Опыт№7 (стр. 145 Крылов)

Цель: определение лабильности мыслительных процессов.

Оборудование: словесные лабиринты (столбик беспорядочно перемешанных букв из 6 строк по 6 букв в каждой, где зашифровано слово).

 

                    Ход работы.

1.  Работа в парах.

2.  Э. предлагает найти И. выход, из словесного лабиринта, затратив не более 2-х минут.

3.  И выполняя работу учитывая правила:

    А - вход в лабиринт начинается с правого нижнего угла, а выход находится в левом верхнем.

   Б - передвигаться по лабиринту можно только по прямой на любое кол-во букв.

  В - не разрешается перескакивать через ряд и пропускать буквы в слове.                    Г. - Э. фиксирует время решения каждого лабиринта.

            Выполнение работы.

См. Бланк.

Обработка результатов.

1. По временным показателям строим график. По оси абсцисс - последовательно все номера лабиринтных задач, по оси ординат - временные затраты.

2. Отметить склонность к обучению, сопоставив результаты первых и конечных лабиринтов (эффект научения в уменьшении временных затрат)

3. Отметить индивидуальные особенности мышления (выбор тех или иных стратегий) с помощью наблюдения.

Критерий оценок.

1.  Стабильные показатели (низкие временные показатели, ровность по отношению друг к другу, легкость переключаемости) – лабильность мышления)

2. Зигзагообразность кривой, с большими различиями (увеличение временных показателей, неравномерность по отношению друг к другу) – ригидность мышления.

 

Вывод: У И. наблюдается ригидность мышления, т.к. И. приходится тратить много времени на перестройку своего мышления и переход на новый лабиринт, а так же торопливость, непродуманность.

 

 

Опыт №8.

Петровский, с.115.

Цель: исследование скорости протекания мыслительного процесса (методом заполнения недостающих букв в данных словах).

Оборудование: секундомер, 5 рядов слов по 5 в каждом.

                           Ход работы.

1.  Работа в парах.

2.  И. предлагается вписать недостающие буквы в словах.

3.  Э. отмечать время, потраченное на обдумывание каждого ряда и выделяет слова, вызвавшие наибольшее затруднение.

                            Выполнение работы.

См. Бланк.

                          Протокол.

Ф.И.О. Олейникова В.Н.              Возраст 18 лет

Дата 24.09.2003                              Время 1210     

№ ряда Время (сек) Слова, вызвавшие затруднения
1 60с 5
2 60с 4
3 60с 5
4 1,20с 5
5 60с 5

 

Вывод: у И. наблюдается отличие временного показателя в начале и в конце опыты. Если в начале – быстрота мышления, лёгкость в воспроизведении слов, то в конце темп уменьшлся, 5 слов вызвали у И. затруднение.

 

Творческое мышление.

Творческое мышление – это мышление в высшей форме, нетрадиционный способ мышления, выходящий за пределы требуемого решения.

Д. Гилфорд выделил особенности творческого мышления:

v Оригинальность и необычность идеи, интеллектуальная новизна. Творческий человек всегда стремится найти своё собственное, отличное от других решение.

v Способность проявления семантической гибкости, т.е. умение видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, применение на практике.

v Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие, чтобы видеть новые стороны объекта, скрытые от наблюдения.

v Семантическая спонтанная гибкость при сопоставлении различных идей в неопределенной ситуации.

  Препятствия на пути к творческому мышлению:

            - склонность к конформизму (стремление быть похожим на других);

            - боязнь показаться глупым и смешным, экстравагантным или агрессивным в своих суждениях;

           - страх ошибиться и страх критики;

            - завышенная оценка собственных идей;

            - высокий уровень тревожности;

            - психическая и мышечная напряженность.

Условия успешного решения творческих задач:

 - применение новых способов;

 - успешное преодоление сложившихся стереотипов;

 - умение идти на риск;

 -сочетание оптимальной мотивации и соответствующего уровня эмоционального возбуждения;

- разнообразие знаний и умений, ориентирующих мышление на новые подходы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow