Пилот искал очки ладонью.
Павел исследовал открытую лодку.
Образная гибкость.
Обработка результатов.
Составляем таблицу показателей активности вербального и образного мышления по параметрам беглости и гибкости.
| Показ. акт. | Беглость | Гибкость | ||
| Количество | 5 | 7 | 2 | 6 |
Критерий оценок.
- Для взрослой выборки 18-25 лет и уровня образования не менее среднего показателями активности являются:
Беглость - количество выполненных однотипных задач в пределах одного способа решения
- вербальная - 5 имен,
- образная - 5 рисунков;
Гибкость быстрое переключение с одного способа решения на другой
- вербальная - 4 предложения,
- образная - 5 рисунков.
2. Учитывая возрастные и образовательные особенности эти нормы могут измениться в ту или иную сторону.
Вывод: у И. наблюдается высокий уровень активности вербального и наглядно - образного мышления и преобладание конвергентного мышления над дивергентным.
|
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, процесс общения посредством языка, формулирования мыслей, оценки жизненных проявлений.
Язык – система словесных знаков, общих для всех членов социума, регулятор совместной деятельности, средство коммуникации, оформление и формулирование мыслей.
Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна.
Язык – одна из знаковых систем.
Знаки, в том числе и словесные, заменяют собой предметы и явления окружающей действительности.
Знаков много:
- по модальности:
1. зрительные (связанные с дорожным движением);
2. слуховые (азбука Морзе);
3. жестовые (для глухонемых).
- по степени:
1. конкретные (пиктограммы в местах международных спортивных соревнований);
2. абстрактные (например, абстрактная живопись);
- по длине и сложности алфавита (знаки светофора и жесты регулировщика).
Наука о знаках и знаковых системах называется семиотика. Семиотикой занимаются философы, лингвисты, психологи.
Любой знак обладает двумя важными характеристиками:
- внешней (форма);
- внутренней (значение или содержание).
Проблемой значения знаков занимается наука семантика.
Речь связана с человеком, с его мышлением. Она отражает индивидуальные, возрастные, половые, интеллектуальные профессиональные особенности.
Речь имеет виды:
- внешняя - общение при помощи языковых средств;
- внутренняя - беззвучная, скрытая речь про себя и для себя, возникает в процессе мышления;
- эгоцентричная - речь-размышление, обращённая к самому себе, фиксация на собственных целях, стремлениях;
- пассивная - аудирование–слушание и понимание, чтение;
- активная – говорение и письменная речь;
- монологическая - развернутая речь человека, обращение к другим людям (лектор, докладчик);
-диалогическая - попеременный обмен репликами, прениями двух и более людей;
-вербальная (словесная) - образная;
- короткая – длинная;
- быстрая – медленная;
- понятийная;
- отчетливая – сумбурная;
- эмоциональная – монотонная;
- естественная – манерная;
- тихая – громкая;
- яркая – тусклая;
- интеллектуальная – вульгарная;
- грамотная – неграмотная.
Опыт №12 (наглядность №6, стр. 188, Крылов)
Методика «Карта контроля состояния речи»
Построена на показателях самооценки, что дает возможность контролировать и корректировать свое собственное речевое поведение.
Цель: оценка индивидуальной предрасположенности к речевой тревожности (при выступлении, ответах).
Оборудование: 24 суждения, описывающие различные эмоциональные состояния.
Ход работы.
1. Работы группой.
2. Э. предъявляет предложения, И., если согласен, ставит «+», если высказанное суждение к нему не относится, ставит «-».
Выполнение работы.
| 1 - 1б | 7 – 1б | 13 – 1б | 19 + |
| 2 + | 8 – 1б | 14 - | 20 + 1б |
| 3 + | 9 + 1б | 15 – 1б | 21 +1б |
| 4 - | 10 - | 16 + 1б | 22 – 1б |
| 5 - | 11 – 1б | 17 – 1б | 23 - |
| 6 +1б | 12 + | 18 - | 24 - |
Обработка результатов.
1. Индивидуальные ответы сравниваются с ключевыми.
2. Подсчитывается число совпавших ответов и их общая сумма.
Критерий оценок.
0б – 2б завышенная самооценка.
3б – 4б низкая речевая тревожность.
5 и более высокая речевая тревожность.
Вывод: у И. высокая речевая тревожность (13б). Следует отметить, что речевая тревожность достаточно хорошо соотносится с ситуационной тревожностью, а иногда и с общей тревожностью, поэтому коррекцию и контроль следует проводить с помощью разных видов тренинга, в том числе и аутотренинга, а также тщательной подготовки и постоянной практике.
Функции речи
Любой вид речи имеет свое предназначение, т.е. выполняет определенные функции.
1. Формообразующая (или обобщение) – речь является формой существования мысли, адекватной для абстрактно - логического мышления.
2. Активационная (или воздействия) – способность человека посредством речи побуждать людей к действию или формировать у слушателей определенную точку зрения.
3. Коммуникативная (или сообщения) – передача друг другу определенных сведений (информационная сторона ), мыслей (волеизъявление – импрессия – прямое подчинение замыслу говорящего), чувств (выразительна сторона).
4. Экспрессивная (или выражения) - передача эмоционального отношения к содержанию речи и человеку, к которому она обращена, а также отношение к предмету, явлению и к самому себе.
5. Регулятивная – выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения.
6. Развивающая – (или обозначения, или сигнализация) - способна давать названия предметам и явлениям, развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств. Благодаря этой функции мы в состоянии мыслить отвлеченно с помощью абстрактных понятий. Эта функция - высшая функция речи, осуществление ее возможно лишь на высших ступенях речевого развития.






