Цель: определение лабильности мыслительных процессов.
Оборудование: словесные лабиринты (столбик беспорядочно перемешанных букв из 6 строк по 6 букв в каждой, где зашифровано слово).
Ход работы.
1. Работа в парах.
2. Э. предлагает найти И. выход, из словесного лабиринта, затратив не более 2-х минут.
3. И выполняя работу учитывая правила:
А - вход в лабиринт начинается с правого нижнего угла, а выход находится в левом верхнем.
Б - передвигаться по лабиринту можно только по прямой на любое кол-во букв.
В - не разрешается перескакивать через ряд и пропускать буквы в слове. Г. - Э. фиксирует время решения каждого лабиринта.
Выполнение работы.
См. Бланк.
Обработка результатов.
1. По временным показателям строим график. По оси абсцисс - последовательно все номера лабиринтных задач, по оси ординат - временные затраты.
2. Отметить склонность к обучению, сопоставив результаты первых и конечных лабиринтов (эффект научения в уменьшении временных затрат)
3. Отметить индивидуальные особенности мышления (выбор тех или иных стратегий) с помощью наблюдения.
Критерий оценок.
1. Стабильные показатели (низкие временные показатели, ровность по отношению друг к другу, легкость переключаемости) – лабильность мышления)
2. Зигзагообразность кривой, с большими различиями (увеличение временных показателей, неравномерность по отношению друг к другу) – ригидность мышления.
Вывод: У И. наблюдается ригидность мышления, т.к. И. приходится тратить много времени на перестройку своего мышления и переход на новый лабиринт, а так же торопливость, непродуманность.
Опыт №8.
Петровский, с.115.
Цель: исследование скорости протекания мыслительного процесса (методом заполнения недостающих букв в данных словах).
Оборудование: секундомер, 5 рядов слов по 5 в каждом.
Ход работы.
1. Работа в парах.
2. И. предлагается вписать недостающие буквы в словах.
3. Э. отмечать время, потраченное на обдумывание каждого ряда и выделяет слова, вызвавшие наибольшее затруднение.
Выполнение работы.
См. Бланк.
Протокол.
Ф.И.О. Олейникова В.Н. Возраст 18 лет
Дата 24.09.2003 Время 1210
№ ряда | Время (сек) | Слова, вызвавшие затруднения |
1 | 60с | 5 |
2 | 60с | 4 |
3 | 60с | 5 |
4 | 1,20с | 5 |
5 | 60с | 5 |
Вывод: у И. наблюдается отличие временного показателя в начале и в конце опыты. Если в начале – быстрота мышления, лёгкость в воспроизведении слов, то в конце темп уменьшлся, 5 слов вызвали у И. затруднение.
Творческое мышление.
Творческое мышление – это мышление в высшей форме, нетрадиционный способ мышления, выходящий за пределы требуемого решения.
Д. Гилфорд выделил особенности творческого мышления:
v Оригинальность и необычность идеи, интеллектуальная новизна. Творческий человек всегда стремится найти своё собственное, отличное от других решение.
v Способность проявления семантической гибкости, т.е. умение видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, применение на практике.
v Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие, чтобы видеть новые стороны объекта, скрытые от наблюдения.
v Семантическая спонтанная гибкость при сопоставлении различных идей в неопределенной ситуации.
Препятствия на пути к творческому мышлению:
- склонность к конформизму (стремление быть похожим на других);
- боязнь показаться глупым и смешным, экстравагантным или агрессивным в своих суждениях;
- страх ошибиться и страх критики;
- завышенная оценка собственных идей;
- высокий уровень тревожности;
- психическая и мышечная напряженность.
Условия успешного решения творческих задач:
- применение новых способов;
- успешное преодоление сложившихся стереотипов;
- умение идти на риск;
-сочетание оптимальной мотивации и соответствующего уровня эмоционального возбуждения;
- разнообразие знаний и умений, ориентирующих мышление на новые подходы.