Структура Белорусско-Российского университета

Белорусско-Российский университет представляет собой совре­менный инновационный научно-образовательный комплекс, ориентиро­ванный на потребности экономики и чутко улавливающий новые тенденции в образовании, науке, культуре.

Университет имеет свою структуру, которую формирует само­стоятельно. Имеет в своем составе различные подразделения, обеспе­чивающие осуществление образовательной, научной и иной деятельности. Основными структурными подразделениями университета являются факультеты и кафедры, Институт повышения квалификации и пере­подготовки кадров, научно-исследовательская часть и др. Также в структуру университета входят Архитектурно-строительный колледж и Лицей Белорусско-Российского университета.

Совет университета (в университетах Республики Беларусь) – основной орган самоуправления университета. В состав Совета входят ректор, который является его председателем, проректоры и по решению Совета университета – деканы факультетов. Остальные члены избираются из числа представителей научных, педа­гогических и иных работников и обучающихся открытым или тайным голосованием на Советах факуль­тетов, собранных структурных подраз­делений университета.

Совет университета: определяет перспективные направления развития университета; рассматривает планы работы университета; вносит пред­ложения о совершенствовании структуры университета; принимает решения по вопросам организации образовательного процесса; содейст­вует в организации и проведении образовательных мероприятий; заслу­шивает и утверждает отчеты ректора, проректоров по основным направлениям деятельности, руководителей структурных подразделений и др.

С 2019 г., согласно новой редакции Устава, основным органом самоуправления Белорусско-Российского университета является Ученый совет, как в вузах Российской Федерации. Ученый совет университета, как и существовавший до него Совет университета, имеет идентичные функции.

Структура университета с элементами управления представ-
лена на следующей схеме.

 

 

2.Ректор, проректоры, деканы, заведующие кафедрой: функции и особенности организации их деятельности

Успех современного вуза во многом зависит от личного авторитета и компетентности ректора и его заместителей – проректоров, от репутации вуза в обществе, способности налаживать контакты со школами и предприятиями, от профессионализма и умения ректорского и деканского корпуса использовать свои управлен­ческие качества, знания и опыт не только в общении с подчиненными, но и на высших уровнях власти, наконец, от энергичности, активности и работо­способности вузовских управленцев.

Ректор (от лат. rector – правитель, руководитель. В Римской империи со времен Константина Великого так назывался в некоторых провинциях наместник, подчиненный префектам или экзархам) – руководитель высшего учебного заведения. В эпоху Возрождения ректорами назывались главные учителя и заведующие многоклассными школами. Во Франции ректором называется также лицо, возглавляющее учебный округ («академию»).

В СССР должность ректора была восстановлена в 1939 г. Однако
до марта 1961 г., согласно Типовому уставу высшего учебного заведения, ру­ководители вузов, за исключением университетов, по-прежнему имено­вались директорами, и только с принятием «Положения о высших учеб­ных заведениях» должность директора вуза была заменена на ректора.

Существуют определенные требования к квалификации ректора, которыми должен обладать человек, выдвигающийся на эту должность впервые: высшее профессиональное образование; дополнительное про-фессиональное образование в области государственного и муни­ципального управления, управления персоналом, управления проектами; наличие ученой степени и ученого звания; стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет.

Ректор осуществляет следующие функции:

- представляет университет в отношениях с органами государст­венной власти Республики Беларусь и Российской Федерации, юриди­ческими и физическими лицами;

- издает приказы, распоряжения, заключает договоры;

- руководит работой по интеграции университета в международное образовательное и научное сообщество;

- утверждает положения о структурных подразделениях, о струк­туре университета в целом и штатное расписание;

- назначает на должность проректоров и руководителей служб структурных подразделений, начальников служб университета, опреде­ляет полномочия руководящего состава университета; осуществляет прием и увольнение работников, утверждает их должностные инструкции;

- является председателем Совета университета, подписы-
вает его решения;

- решает вопросы материального стимулирования труда работ­ников, поощрения обучающихся университета.

Главная цель, стоящая перед руководителями вузов, ‒ формирование такой модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенции и полномочия, функции и ответственность всех субъектов управления высшим учебным заведением (ректор, проректоры, деканы факультетов, заведующие кафедрами, руководители функцио­нальных подразделений). Часть своих полномочий ректор может делеги­ровать проректорам, которые осуществляют непосредственное руководст­во и несут ответственность за определённый вид деятельности в соответствии с должностными инструкциями и приказами ректора.

 

Наиболее приближены к должности ректора должности проректоров. Проректор – это заместитель ректора по определенному направ­лению работы вуза.

Если ректор является, образно говоря, генеральным директором вуза, то первый проректор ‒ исполнительный директор. Он, как правило, несет личную ответственность за состояние, развитие и обязательства вуза, качество подготовки выпускников, соблюдение в вузе требований законов страны, имеет право подписи юридических и финансовых документов.

Первый проректор руководит организацией образовательной деятельности университета, Института повышения квалификации и переподготовки кадров и других структурных подразделений. Обеспе­чивает функционирование всех направлений образовательного процесса, организацию идеологической работы. Координирует деятельность струк­турных подразделений по разработке и выполнению комплексных программ развития учреждения образования. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса, инновационной деятель­ности структурных подразделений, принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников учреждения образования. Планирует и разрабатывает мероприятия по внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий. Анали­зирует эффективность функционирования системы менеджмента качества.

Организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива и работу Научно-методического совета. Контролирует качество образовательного про­цесса при реализации программ высшего образования. Обеспечивает подбор и рациональную расстановку кадров профессорско-преподавательского состава, других педагогических работников. Осуществляет контроль за формированием штатного расписания и штатной численности работников университета и курируемых структурных подразделений.

Организует работу по эффективному использованию материально-технической базы, ее систематическому обновлению и пополнению, в том числе компьютерной техникой, средствами связи и программного обеспечения. Выполняет обязанности ректора в период его отсутствия.

Проректор по учебной работе осуществляет планирование, руко­водство и контроль обучения студентов по образовательным программам Российской Федерации, включая бакалавриат и магистратуру, а также планирование, руководство и контроль обучения студентов по образо­вательным стандартам Республики Беларусь на второй ступени высшего образования. Обеспечивает реализацию Политики университета в области качества в рамках процесса «Проектирование и разработка основных образовательных программ», «Планирование и реализация основных образовательных программ». Организует и контролирует работу библиотеки университета по всем направлениям деятельности.

Проректор по воспитательной работе руководит организацией деятельности по воспитанию обучающихся в структурных подразде­лениях университета, на факультетах, кафедрах, в общежитиях. Обеспечивает их взаимосвязь между собой и общественными организа­циями. Определяет основные направления идеологической и воспита­тельной работы, ее кадровое, материальное и методическое обеспечение. Разрабатывает и контролирует реализацию программно-планирующей документации по организации идеологической и воспитательной работы в учреждении образования. Осуществляет контроль за деятельностью по воспитанию, вносит предложения по его совершенствованию. Организует и контролирует информационную работу в учреждении образования. Обеспечивает и контролирует решение вопросов организации проживания в общежитиях, медицинского обслуживания, питания, досуга, трудовой деятельности обучающихся. Организует научно-методические семинары, конференции, обмен опытом по вопросам воспитания молодежи, информационному обеспечению государственной молодежной политики. Участвует в работе Совета учреждения образования по вопросам воспи­тания обучающихся. Контролирует работу структурных подразделений, направление деятельности которых связано с воспитательной работой.

Проректор по научной работе осуществляет непосредственное руководство научно-исследовательской частью, а также организует, координирует и руководит научной работой в университете.

Организует проведение научных исследований в тесной связи с образовательным процессом и отвечает за выполнение и качество научных работ. Заключает договоры на выполнение научно-исследо­вательских работ и инновационных проектов. Участвует в пропаганде научных знаний и достижений науки и техники, в организации научных мероприятий (симпозиумов, конференций, совещаний и др.). Обеспе­чивает представление научных работ профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и обучающихся на городские, областные, республиканские и международные смотры, конкурсы. Организует подго­товку научных работников высшей квалификации через аспирантуру (адъюнктуру) и докторантуру. Привлекает профессорско-преподава­тельский состав к выполнению научных исследований для нужд реаль­ного сектора экономики и социальной сферы. Координирует работу по организации международного научно-технического сотрудничества. Организует работу студенческих научно-исследовательских лабораторий и конструкторских бюро, научных обществ, кружков. Оказывает помощь кафедрам и студенческому научному обществу в организации научно-исследовательской работы студентов, организует проведение студен­ческих научных мероприятий (конференций, выставок, конкурсов и др.).

Для решения оперативных вопросов в университете действует такой орган, как ректорат – это коллегиальный совещательный орган. На ректорате обсуждаются вопросы, требующие безотлагательного решения, которые не относятся к компетенции других органов управления, а также вырабатывается комплекс оперативных мер по их решению и распре­делению соответствующих поручений ректора.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: