Университет в условиях глобализации

  В самом общем виде глобализация предстает как процесс формирования единства человечества в рамках целостного мира.

В нем беспрепятственно перемещаются капиталы, товары услуги, свободно распространяются и свободно передвигаются их носители.

Таким образом, глобализация - это общемировой процесс.

Она оказывает влияние на формирование политики государств в различных сферах, включая и высшее образование. До глобализации, в период первой «академической революции» (19 в. интеграция образования и науки) университеты способствовали образованию, распространению и передаче знаний).

Глобализация несет с собой так называемую вторую «академическую революцию». Суть ее в установлении всесторонней и органической взаимосвязи

 высшей школы,

                   науки

                                 и рынка.

Преподавание становится образовательной услугой.

Университеты должны содействовать научно-техническому прогрессу, повышение уровня и качества жизни.

2. Знания и навыки, получаемые студентами, должны соответствовать потребностям изменяющегося глобального рынка труда.

Поэтому особую значимость в университетской системе образования должно отводится:

- информационным технологиям;

- развитию экономических знаний;

- повышению качества образования;

- увеличению финансирования;

- расширению и повышению качества НИР за счет участия студентов и преподавателей;

- участию в международном процессе обмена знаниями;

- обучению иностранных студентов и своих студентов в зарубежных вузах-партнерах.

3. Одним из факторов глобализации образования выступает английский язык, который является универсальным языком общения в современном мире.

4. Начинает развитие транснационального образования, создание транснациональных университетов.

Под транснациональным, или трансграничным следует понимать образование при осуществлении которого обучаемые находятся не в той стране, где расположен вуз, присваивающий квалификацию. Транснациональное образование способствует увеличению экспорта образовательных услуг.

5. Еще одним аспектом воздействия глобализации на высшее образование является создание кластеров, т. е. устанавливается взаимосвязь учреждения высшего образования с отраслью на основе сотрудничества, партнерства.

6.Влияние глобализации на высшее образование заключается в усилении междисциплинарной интеграции в профессиональной подготовке студентов.

Междисциплинарный - совмещающий две и более дисциплины, области обучения или профессии, а также пытающийся объединить их в новое единое целое.

ВЫВОДЫ. 1. Сегодня необходимо учить не систематичности, а системности.

Необходимо научить учиться.

Выработать привычку и желание учиться.

4. Специалист должен обладать:

- профессионализмом,

- восприимчивостью к новому,

-инициативностью,

- умением адаптироваться к постоянно меняющимся условиям,

- справляться с трудностями и разнообразием, современной жизни.

- ему должна быть присуща высокая коммуникативная культура,

- способность к рефлексии (критике и самоотчету),  

- стремление к постоянному личностному и профессиональному росту.

В настоящее время самой популярной моделью университета выступает «предпринимательский» университет или «Университет 3.0».

Произошла смена ориентиров университетов «с истины на прибыль».

Более ранние модели университета такие как «университет 1.0» предполагает реализацию университетом только одной ведущей функции – образовательной.

К ним относятся учреждения образования, которые готовят специалистов для профессиональной деятельности в отдельных секторах экономики и социальной сферы.

Модель «университета 2.0» акцентированы на исследования и научные разработки, которые в разной степени интегрированы в учебный процесс.

«Университет 3.0» - это союз трех видов деятельности университета – образовательной, научно-исследовательской

и экономической (коммерческой).

Таким образом, университет ОБРЕТАЕТ НОВУЮ «третью» миссию.

 Сам термин «третья миссия» определяется достаточно однотипно - как обозначение любой активности университета вне его академической (преподавание и наука) деятельности.

Большинство исследователей придерживаются мнения, что «Университет 3.0» - это:

1. Учебное заведение, способное привлечь дополнительные финансовые ресурсы для обеспечения своей деятельности;

2. В вузе используются инновационные методы обучения;

3. Налаживается тесное взаимодействие с бизнес-сообществом, где внедряются разработки университетских исследователей;

4.  Проводится подготовка конкурентноспособных специалистов;

5. Обладает гибкой организационной структурой, способной быстро приспосабливаться к изменению требований общества и рынка;

6. Поощряет создание новых предприятий преподавателями и студентами с целью коммерциализации результатов научных исследований;

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: