Обработка результатов

1. И. сравнивает свои ответы с правильными:

- если в наличии необходимый набор признаков –2 балла;

-  менее точные ответы –1 балл;

- случайные, субъективные признаки – 0 баллов.

2. Э. подсчитывает общее количество баллов.

Критерии оценок.

16 б. и меньше– низкий результат

17 – 21 б. – ниже среднего

22 –26     - средний

27 – 31    - выше среднего

32 – 36    - высокий

Вывод. У И. в ходе исследования был выявлен высокий (средний) уровень понятийного аппарата (указать количество баллов).

Опыт №5 (стр. 108 Петровский)

Цель: выяснение трудностей, возникающих в процессе определения понятий.

Оборудование: ряд понятий: учебник, библиотека, микроскоп, новатор, педагог, восприятие.

  Ход работы.

1. Работа в парах.

2. Э. предлагает И. дать определение шести понятиям.

3. И. в письменном форме даёт определение понятию

4. Э. анализирует данные И. по схеме.

 

Выполнение работы.

Протокол.

Ф.И.О. Савченко В.С.                        Возраст 18 лет

Дата 15.09. 03                                 Время 1230

Понятие

 

Определение понятия

Родовое понятие

 видовое отличие

замена опред-я понятия описан.
1 Учебник +

+

0

2 Библиотека +

+

0

3 Микроскоп -

-

+

4 Новатор +

+

0

5 Педагог +

+

0

6 Восприятие +

+

0

             

 

Учебник – книга для обучения.

Библиотека – здание где хранятся книги, журналы, газеты, место для поиска нужной информации.

Микроскоп – прибор для увеличения размеров объекта, инструмент для изучения бактерий.

Новатор – личность, вводящее что-то новое в культуру, хозяйство.

Педагог – профессия человека.

Восприятие – свойство человека, для познания окружающего мира, способность отражать предметы и явления.

 

Вывод: В ходе исследования у И. не возникает трудностей в процессе определения понятий.

 

Индивидуальные особенности мышления.

Индивидуальные особенности мышления – это результат развития ума в процессе жизни, познание действительности в процессе обучения.

На процессы и результаты мышления влияют:

Ø тип высшей нервной деятельности;

Ø соотношение первой и второй сигнальных систем.

Особенности индивидуального мышления проявляются в разных соотношениях видов, форм, операций мыслительной деятельности.

Важнейшими качествами мышления являются:

  С амостоятельность мышления – умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

  Инициативность – постоянное стремление самому искать и находить пути и свойства разрешения задачи.

Глубина – способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности.

Широта – способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями.

Быстрота – скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей.

Оригинальность – способность производить новые идеи, отличные от общепринятых.

Гибкость – умение изменять намеченное решение, находить наилучшее решение поставленных задач.

Критичность – объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения. Это дисциплинированный ум, в нём заложены предпосылки для творческой, новаторской деятельности.

Торопливость – непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.

Стиль умственной деятельности характеризуется сочетанием различных качеств ума, устойчивым их проявлением при решении различных задач.

Опыт №6.

Петровский, с.116.

Опыт №6 (стр.116 Петровский)

Ригидность мышления – заторможенность, негибкость, неподатливость мышления, трудность приспособления к меняющимся условиям, затруднённость переключения мышления на новые способы и правила выполнения программы деятельности.

 Из 3-х видов ригидности – когнитивной (познавательной), аффективной (эмоциональной) и мотивационной – особое значение для исследования мышления имеет когнитивная ригидность.

Цель: выявление особенностей проявления ригидности мышления при решении арифметических задач.

Оборудование: секундомер, условия арифметических задач.

                     Ход работы.

  1. Работа группой.
  2. Э. просит И. решить 10 арифметических задач.
  3. Условия задач:

«Даны 3 сосуда, емкость которых разного объема. Как отметить требуемое количество жидкости с помощью 3-ёх сосудов (на сосудах нет никаких делений).

  1. Задачи решаются письменно.
  2. На решение задачи дается не более 2-х минут.

 

Выполнение работы.  

№ задачи

Условия задачи

Требуемое кол-во воды.

Решение задачи

1 2 3
1 14 59 10 25 59-14= 45-10=25
2 14 163 25 99 163-25-25-14=99
33 28 43 10 5 43-28-10=5
4 31 61 4 22 61-31-4-4=22
5 18 59 7 27 59-18-7-7=27
6 23 49 3 20 49-23-3-3=20
7 15 39 3 18 39-15-3-3=18
8 28 76 3 24 76-28-3*8=24
9 28 48 4 12 48-28-4-4=12
10 14 36 8 6 36-14-8-8=6

 

Обработка результатов.

1. Задачи 1-5 называются установочными, они решаются только одним способом - сложным.

2. Задачи 6, 7, 9, 10 называются критическими т.к. решаются 2-мя способами простым и сложным.

3. Задача №8 - индикатор ригидности и флексибильности (гибкости) мышления. Она решается одним способом - простым.

4. Решение 6, 7 задачи сложным способом свидетельствует о чувствительности к установке.

5. Решение 9, 10 задачи сложным способом свидетельствует о прочности установки у испытуемого.

Вывод: в результате опыта у И. выявляется ригидность мышления, чувствительность к установке и прочность выработанной установки.

 

Опыт №7.

Крылов, с.145.

Вводные замечания.

Противоположное качество ригидности – лабильность скорость перестройки мыслительных процессов при последовательном переходе от решения одной задачи к другой.

Для определения лабильности мышления используется методика               «Словесный лабиринт».

Показанием лабильности (подвижности) мышления в этой методике выступает время, затраченное испытуемым на решение каждого из 5 лабиринтов. Предполагается, что увеличение временных показателей, неравномерность по отношению друг к другу, свидетельствует о трудностях переключения с одного способа решения на другой (ригидность).

Наоборот, низкие временные показатели и равность по отношению друг к другу свидетельствуют о легкой переключаемлсти с одного способа решения на другой (лабильность).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: