Хотя термин «обеспечение безопасности», так же, как и «безопасность», употребляются повсеместно, тем не менее, и в законодательных актах, а в научной и учебной литературе отсутствует единый подход к тому, что же именно считать органами обеспечения безопасности.
Принятая в мае 2009 г. Стратегия национальной безопасности РФ на период до 2020 года, а также действующий в настоящее время ФЗ «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. определяют некоторые понятия, связанные с обеспечением безопасности. Так, в Стратегии вводятся следующие определения:
«национальная безопасность» - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства;
«система обеспечения национальной безопасности» - силы и средства обеспечения национальной безопасности;
«силы обеспечения национальной безопасности» - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства РФ;
|
|
«средства обеспечения национальной безопасности» - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
Другой поход к систематизации понятия «безопасность» предполагает рассмотрение ее на разных уровнях, привязываясь к «классической» триаде: личность - общество – государство. Такой подход предполагает рассмотрение таких социальных явлений, как, соответственно, личная безопасность, общественная безопасность и государственная безопасность. В последнее время всё большее распространение получил рассмотренный выше термин «национальная безопасность», которая может быть понята как совокупность всех названных видов безопасности (личной, общественной и государственной).
Однако такой подход не устраняет необходимость различать «сферы безопасности», поскольку та же безопасность личности, например, может раскрываться через криминальную безопасность, экологическую безопасность и т.д.; и обеспечиваться эта безопасность будет различными государственными органами. Что касается содержания понятия «общественная безопасность», то оно является, пожалуй, одним из наиболее спорных в современной научной литературе.
|
|
Единственным более-менее устоявшимся термином из триады «безопасность личности-общества-государства» будет термин «безопасность государства» или «государственная безопасность». Она представляет собой защищенность от разведывательной и иной деятельности специальных служб, организаций и отдельных лиц иностранных государств, направленной на нанесение ущерба безопасности государства, а также – от деятельности незаконно вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя России.
Органы, обеспечивающие безопасность государства, традиционно относятся к специальным службам. Спецслужбы, безусловно, являются правоохранительным органам, и не только на основе сложившихся в обществе традиций, но и на основе различных международных документов, определяющих общие основы правоохранительной деятельности[1]. Однако, спецслужбы обладают своими особенностями, которые отсутствуют у «обычных» правоохранительных органов[2].
Во-первых, спецслужбы отличают особые объекты охраны, а также - специфические угрозы, которым они должны противостоять. Объектами охраны спецслужб являются: суверенитет государства, конституционный строй, территориальная целостность, объекты оборонного комплекса, жизнь и здоровье государственных и общественных деятелей и т.д. Угрозы, которым призваны противодействовать спецслужбы, исходят от специальных служб и организацией, а также отдельных лиц иностранных государств, а также незаконным вооруженных формирований, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ.
Во-вторых, все спецслужбы обладаютправом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, хотя органы внешней разведки вправе осуществлять эту деятельность исключительно в целях обеспечения собственной безопасности.
В-третьих, деятельность спецслужб носит закрытый характер. Разведывательная и контрразведывательная деятельность предполагает проведение операций, которые по самой природе своей должны быть секретными, «непрозрачными»: например, внедрение агентов на интересующие спецслужбу объекты иностранных государств и т.д.
Среди спецслужб РФ, в первую очередь, необходимо назвать ФСБ России.
Согласно ст. 1 Федерального закона об органах ФСБ, Федеральная служба безопасности представляет собой единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности, осуществляющую решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению государственной безопасности Российской Федерации.
Деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Контрразведывательная деятельность - это деятельность органов ФСБ в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности России.
2. Борьба с терроризмом - деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.
3. Борьба с преступностью применительно к деятельности органов ФСБ РФ может быть определена, как:
1. осуществление оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, а также - деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ;
|
|
2. расследование указанных видов преступлений, а также иных уголовных дел, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к ведению органов ФСБ.
4. Разведывательная деятельность. Данная деятельность осуществляется органами ФСБ в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки РФ в целях получения информации об угрозах безопасности РФ.
5. Пограничная деятельность включает в себя два направления:
Эта деятельность осуществляется по следующим основным направлениям:
1. защита и охрана Государственной границы РФ;
2. защита и охрана экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны РФ запасов анадромных видов рыб[3], образующихся в реках РФ, трансграничных видов рыб[4] и далеко мигрирующих видов рыб в соответствии с международными договорами и законодательством РФ.
Охрана государственной границы осуществляется Пограничной службой ФСБ РФ.
6. Обеспечение информационной безопасности - деятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемая ими в пределах своих полномочий по следующим основаниям:
1. при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;
2. при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в РФ и ее учреждениях, находящихся за пределами РФ.
|
|
Органы государственной охраны – это специализированные федеральные органы исполнительной власти, призванные обеспечивать:
1. безопасность объектов государственной охраны и охраняемых объектов на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-технических и иных мер;
2. президентскую, правительственную и иные виды специальной связи и информации.
При этом под объектами охраны понимаются физические лица, подлежащие государственной охране в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране»; под охраняемыми объектами:
- здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти или находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны;
- прилегающие к указанным зданиям, строениям и сооружениям территории и акватории.
Хотя Службу внешней разведки РФ традиционно относят к органам обеспечения безопасности государства[5], фактически - если ориентироваться на ее цели и задачи – к правоохранительным органам СВР РФ не имеет никакого отношения. Хотя СВР РФ вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их компетенция при этом ограничена исключительно вопросами обеспечения собственной безопасности, так же, как у ГРУ Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (военной разведки).
Целями деятельности СВР являются:
1. обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях;
2. обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
3. содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.
Федеральная служба по финансовому мониторингу (РосФинМониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.