым режимом природопользования и хозяйствования

- проектов генсхемы расселения

- проектов комплексных схем охраны природы

- проектов схем охраны и использования водных, лесных, земельных и иных природных ресурсов

3- осуществление ведения кадастра особо-охраняемых природных территорий федерального значения.

Росприроднадзор имеет право организовывать проведение необходимых исследовательских испытаний, экспертиз, анализов и оценки; применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и ликвидацию последствий вызванных нарушением обязательных требований в этой сфере для пресечения фактов нарушения законодательства.

№ 26 Содержание и общие положения госконтроля за использованием и охраной земель. Виды контроля.

Законодательство предоставляет землепользователям довольно широкие права по использованию земли, но эта деятельность в соответствии со ст.36 Конституции РФ не должна наносить ущерб окружающей природной среде, либо нарушать права других лиц и государств. Должны исполняться и обязанности, предусмотренные законодательством. Принцип сочетания собственников и общества в целом.

Основные принципы осуществления земельного контроля:

1) Законность

2) Приоритет предупредительных мер

3) Неотвратимость наказания

Контроль с одной стороны – средство выявления нарушений, с другой стороны – контроль обеспечивает выявление тех направлений в деятельности государства, где требуется совершенствование форм и методов регулирования.

Законодательные акты по земельному контролю:

ПП №689 от 16 ноября 2006 года с изменениями на 21 апреля 2010 года “О государственном земельном контроле”

ЗК 12 Глава

Методические материалы РОСРЕЕСТРА, РОСНЕДВИЖИМОСТИ и т.д. (например О применении положений земельного контроля ММ/0938)

Задача контроля: обеспечить выполнение всеми гражданами, физическими и юридическими лицами требований земельного законодательства.

Цель контроля: пресечение и профилактика нарушений, предусмотренных КоАП и ЗК, а также профилактика причин и условий, способствующих их возникновению.

Государственный земельный контроль является всеобщим и является постоянным.

Кроме государственного земельного контроля есть и иные виды: муниципальный, общественный и производственные контроли.

Муниципальный земельный контроль осуществляют органы местного самоуправления, либо уполномоченные на то лица на территории муниципального образования. Основой проведения такого контроля является ФЗ №131 от 6 окт 2003. РОСРЕЕСТР должен оказывать методическую помощь в организации такого контроля, а инспекторы должны взаимодействовать с осуществляющими такой контроль.

Общественный земельный контроль осуществляют общественные организации и профсоюзы. Законодательная база у этого контроля: Закон об общественных объединениях №82 от 19 мая 1995 года, Закон о профсоюзах, их правах и гарантиях их деятельности от 19 января №20. К общественным организациям могут относиться природоохранные организации.

Общественный контроль осуществляют общественные инспекторы, они контролируют соблюдение установленного порядка подготовки принятия решений органами исполнительной власти, которые затрагивают интересы в области предоставления зу и соблюдения требований охраны и использования земель.

Производственный или внутрихозяйственный хозяйственный земельный контроль (ст. 73). Его осуществляет собственник земельного участка в ходе своей хозяйственной деятельности, либо руководитель этого хозяйства. Производственный контроль подразделяется на специальный и технологический.

Специальный производственный контроль осуществляет инспектор или уполномоченное лицо в любой оррганизации, которая осуществляет использование охраны земель. В обязанности такого органа входит то, что они должны иметь в наличии и предоставлять по требованию следующие сведения:

· Лицо, выполняющее контроль

· Место в организационной структуре предприятия

· Функции лица

Технологический контроль возложен на лиц, которые обеспечивают соблюдение параметров или режимов деятельности, связанной с использованием земель.

Производственный земельный контроль должен проводиться в соответствиями с указаниями, разработанными РОСРЕЕСТРом.

Ст. 73 пункт 2 ЗК предусматривает обязанность для лица, использующего участок, предоставлять сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган (территориальное управление РОСРЕЕСТРА) не чаще 1раза в год.

№ 27 Субъекты земельно-контрольной деятельности государства.

Земельный контроль осуществляют органы исполнительной представительной власти, а также специально уполномоченные органы, на которые в своей деятельности опираются первые.

Специально уполномоченными органами по осуществлению земельного контроля являются:

· РОСРЕЕСТР и его органы на местах

· РОСПОТРЕБНАДЗОР

· РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР

Каждый из этих органов в своей деятельности организует проверку, экспертизы качественного состояния земель, принимает меры по устранению нарушений земельного законодательства, вносит предложения по консервации земель, участвует в согласовании и экспертизы мероприятий.

Сам государственный земельный контроль состоит из 2х составляющих:

· Контроль за землёй как объектом гражданских прав, земельный контроль в отношении всех видов земель и всех категорий осуществляет РОСРЕЕСТР.

· Контроль за землёй как природным ресурсом и природным объектом. По второй составляющей - РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР и РОСПОТРЕБНАДЗОР.

№ 28Функции контролирующих органов

РОСРЕЕСТР и его территориальные органы осуществляют контроль за:

· Соблюдением земельного законодательства

· Требований по охране и использованию земель

· Предотвращением самовольного занятия зу и их использованием без соответствующих документов

· Предоставлением достоверных сведений

· Своевременным выполнением обязанностей по рекультивации земель после завершения работ

· Использованием земель по целевому назначению

· Предотвращение уничтожения, самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы, а также порчи земель

· Исполнением предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений

· Наличием и сохранностью межевых знаков

· Выполнением всех иных требований земельного законодательства по использованию и охране земель

В отношении земель водного фонда и особо охраняемых территорий совместно с РОСПРИРОДНАДЗОРОМ осуществляет контроль за:

· Соблюдением целевого назначения и установленного порядка использования и охраны земель

· Выполнением природоохранных требований при отводе земель

· Предоставление верных сведений о состоянии земель этих категорий.

· Приведением земель в состояние, пригодное к использованию по целевому назначению после их рекультивации; предотвращением самовольного уничтожения и снятия плодородного слоя, а также порчи земель

· Выполнением обязательных мероприятий по охране почв

В отношении земель с/х назначения совместно с РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРОМ осуществляет контроль за:

· Выполнением мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель с/х назначения

· Использованием земель этой категории по целевому назначению

· Выполнением мероприятий по предотвращению порчи земель

· Состоянием и использованием мелиорируемых земель

№ 29 Иерархия и права государственных земельных инспекторов

В соответствии с 9 пунктом положения главным государственным инспектором по использованию и охране земель РФ является руководитель РОСРЕЕСТРа. Его заместитель – начальник отдела РОСРЕЕСТРА по земельному контролю. Его заместители являются заместителями главного государственного инспектора по использованию и охране земель.

Специалисты структурного подразделения РОСРЕЕСТРА по земельному контролю являются государственными инспекторами по земельному контролю.

На территории любого субъекта действует такая же схема.

Функциональные обязанности и права государственных инспекторов устанавливает руководитель РОСРЕЕСТРА.

Инспекторы имеют право:

· Посещать предприятия и объекты, обследовать земельные участки

· Выполнять обязательные для выполнения предписания

· Составлять по результатам проверки акта, знакомить с ними собственников, пользователей и арендаторов

· Составлять протоколы о нарушении земельного законодательства

· Передавать их для рассмотрения соответствующим должностным лицам для привлечения виновных к ответственности

· Безвозмездно получать сведения и материалы о состоянии использования земель, необходимой для осуществления контроля

· Обращаться в органы внутренних дел за содействием предотвращения и пресечения действий, препятствующих осуществлению инспектором законной деятельности

Кроме перечисленных прав главные гос. Инспекторы РФ, субъектов федерации, городов и районов, имеют право:

· Рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах компетенции и выносить предупреждения о допущенных земельных правонарушениях с уведомлением об этом органов, предоставивших земельный участок

· Направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях и привлечении лиц к ответственности

· Направлять в органы исполнительной власти и местного самоуправления материалы о принудительном прекращении прав на участок за его ненадлежащее использование

· Вносить предложения о приведении законодательных актов субъекта федерации и органов местного самоуправления в соответствие с земельным законодательством

№30 СТАДИИ ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Все перечисленные действия могут быть разделены на 3 стадии:

1. Сбор информации

2. Принятие решения

3. Исполнение решения

Для принятия квалифицированного решения необходима объективная и достоверная информация. При этом проверяется законность основания. Фактическое состояние использования, либо неиспользования объекта. Проверка использования в соотв с целевым назначением и правовым статусом субъекта природопользования. Использовать участок по целевому назначению – обязанность землепользователя.

Характер принимаемого решения основывается на данных проверок и проведённых обследованиях. Возможна экспертиза материалов. Проверка может проводиться и на месте. (дать указания, составить протокол, вынести постановления о наложении взимания).......

Исполнение решения обеспечивается инспектором, либо судом.

№ 31 НАЛОЖЕНИЕ ШТРАФОВ

Суммы штрафов выражаются в рублях, для юридических лиц штрафы самые большие. Для международных предприятий и ПБОЮЛ “О защите прав юридических лиц и частных предпринимателей” взыскание штрафа возможно только по решению суда. Для этих категорий выпущен новый административный регламент РОСРЕЕСТРА.

Самовольное занятие участка, самовольное снятие и перемещение плодородного слоя и т.д.

№ 32 Задачи реформирования земельно-правовых отношений в РФ.

“Экономико-правовые аспекты использования земель с/х предприятий в черте поселений в условиях разграничения государственной собственности на землю” Москва 2007

Земельная реформа – коренное изменение земельного строя государства. Основой земельной реформы является совокупность нормативных актов. Начало реформы – 1990 год, когда в Конституцию были внесены изменения. Впервые было провозглашено право частной собственности. Вслед за этим были приняты Закон “О земельной реформе” от 22.11.1990 и Закон “о КФХ” от 23.11.1990.

Цели земельной реформы:

· Осуществить переход к многообразию форм собственности на землю, владения и пользования землёй

· Обеспечить социально справедливое и экономически обоснованное перераспределение земель и создание равных условий для всех форм хозяйствования

· Создать экономический механизм регулирования земельных отношений, стимулирования использования и охраны земель

· Остановить процессы деградации земель и других природных ресурсов и обеспечить их восстановление

Задачи земельной реформы:

· Денационализация земли

· Приватизация земли

· Децентрализация государственной собственности и управления

Реализация указанных целей и задач должна была проводиться в 2 этапа:

1) Введение различных форм собственности и формирование многоукладной экономики

2) Улучшение использования земель, повышение почвенного плодородия, укрепление новых форм хозяйствования и увеличение объёмов с/х производства

Первый этап – до принятия новой конституции и нового ГК

Второй этап – после принятия новой конституции и нового ГК

Сейчас говорят и о третьем этапе – после принятия ЗК

О сроках реформ не говорили и не говорят.

№ 33 Этапы земельной реформы.

Земельная реформа – коренное изменение земельного строя государства. Основой земельной реформы является совокупность нормативных актов. Начало реформы – 1990 год, когда в Конституцию были внесены изменения. Впервые было провозглашено право частной собственности. Вслед за этим были приняты Закон “О земельной реформе” от 22.11.1990 и Закон “о КФХ” от 23.11.1990.

Этапы зем реформы:

1)до принятии новой конституции (12.12.1993)

2)после принятии конституции, затем ГК (93-94гг). Длится до сих пор

3)Начался после принятия нового ЗК.

Сроки реформы не определены.

№ 34 Правовое обеспечение земельной реформы

Земельная реформа – коренное изменение земельного строя государства. Основой земельной реформы является совокупность нормативных актов. Начало реформы – 1990 год, когда в Конституцию были внесены изменения. Впервые было провозглашено право частной собственности. Вслед за этим были приняты Закон “О земельной реформе” от 22.11.1990 и Закон “о КФХ” от 23.11.1990.

Основным вопросом реформы был вопрос о частной собственности на землю. Это право было закреплено в ЗК от 25 апреля 1991 года. На то время он регулировал все земельные правоотношения в стране. В кодексе был предусмотрен 10 летний мораторий на продажу и передачу земельных участков. В реальности просуществовал только 3 года. Частную собственность можно было получить, но распорядиться нельзя было

Указ Президента 324 от 24.12.91 “О Неотложных мерах по осуществлению земельной реформы”. Этот указ частично отменял мораторий для некоторых категорий – разрешал реализацию права собственности в 4х случаях:

1) Выход на пенсию

2) Передача по наследству

3) Переезд в другую местность

4) Внесение земельной доли в местную перерабатывающую промышленность

Доли можно было продавать членам колхоза или работникам совхоза, либо лицам вступающим в колхоз или устраивающимся на работу в совхоз.

Указ Президента №301 от 5 марта 1992 “О продаже земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий”. Этот указ установил, что физические и юридические лица, которые приватизировали государственные или муниципальные предприятия могли купить и земельные участки, которые находились под предприятием.

ПП №86 от 29.12.92 “О порядке реорганизации колхозов и совхозов”. Предлагалось добровольно колхозам и совхозам перейти на иную форму хозяйствования типа ООО, АОЗТ, АООТ и т.д.

ПП №503 от 30 мая 93. Оно утверждало порядок купли-продажи земельных участков и предусматривало 2 официальных формы: 1) при приватизации 2) при реализации права земельной доли

Указ №1767 от 27 октября 93 ”О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России”. Этот указ ввел наиболее полный круг правомочий о вопросах собственности на землю. Впервые земля была принята имуществом и полностью вовлекалась в гражданско-правовой оборот.

· Этот указ установил права и свободы собственников свободно распоряжаться землёй.

· Установил первый круг сделок с землёй

· Указом установлено, что сделки с землёй регулируются гражданским законодательством с учётом земельного и экологического зак-ва.

Конституция 12 декабря 1993 года. Статьи 9 и 36 закрепили право частной собственности на землю.

Указ №2228 от 24.12.1993 “О приведении земельного законодательства в соответствии с Конституцией РФ”. Этот указ отменил половину статей ЗК, в том числе и статью о категориях земель, статью о земельной реформе, некоторые статьи закона О КФХ и ряд других изменений. Но в результате образовался правовой вакуум.

Гражданский Кодекс 94 и 95 годы. Пока что был недееспособен в отношении земельной собственности. 17 Глава ст. 260-287.

ГК уже точно определил организационно-правовые формы, колхоз и совхоз были ликвидированы.

Павлов П.Н. “Земельный вестник №3” высказал прогноз, что земельное право должно исчезнуть, достаточно будет и гражданского права.

Указ Президента №1535 от 21 июля 94 года “Об основных положениях государственной программы приватизации земель”.

В указе 2 направления: 1) приватизация земельных ресурсов населения 2) приватизация земельных участков и оформление права собственности на них при приватизации предприятий

ПП № 96 от 1 февраля 95 года “О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паёв”.

ПП №324 от 15 апреля 94 года “О практике аграрных преобразований в Нижегородской области”.

Указ президента №1499 от 18.12.96 года “О Федеральной целевой программе развития КФХ и кооперативов на 96-2000 годы”

Указ президента №293 от 26.02.96 “О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования”. Регламентировал возможность и порядок залога зу.

Указ президента №337 от 7.03.96 “По реализации конституционных прав граждан на землю” направлен на интенсификацию сделок с землёй. Этим указом были упорядочены договорные отношения по пользованию землёй, расширен перечень сделок с землёй, установлена необходимость документального оформления земельных отношений. В соответствии с этим указом земли, полученные в пожизненное наследуемое владение до 1.12.91 безвозмездно передаются в собственность лиц, независимо от площади участка.

Новый ЗК от 25 октября 2001 года №136 сохраняет и восстанавливает распределение земель по категориям. Кодекс не допускает приобретение земельных участков физическими лицами в постоянное бессрочное пользование и пожизненное наследуемое владение, но если участок уже находится в какой-то собственности, то он сохраняет. Кодекс устанавливает разделение между публичным и частным сервитутом. В Кодексе говорится об ограничениях оборотоспособности участков, изъятых из оборота, оборот земель с/х назначения будет регулироваться специальным ФЗ. Кодекс предусматривает возможность приобретения прав на участок для размещения недвижимости без предварительного согласования. Продаваться могут только участки, прошедшие кадастровый учёт. Кодексом было введено исключительное право собственника на приватизацию занимаемого им участка. Разграничение государственной собственности на землю.

24 июля 2002 ФЗ “Об обороте земель с/х назначения”.

ФЗ “О КФХ” 11 июня 2003 года

Нет решения проблемы эффективного и рационального использования земель. Положительных сторон после реформы не было.

№ 35 Итоги земельно-правового регулирования

Земельная реформа – коренное изменение земельного строя государства. Основой земельной реформы является совокупность нормативных актов. Начало реформы – 1990 год, когда в Конституцию были внесены изменения. Впервые было провозглашено право частной собственности. Вслед за этим были приняты Закон “О земельной реформе” от 22.11.1990 и Закон “о КФХ” от 23.11.1990.

Этапы зем реформы:

1)до принятии новой конституции (12.12.1993)

2)после принятии конституции, затем ГК (93-94гг). Длится до сих пор

3)Начался после принятия нового ЗК.

Сроки реформы не определены.

В связи с принятием в 1993 г. Конституции Российской Федерации, многие положения Земельного кодекса 1991г. устарели и были признаны недействующими.Все это обусловило необходимость разработки нового Земельного кодекса Российской Федерации. Хотя земля перешла в частные руки, но на этой земле работать некому. В деревнях остались в основном пожилые люди, а у молодых нет сельскохозяйственной техники, чтобы обрабатывать землю. Государство старается решить проблемы с помощью предоставления кредитов личным подсобным хозяйствам и агропромышленным комплексам. Но эти кредиты не может получить крестьянин со средним доходом.

Развитие земельно-правовых отношений и анализ практики управления в области сельского хозяйства — комплексная проблема разных отраслей правовой науки, в том числе специально изучающих различные аспекты земельных реформ. Однако земельно-управленческие отношения с правовой точки зрения изучены недостаточно.

В ходе зем. реформы к январю 1999 г. произошли значительные преобр-ния: 1) Ликвидирована монополия гос. собств-сти за землю; 2) Проведена реорг-ция колхозов и совхозов, осуществлена приватизация большой площади земли; 3) Сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств; 4) Создан фонд перераспределения земель; 5) Решена в основном проблема обеспечения граждан ЗУ. Введена плата за пользование землей. Ставки зем. налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества ЗУ. Формируются основы зем. рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно возрастает. Создается автоматизир. система ГЗК и регистрации прав на землю. В ряде регионов осуществлена массовая оценка земель и ценовое зонирование территории.

Одним из итогов 1-го этапа зем. реформы в РФ м/считать то, что в стране практически завершено создание нового зем. строя и осуществлен переход к различным формам владения, пользования землей и её аренды, разрешено многоцелевое использование ЗУ и прочно связанных с ней ОН, введено платное з/польз-ние, постепенно создаются условия для развития рынка земельной собств-сти.

Для эфф-сти зем. реформы необходимо: 1) создать на гос. уровне для с/х нормальные экономические условия; 2) поддержать и развивать социальную сферу; 3) защитить товаропроизводителей от внешней торговой экспансии; 4) датировать потребление до уровня рентабельности всех товаропроизводителей. Каким бы сложным и противоречивым не был период перехода к новому зем. строю, опыт его проведения показал, что новый процесс в России необратим и переход к экономическим методам управления землепользования, создание инфраструктуры рынка зем. собств-сти.

№ 36 ГКН как важнейший элемент системы государственного регулирования земельных отношений.

ГКН является важнейшим проявлением учетной функции, он представляет собой совокупность официально установленных и признанных сведений о земельных участках, территориальных зонах, а так же объектах недвижимости прочно связанных с землей.

Кадастр можно представить как совокупность земельно-кадастровых мероприятий, действий и работ по регистрации, учету и оценке земельных участков и территориальных зон, а так же по собственникам, владельцам и пользователям этих участков.

ГЗК необходим для управления земельными ресурсами - один из важнейших механизмов регулирования земельных отношений и обеспечения экономического развития России.

Проводится по единой системе (ст 70 ЗК, ФЗ № 28 «О ГЗК» № 221 «о КИ» от 24.07.07).

Цели создания и ведения кадастра - информационное обеспечение, управление земельными ресурсами, госземконтроль и охранных мероприятий, обеспечения рационального, эффективного, полного использования и охраны земельных ресурсов.

Кадастр является государственным информационным ресурсом. Ведение кадастра обеспечивается проведением необходимых аэрокосмических, картографических, топографических, почвенных и иных изысканий.

Основной земельно-кадастровой единицей является земельный участок, который спланирован в результате проведения кадастровых процедур и который находится в пользовании лица или группы лиц.

Земельный участок и территориальная зона - основная единица учета.уются 103 ст. ЗК. Перевод этих земель возможен только после формирования ЗУ.

№ 37 Понятие, объект и составные части земельного кадастра

З емельный кадастр является важнейшим проявлением учётной функции и представляет собой совокупность официально установленных и признанных сведений о земельных участках, о территориальных зонах, а также иных объектах недвижимости прочно связанных с ними.

Как систему организационно-управленческих мероприятий кадастр можно представить как совокупность конкретных мероприятий, действий и работ по регистрации, учёту и оценке участков, их собственников/владельцев/пользователей, а также территориальных зон.

Современный земельный кадастр является государственной информационной инфраструктурой, которая важна для управления земельными ресурсами.

Кадастр ведётся по единой для всей страны системе, которая определяется ЗК, ФЗ №221 “О Государственном кадастре недвижимости”, а также приказами министерства экономического развития.

Цели создания и ведения земельного кадастра: информационное обеспечение управления земельными ресурсами, охранных мероприятий, государственного земельного контроля и фискальные цели.

О необходимости ведения кадастра заговорили с 1968 года. И только с 1991 года данные кадастры стали использоваться при решении государственных задач.

Данные земельного кадастра подлежат обязательному применению при планирования использования и охраны земель, при изъятии и предоставлении земельных участков, определении земельных платежей, проведении землеустройства, оценки хозяйственной деятельности и других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель.

Кроме этого, земельный кадастр является государственным информационным ресурсом. Кадастр – источник информационного обмена сведениями.

Кадастр – информационно-регистрационное мероприятие экономико-правового характера.

Ведение земельного кадастра обеспечивается проведением необходимых аэрокосмических, картографических, топографо-геодезических, почвенных и иных взысканий, а также действий по накоплению, обработке, учёту и хранению полученных сведений.

Кадастр проводится РОСРЕЕСТРОМ.

До 1991 года кадастр отражал количественный учёт, а не качественный.

Объект земельного кадастра

В СССР объектом кадастра являлось землепользование. Сейчас в качестве объекта выступает земельный участок.

Земельный участок может характеризоваться как минимум с 3х точек зрения:

1. С правовой

2. С экономической

3. С естественно-исторической

Правовое положение земельного участка включает сведения о субъекте права пользования, об ограничениях и обременениях, о иных особенностях участка.

Экономическое содержание включает сведения о целевом назначении и разрешённом использовании, сведения о площади и местоположении, описание границ, размеры платы, наличие объектов недвижимости и иные экономические характеристики.

К естественно-историческим характеристикам относятся качественное состояние земли (залесённость, закустаренность, закочкаренность, переувлажнённость и т.д.), состояние почвенного покрова (виды и подвиды почв, наличие и состояние в почве гумуса, физико-химический состав почвы), экономическая оценка плодородия.

Основной земельно-кадастровой единицей является земельный участок, который сформирован в результате кадастровых процедур.

Также есть деление на земельно-кадастровые зоны, которые могут объединять земельные массивы по определённым характеристикам. Зоны не могут охватить всю территорию, могут налагаться одна на другую. Основная цель ведения – получение достоверных сведений о земельных участках и территориальных зонах, как единицах учёта.

Составные части:

1. Регистрация

2. Учёт земель (количество и качество)

3. Оценка земли и прочно связанной с ней недвижимости

Регистрация содержит данные о земельных участках и субъектах их использования, о целевом назначении участков и о характере их использования. Условно регистрация является отдельной ГИС.

Учёт количества земель – данные количественного учёта в соответствии с их фактических состоянием. Кроме того, при количественном учёте выделяются земли особо охраняемых территории, места проживания малочисленных народов, малоценные земли, деградированные земли, нарушенные.

Учёт качества земель – учёт качественного состояния земельного фонда. Проводится на основе природно-хозяйственного районирования, агро группировки почв, классификации земель, определении баллов бонитета.

Оценка земель (экономическая оценка земель) – это определение сравнительной ценности земель, как средства производства в АПК и как пространственного базиса в остальных отраслях народного хозяйства.

Критерий оценки земель определяется исходя из их целевого назначения.

Оценка земель может проводиться в натуральных показателях и в стоимостных показателях.

При оценке учитывается местоположение и наличие развития инфраструктуры.

Экономическая оценка позволяет сопоставить результаты хозяйственной деятельности с/х предприятий. Связана с совершенствованием механизма рационального полного эффективного использования земель.

№ 38 Задачи и принципы земельного кадастра

З емельный кадастр является важнейшим проявлением учётной функции и представляет собой совокупность официально установленных и признанных сведений о земельных участках, о территориальных зонах, а также иных объектах недвижимости прочно связанных с ними.

Как систему организационно-управленческих мероприятий кадастр можно представить как совокупность конкретных мероприятий, действий и работ по регистрации, учёту и оценке участков, их собственников/владельцев/пользователей, а также территориальных зон.

Современный земельный кадастр является государственной информационной инфраструктурой, которая важна для управления земельными ресурсами.

Кадастр ведётся по единой для всей страны системе, которая определяется ЗК, ФЗ №221 “О Государственном кадастре недвижимости”, а также приказами министерства экономического развития.

Цели создания и ведения земельного кадастра: информационное обеспечение управления земельными ресурсами, охранных мероприятий, государственного земельного контроля и фискальные цели.

Задачи земельного кадастра (в законе прямо не прописаны, вытекают из цели):

1. Основные

· Регулирующая (информационное обеспечение функционирования механизма регулирования земельных отношений)

· Фискальная (информационное и организационное обеспечение поступления земельных платежей)

· Правовая (регистрация правового статуса земельных участков и информационное обеспечение регистрации)

· Учёт земельных ресурсов

· Экологическая (накопление сведений о земле, как уникальном природном объекте)

· Хозяйственная или агропроизводственная (удовлетворение сведений о качестве земель для с/х и иного производства)

2. Дополнительные

· Регистрация прав на землю

· Выдача документов о правах на землю

· Фиксация результатов землеустройства, межевания и других мероприятий

3. Сопутствующие

· Информационное обеспечение землеустройства

· Осуществление государственного земельного контроля

· Информирование участников земельного рынка о наличии земель в обороте

Принципы земельного кадастра:

1. Принцип обоснованности земельнокадастровых данных (все земельно кадастровые данные должны быть получены из достоверных источников – изысканий)

2. Принцип достоверности земельнокадастровых данных (зависит от исполнителя)

3. Принцип доступности (открытость) земельнокадастровых данных (ст. 42 Конституции РФ, ФЗ№221 ст 4.8)

4. Принцип непрерывности земельнокадастровых работ

5. Принцип сопоставимости земельнокадастровых данных, которые должны сводиться в доклад

6. Принцип единства методов, системы и технологий (для автоматизации проведения земельного кадастра)

№ 39 Основные направления совершенствования ведения земельно-кадастровых работ.

1. Необходимо изменение ведения кадастра

· Необходимо уделять особое внимание качеству земель («–» не делается сейчас или не правильно)

· Усиление правовых функций («+»)

2. Изменение кадастровой единицы учёта (должен быть земельный участок, а не массив) («-» нет четкого определения земельного участка)

3. Изменение критериев учёта земельных участков (необходимо учитывать свойства земли, как средства производства с отражением всего комплекса показателей: социальных, экономических, экологических)

4. Расширение земельнокадастрового учёта (развитие и внедрение мониторинга(--), применение эколого-правовых принципов при формировании земельного кадастра(--), необходимость учёта региональных особенностей при использовании земои)

5. Необходимость повсеместного введения автоматизированных систем ведения кадастра (ГИС, инвентаризация и прочие)

Нерешённые вопросы:

1. Перечень сведений, включённых в кадастр и степень их детализации (от этого зависит объем финансирования)

2. Не определена процедура предоставления земельно-кадастровых сведений (что должно быть бесплатно и куда направляются полученные средства (+-))

3. Каков порядок финансирования земельного кадастра (полностью ли государственное финансирование или привлечение частных фирм) (-)

4. Регламентация взаимодействия РОСРЕЕСТРА с органами на местах и другими органами власти (+-)

№ 40 Значение мониторинга земель в системе управления земельными ресурсами.

Мониторинг земель (ст 67 ЗК) - система наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления нарушений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Объект мониторинга - состояние земли (как объекта окружающей природной среды).

Цель мониторинга земель - накопление сведений которые необходимы для борьбы с процессами приводящими к ухудшению или даже уничтожению полезных свойств земельных ресурсов.

Мониторинг позволяет предсказывать дальнейшее развитие негативных процессов и возможные последствия нормативно-распределительных действий государственных органов.

Для обеспечения стабильности з.о., устойчивого механизма их регулирования, необходимо информационное обеспечение, адекватное современным задачам управления земельными ресурсами. Требуется совершенствование и внедрение новых технических средств и технологий, которые позволят осуществить наблюдения за различными процессами, прогнозировать их развитие, выработку рекомендаций по их предупреждению и устранению последствий негативных процессов.

Из этого следует большое значение мониторинга земель в системе управления земельными ресурсами.

Необходимо совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования технических средств и технологий, позволяющих осуществлять наблюдения за различными процессами, происходящими с земельными ресурсами, а также позволяющих разрабатывать прогноз развития этих процессов и выработку рекомендаций по их предупреждению и устранению последствий.

Факторы развития негативных процессов:

1. Экономические факторы – недостаточность финансирования как со стороны государства, так и со стороны землепользователей природоохранных мероприятий.

2. Природные факторы – естественная склонность к проявлению эрозии и др.

3. Техногенные факторы – воздействие человека прямое или опосредованное. Особенность таких процессов в том, что их контроль практически невозможен.

№ 41 Понятие и содержание мониторинга земель

Мониторинг земель (ст 67 ЗК) - система наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Объект мониторинга - состояние земли (как объекта окружающей природной среды).

Цель мониторинга земель - накопление сведений которые необходимы для борьбы с процессами приводящими к ухудшению или даже уничтожению полезных свойств земельных ресурсов.

Регулируется ПП «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей природной среды», ст 67 ЗК.

Задачи мониторинга:

1. Своевременное выявление изменений состояния земельного фонда и их оценка

2. Прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению негативных процессов

3. Дифференциация негативных процессов на процессы естественные и антропогенные (техногенное выделяется отдельно)

4. Информационное обеспечение земельного кадастра, земельного контроля, землеустроительного процесса и иных действий в области управления земельными ресурсами

5. Обеспечение органов власти местного самоуправления, физических и юридических лиц информацией о состоянии земель

В Содержание мониторинга земель входят съёмки, обследования, изыскания, которые позволяют собирать информацию о состоянии земель, а также её обработка и хранение.

Сбор информации – это систематические наблюдения и выявления изменений, связанных с потерей плодородия (опустынивание, эрозия, дегумификация, вторичное засоление, заболачивание, подтопление, загрязнение пестицидами, гербицидами) и выявление изменений в использовании земель вследствие нерационального использования (зарастание, закаменение, залесение, деградация вечной мерзлоты)

Оценка состояния земель выполняется путём анализа ряда последовательных наблюдений направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей с нормативными. Та информация, которая накоплена к настоящему времени не даёт достаточно сведений о динамике и степени опасности негативных процессов, поэтому необходима целенаправленная система наблюдений.

Данные, которые получены в ходе проведения мониторинга земель должны накапливаться в специальных фондах (архивах), банках данных системы и в государственном фонде данных.

К 1 Марту эти сведения предоставляются в федеральные органы в виде докладов. Потом они идут в Государственный Национальный Доклад о состоянии земель.

Мониторинг осуществляется исходя из единой системы показателей на основе методических и нормативно-технических документов, утверждаемых РОСРЕЕСТРОМ по согласованию с иными заинтересованными федеральными органами.

Показатели мониторинга не являются универсальными, поскольку они отражают только параметры. Результат наблюдения может быть представлен простым списком или матрицей воздействия.

В системе наблюдений выделяют 2 направления:

1. Обзорная аэрокосмическая съёмка и дистанционное зондирование территории

2. Наземные наблюдения

Для реализации задач мониторинга, он должен выполняться в следующей последовательности:

1. Проведение систематических аэрокосмических и наземных съёмок

2. Инвентаризация и анализ фондовых материалов

3. Создание системы полигонов, выбор ключевых участков и маршрутов наблюдения

4. Организация базовых, периодических и оперативных наблюдений

В мониторинге выделяются 2 стадии:

1. Стадия наблюдений (формирование разноаспектных данных по состоянию земельных ресурсов)

2. Расчётно-аналитическая стадия (анализ тех сведений, которые накоплены, выработка рекомендаций и предложений)

Принципы мониторинга земель:

Общие

1. Принцип преемственности мониторинга

2. Принцип последовательности (необходимо первоочередное выявление наиболее опасных процессов)

3. Принцип гибкости мониторинга (быстрая адаптация к новому)

Частные

· Принципы стадии наблюдений

1. Принцип репрезентативности наблюдений (чтобы правильно размещать станции, полигоны)

2. Принцип периодичности наблюдений (для того, чтобы можно было проследить динамику)

3. Принцип воспроизводимости наблюдений

4. Принцип сохранности результатов

· Принципы расчётной стадии

1. Принцип инерционности процессов

2. Принцип детерминизма

3. Принцип комплексности исследований

4. Принцип аналогии распространения

№ 42 Стадии и принципы мониторинга

Мониторинг земель (ст 67 ЗК) - система наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Объект мониторинга - состояние земли (как объекта окружающей природной среды).

Цель мониторинга земель - накопление сведений которые необходимы для борьбы с процессами приводящими к ухудшению или даже уничтожению полезных свойств земельных ресурсов.

Регулируется ПП «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей природной среды», ст 67 ЗК.

Для реализации задач мониторинга, он должен выполняться в следующей последовательности:

1. Проведение систематических аэрокосмических и наземных съёмок

2. Инвентаризация и анализ фондовых материалов

3. Создание системы полигонов, выбор ключевых участков и маршрутов наблюдения

4. Организация базовых, периодических и оперативных наблюдений

В мониторинге выделяются 2 стадии:

1. Стадия наблюдений (формирование разноаспектных данных по состоянию земельных ресурсов)

2. Расчётно-аналитическая стадия (анализ тех сведений, которые накоплены, выработка рекомендаций и предложений)

Принципы мониторинга земель:

Общие

1. Принцип преемственности мониторинга

2. Принцип последовательности (необходимо первоочередное выявление наиболее опасных процессов)

3. Принцип гибкости мониторинга (быстрая адаптация к новому)

Частные

· Принципы стадии наблюдений

1. Принцип репрезентативности наблюдений (чтобы правильно размещать станции, полигоны)

2. Принцип периодичности наблюдений (для того, чтобы можно было проследить динамику)

3. Принцип воспроизводимости наблюдений

4. Принцип сохранности результатов

· Принципы расчётной стадии

1. Принцип инерционности процессов

2. Принцип детерминизма

3. Принцип комплексности исследований

4. Принцип аналогии распространения

№ 43 Нормативное обеспечение мониторинга земель.

Мониторинг земель (ст 67 ЗК) - система наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Объект мониторинга - состояние земли (как объекта окружающей природной среды).

Цель мониторинга земель - накопление сведений которые необходимы для борьбы с процессами приводящими к ухудшению или даже уничтожению полезных свойств земельных ресурсов.

Регулируется ПП «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей природной среды», ст 67 ЗК.

ФЗ «об охране окружающей природной среды»

ФЗ «о мелиорации земель».

№ 44 Виды и уровни мониторинга

Мониторинг земель (ст 67 ЗК) - система наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Объект мониторинга - состояние земли (как объекта окружающей природной среды).

Цель мониторинга земель - накопление сведений которые необходимы для борьбы с процессами приводящими к ухудшению или даже уничтожению полезных свойств земельных ресурсов.

Мониторинг делится на виды по различным параметрам:

По срокам:

· Базовый (система данных на начало ведения мониторинга)

· Периодические наблюдения (периоды могут устанавливаться в зависимости от благоприятных условий сбора информации, в зависимости от того когда наступают благоприятные даты для дистанционного зондирования, когда можно проводить полевые обследования) системы показателей, которые собираются 1 год и более

· Оперативный мониторинг (фиксирует текущие изменения)

· Экстренный (срочно что-то зафиксировать, случаи ЧС)

Для мониторинга процессов дегумификации срок – весна, периодичность – раз в 5 лет. Для мониторинга эрозии, затопления и т.д. – весной и осенью, периодичность – раз в 3-5 лет. Для закисления – весной раз в 5 лет. Зарастание – летом и осенью раз в 5 лет. Мониторинг радиоактивного загрязнений – кроме зимы раз в год. Мониторинг хим и био загрязнения – весной раз в 3 года. Мониторинг опасных экзогенных процессов летом и осенью раз в 10 лет. Мониторинг нарушенных земель летом и осенью по карьерам раз в 5 лет, по отвалам раз в 3 года. Мониторинг в зонах ЧС в течение месяца после возникновения такой ситуации, не реже чем раз в год.

В зависимости от целей проведения мониторинг подразделяется по территориальному охвату:

· Федеральный мониторинг (вся территория страны)

· Региональный мониторинг

· Локальный или местный мониторинг (исследуются отдельные структуры ландшафтно-экологических комплексов или по отдельным землепользованиям)

· + глобальный (вся планета)

По характеру воздействия на изменение земель мониторинг подразделяется на

· фоновый мониторинг. Фоновый включается в себя наблюдения за всем комплексом веществ.

· Импактный. Импактный состоит в наблюдении за одним конкретным параметром (напр. радиационный фон)

По глубине воздействия различных компонентов:

· Сопряжённый (предполагает учёт взаимодействия со всеми компонентами)

· Многокомпонентный (учитывает взаимодействие многих компонентов)

· Единичный (охватывает один компонент ландшафта)

В зависимости от наблюдаемых процессов мониторинг делится на:

· Эволюционный (связан с историческими изменениями)

· Циклический (напр. суточные изменения, сезонные, годовые)

· Антропогенный

· Чрезвычайный (аварии)

№ 45 Показатели мониторинга земель

Мониторинг земель (ст 67 ЗК) - система наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Объект мониторинга - состояние земли (как объекта окружающей природной среды).

Цель мониторинга земель - накопление сведений которые необходимы для борьбы с процессами приводящими к ухудшению или даже уничтожению полезных свойств земельных ресурсов.

Важнейшие вопросы мониторинга: Что наблюдать, как наблюдать, для чего наблюдать?

Показателями мониторинга земель являются качественные или количественные характеристики состояния и использования земель. Существует необходимость установления единой системы показателей (ЕСП) государственного мониторинга земель.

При создании такой системы необходимо учитывать как минимум 2 условия:

1. Она должна включать все значимые качественно-различные виды деградации земель

2. Для формирования системы показателей имеется 2 различных подхода:

· Создание интегрированных комплексных показателей

· Выбор так называемого центрального компонента, с которым в наибольшей степени ассоциируется понятие «земля» - почва

Критериями включения показателей в ЕСП являются:

· экономическая целесообразность

· информационная неразрывность данных

· невозможность вынесения суждения только по обобщённым данным

В целом показатели мониторинга земель делятся на 2 группы:

1. Единая система показателей (ЕСП) – общие показатели, едины для всех уровней мониторинга, различаются по уровням мониторинга и степени генерализации

2. Частные показатели – собираются только на низшем (локальном) уровне

Для классификации показатели делят на:

· Первичные

· Генерализованные

Первичные классифицируются по принадлежности к системам различных уровней в зависимости от разных причин (например, класс опасности загрязнителя, в зависимости от основного потребителя информации, от географической привязанности, от особенностей распространения явления и степени ущерба)

Генерализованные получаются путём обобщения первичных по иерархическому принципу

Они собираются для всех уровней по единой методике, причём системообразующими являются показатели локального уровня.

Поскольку объектом мониторинга являются земли всех категорий, каждый из этих объектов описывается набором показателей, которые определяют характер их систематического использования или степень пригодности к использованию для конкретных хозяйственных целей, а также присущие им природные и антропогенные признаки.

Единая система показателей состоит из 5 разделов:

1. Показатели использования земель

2. Показатели состояния земель

3. Показатели, в соответствии с которыми осуществляется сбор данных на полигонах

4. Источники базовой информации, необходимой для мониторинга земель

5. Нормативно-методическая база государственного мониторинга земель

Показатели использования земель: Состав этих показателей един для всех уровней сбора информации. Это площади угодий по видам, относящимся ко всем категориям земель.

Показатели состояния земель:

Общие (для всех категорий земель). Площадь загрязнённых и деградированных, по степени выраженности. Площадь земель загрязнения радиоактивными, тяжёлыми металлами, токсикантами, нефтью и т.д. Земли, подверженные эрозии, опустыниванию, земли захламлённые, земли подтполенные.

Специальные (для земель с/х назначения). Показатели, характеризующие состояние земель. Площадь по классам пригодности. Площадь засолённых земель, площади подкисленных земель, земли на которых развивается плоскостная эрозия, дефлированные земли, земли, заросшие кустами и мелколесьем.

Показатели, по которым ведётся сбор данных на полигонах наблюдений:

Детальность определяется необходимостью разработки рекомендаций по снижению влияния негативных процессов, по методам рекультивации нарушенных земель, по прогнозу процессов и их возможных последствий с последующей экстраполяцией сведений на иные территории. К таким процессам относятся эрозия, подтопление, опустынивание и т.д.

Источники получения базовой информации:

необходимо учитывать сложившееся расположение функций по сбору и накоплению информации между органами (РОСРЕЕСТР, МИНПРИРОДРЕСУРС, МИНСЕЛЬХОЗ, РОСГИДРОМЕТ, МЧС)

Нормативно-методическая база государственного мониторинга земель нормативные акты, которые необходимы при наблюдении (ГОСТЫ, рекомендации и т.д.)

Базовое, определяющее значение должны иметь те показатели, которые получены в результате изысканий, ведения кадастра, зем. контроля и т.д.

№ 46 Задачи развития мониторинга на перспективу

Мониторинг земель (ст 67 ЗК) - система наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Объект мониторинга - состояние земли (как объекта окружающей природной среды).

Цель мониторинга земель - накопление сведений которые необходимы для борьбы с процессами приводящими к ухудшению или даже уничтожению полезных свойств земельных ресурсов.

Задачи мониторинга:

1. Своевременное выявление изменений состояния земельного фонда и их оценка

2. Прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению негативных процессов

3. Дифференциация негативных процессов на процессы естественные и антропогенные (техногенное выделяется отдельно)

4. Информационное обеспечение земельного кадастра, земельного контроля, землеустроительного процесса и иных действий в области управления земельными ресурсами

5. Обеспечение органов власти местного самоуправления, физических и юридических лиц информацией о состоянии земель

В условиях совершенствования системы ведения мониторинга земель в ближайший период необходимо проведение как минимум следующих мероприятий:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы (создание ФЗ и т.д.)

2. Совершенствование научно-методической базы мониторинга земель (должны вестись по 3м направлениям: единство методов, техническое оснащение, автоматизация разработки данных)

3. Проведение подробного ландшафтно-экологического районирования страны (это необходимо для выделения основных ареалов негативного воздействия на окружающую среду и основных негативных процессов)

4. Формирование информационной базы мониторинга земель (с целью обеспечения доступности информации и возможности быстрой обработки большого объема информации)

5. Формирование организационной структуры мониторинга (желательно по аналогии с кадастром, т.е. Центральное управление и органы)

Реализация перечисленных мероприятий позволит комплексно следить за развитием негативных процессов и обеспечить диагностику и контроль.

Мониторингом занимается РОСРЕЕСТР по стране, территориальные управления на местах.

№ 47 Понятие и виды ответственности за земельно-правовые нарушения.

Ответственность – это система принудительных мер, применяемых к физическим и юридическим лицам в случае их неправомерного поведения. Такие меры могут предупреждать или пресекать неправомерное поведение или содержать наказание за подобное поведение). Основанием для применения мер ответственности является конкретное деяние, поведение, поступки людей, действие или бездействие, которые противоречит требованиям законодательства. Виды ответственности: административная, уголовная, материальная, дисциплинарная (обязанность возврата самовольно занятых земельных участков без возмещения затрат, произведённых за время незаконного пользования ими)

Правонарушение - осознанный волевой акт общественно опасного противоправного поведения.

Результат земельного правонарушения - посягательство на существующий в стране земельный правопорядок, цель которого заключается в том чтобы обеспечить рациональное использование и охрану земель и защиту лиц использующих земельные участки.

Статьи 62, 74, 75, 76 ЗК предусматривают следующие меры ответственности за нарушение земельного законодательства: гражданско-правовую, административную, уголовную и дисциплинарную. (примеры: возмещение убытков, исполнение обязанностей в натуре, дисциплинарное взыскание, штраф)

№ 48. Специальная ответственность за земельно-правовые нарушения.

Специальные виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства предусмотрены особыми нормативными актами. Виды специальной ответственности не вписываются в систему гражданско-правовой и других видов общей ответственности. Так, земельно-правовая ответственность за самовольное занятие земельного участка отличается от административной за данное нарушение, поскольку для привлечения к земельно-правовой ответственности не предусмотрено сроков давности, а для административной предусмотрен срок - не позднее 2-х месяцев со дня обнаружения; земельно-правовая ответственность предусматривает систему действий (снос самовольно возведенного строения; приведение самовольно захваченного участка в пригодное для использования состояние; восстановление межевых знаков и т. п.), совершаемых виновным или за счет виновного, а административная ответственность предусматривает лишь штрафы; земельно-правовая ответственность может применяться органами местного самоуправления, уполномоченными на то лицами, а административная ответственность - органами Роскомзема.

В ГК РФ вопросы принудительного прекращения прав на землю за земельные правонарушения нашли свое разрешение в ст. 284- 287 (т. е. в гл. 17). Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

В ЗК где говорится о "Прекращении прав на земельный участок, принадлежащих лицам, не являющимся его собственниками" сказано, что прекращение прав на земельный участок, принадлежащих арендаторам и другим лицам, не являющимся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка этими лицами осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством.

(Земельно-правовая ответственность.

За нарушения земельного законодательства представляет собой принудительное изъятие земельных участков у граждан в связи с совершением неправомерных действий. Порядок и содержание этого вида ответственности установлены статьями 44 — 48, 50, 51, 54 Земельным кодексом РФ, а также статьей 235 Гражданским кодексом РФ.

Законодательство разграничивает основание и порядок принудительного изъятия земли у собственников земельных участков и землепользователей, поскольку они существенно различаются как по содержанию, так и по процедуре. Общим является только то, что принудительное изъятие земельных участков возможно только по решению суда. Изъятие земельных участков у собственников за земельные правонарушения регулируется нормами статьи 235 Гражданского кодекса РФ. Условия и порядок принудительного изъятия земельного участка у лиц, не являющихся его собственниками, в связи с нарушением ими земельного законодательства установлены статьей 54 Земельного кодекса РФ.

При обнаружении правонарушения, достаточного для возбуждения дела об изъятии земельного участка, орган (или лицо), осуществляющий государственный земельный контроль, налагает на правонарушителя административное взыскание в виде штрафа в установленном порядке. Одновременно с наложением взыскания выносится предупреждение правонарушителю о допущенных земельных правонарушениях с указанием срока, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено. Правонарушитель должен быть предупрежден о возможном принудительном изъятии земельного участка в случае неустранения земельного правонарушения.

О предупреждении правонарушителя и содержании правонарушения должен быть уведомлен орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земель.

Лицо, виновное в правонарушении, должно получить необходимые разъяснения относительно своих прав в случае возбуждения процедуры прекращения прав на земельный участок.

В случае неустранения правонарушения в указанный в предупреждении срок, орган, вынесший предупреждение, оформляет и направляет материалы о прекращении права на земельный участок в орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земельных участков, который принимает решение о направлении материалов в суд.

Решение суда о прекращении права на земельный участок может быть обжаловано в вышестоящие судебные инстанции в десятидневный срок, по истечении которого исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет в орган государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок.[16]

Изъятие земельного участка в связи с нарушением земельного, законодательства осуществляется без возмещения правонарушителю стоимости и убытков, связанных с изъятием. В то же время прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновны


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: