Вербальная гибкость П.И.О.Л

Пилот искал очки ладонью.

Павел исследовал открытую лодку.

Образная гибкость.

                      Обработка результатов.

Составляем таблицу показателей активности вербального и образного мышления по параметрам беглости и гибкости.

 

Показ. акт.

Беглость

Гибкость

Количество 5                      7 2 6
         

 

Критерий оценок.

  1. Для взрослой выборки 18-25 лет и уровня образования не менее среднего показателями активности являются:

Беглость - количество выполненных однотипных задач в пределах одного способа решения

- вербальная - 5 имен,

   - образная - 5 рисунков;

Гибкость быстрое переключение с одного способа решения на другой

- вербальная - 4 предложения,

- образная - 5 рисунков.

2. Учитывая возрастные и образовательные особенности эти нормы могут измениться в ту или иную сторону.

Вывод: у И. наблюдается высокий уровень активности вербального и наглядно - образного мышления и преобладание конвергентного мышления над дивергентным.

 

 

 

 


 

 

ТЕМА №2
РЕЧЬ и ЯЗЫК

Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, процесс общения посредством языка, формулирования мыслей, оценки жизненных проявлений.

Язык – система словесных знаков, общих для всех членов социума, регулятор совместной деятельности, средство коммуникации, оформление и формулирование мыслей.

Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна.

Язык – одна из знаковых систем.

Знаки, в том числе и словесные, заменяют собой предметы и явления окружающей действительности.

Знаков много:

- по модальности:

1. зрительные (связанные с дорожным движением);

2. слуховые (азбука Морзе);

3. жестовые (для глухонемых).

- по степени:

1. конкретные (пиктограммы в местах международных спортивных соревнований);

2. абстрактные (например, абстрактная живопись);

- по длине и сложности алфавита (знаки светофора и жесты регулировщика).

 Наука о знаках и знаковых системах называется семиотика. Семиотикой занимаются философы, лингвисты, психологи.

Любой знак обладает двумя важными характеристиками:

- внешней (форма);

-   внутренней (значение или содержание).

Проблемой значения знаков занимается наука семантика.

Речь связана с человеком, с его мышлением. Она отражает индивидуальные, возрастные, половые, интеллектуальные профессиональные особенности.

Речь имеет виды:

- внешняя - общение при помощи языковых средств;

- внутренняя - беззвучная, скрытая речь про себя и для себя, возникает в процессе мышления;

- эгоцентричная - речь-размышление, обращённая к самому себе, фиксация на собственных целях, стремлениях;

- пассивная - аудирование–слушание и понимание, чтение;

- активная – говорение и письменная речь;

- монологическая - развернутая речь человека, обращение к другим людям (лектор, докладчик);

    -диалогическая - попеременный обмен репликами, прениями двух и более людей;

   -вербальная (словесная) - образная;

- короткая – длинная;

- быстрая – медленная;

- понятийная;

- отчетливая – сумбурная;

   - эмоциональная – монотонная;

- естественная – манерная;

- тихая – громкая;

- яркая – тусклая;

- интеллектуальная – вульгарная;

- грамотная – неграмотная.


Опыт №12 (наглядность №6, стр. 188, Крылов)

Методика «Карта контроля состояния речи»

Построена на показателях самооценки, что дает возможность контролировать и корректировать свое собственное речевое поведение.

Цель: оценка индивидуальной предрасположенности к речевой тревожности (при выступлении, ответах). 

Оборудование: 24 суждения, описывающие различные эмоциональные состояния.

Ход работы.

 

1. Работы группой.

2. Э. предъявляет предложения, И., если согласен, ставит «+», если высказанное суждение к нему не относится, ставит «-».

                

Выполнение работы.

 

1 - 1б 7 – 1б 13 – 1б 19 +
2 + 8 – 1б 14 - 20 + 1б
3 + 9 + 1б 15 – 1б 21 +1б
4 - 10 - 16 + 1б 22 – 1б
5 - 11 – 1б 17 – 1б 23 -
6 +1б 12 + 18 - 24 -

 

Обработка результатов.

1. Индивидуальные ответы сравниваются с ключевыми.

2. Подсчитывается число совпавших ответов и их общая сумма.

Критерий оценок.

0б – 2б завышенная самооценка.

3б – 4б низкая речевая тревожность.

5 и более высокая речевая тревожность.

Вывод: у И. высокая речевая тревожность (13б). Следует отметить, что речевая тревожность достаточно хорошо соотносится с ситуационной тревожностью, а иногда и с общей тревожностью, поэтому коррекцию и контроль следует проводить с помощью разных видов тренинга, в том числе и аутотренинга, а также тщательной подготовки и постоянной практике.

 

Функции речи

Любой вид речи имеет свое предназначение, т.е. выполняет определенные функции.

1. Формообразующая (или обобщение) – речь является формой существования мысли, адекватной для абстрактно - логического мышления.

2. Активационная  (или воздействия) – способность человека посредством речи побуждать людей к действию или формировать у слушателей определенную точку зрения.

3. Коммуникативная (или сообщения) – передача друг другу определенных сведений (информационная сторона ),  мыслей (волеизъявление – импрессия – прямое подчинение замыслу говорящего), чувств   (выразительна сторона).

4. Экспрессивная (или выражения) - передача эмоционального отношения к содержанию речи и человеку, к которому она обращена, а также отношение к предмету, явлению и к самому себе.

5. Регулятивная – выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения.

6. Развивающая – (или обозначения, или сигнализация) - способна давать названия предметам и явлениям, развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств. Благодаря этой функции мы в состоянии мыслить отвлеченно с помощью абстрактных понятий. Эта функция - высшая функция речи, осуществление ее возможно лишь на высших ступенях речевого развития.




double arrow
Сейчас читают про: