1. И. сравнивает свои ответы с правильными:
- если в наличии необходимый набор признаков –2 балла;
- менее точные ответы –1 балл;
- случайные, субъективные признаки – 0 баллов.
2. Э. подсчитывает общее количество баллов.
Критерии оценок.
16 б. и меньше– низкий результат
17 – 21 б. – ниже среднего
22 –26 - средний
27 – 31 - выше среднего
32 – 36 - высокий
Вывод. У И. в ходе исследования был выявлен высокий (средний) уровень понятийного аппарата (указать количество баллов).
Опыт №5 (стр. 108 Петровский)
Цель: выяснение трудностей, возникающих в процессе определения понятий.
Оборудование: ряд понятий: учебник, библиотека, микроскоп, новатор, педагог, восприятие.
Ход работы.
1. Работа в парах.
2. Э. предлагает И. дать определение шести понятиям.
3. И. в письменном форме даёт определение понятию
4. Э. анализирует данные И. по схеме.
Выполнение работы.
Протокол.
Ф.И.О. Савченко В.С. Возраст 18 лет
Дата 15.09. 03 Время 1230
|
|
№ | Понятие
| Определение понятия | ||||
Родовое понятие | видовое отличие | замена опред-я понятия описан. | ||||
1 | Учебник | + | + | 0 | ||
2 | Библиотека | + | + | 0 | ||
3 | Микроскоп | - | - | + | ||
4 | Новатор | + | + | 0 | ||
5 | Педагог | + | + | 0 | ||
6 | Восприятие | + | + | 0 | ||
Учебник – книга для обучения.
Библиотека – здание где хранятся книги, журналы, газеты, место для поиска нужной информации.
Микроскоп – прибор для увеличения размеров объекта, инструмент для изучения бактерий.
Новатор – личность, вводящее что-то новое в культуру, хозяйство.
Педагог – профессия человека.
Восприятие – свойство человека, для познания окружающего мира, способность отражать предметы и явления.
Вывод: В ходе исследования у И. не возникает трудностей в процессе определения понятий.
Индивидуальные особенности мышления.
Индивидуальные особенности мышления – это результат развития ума в процессе жизни, познание действительности в процессе обучения.
На процессы и результаты мышления влияют:
Ø тип высшей нервной деятельности;
Ø соотношение первой и второй сигнальных систем.
Особенности индивидуального мышления проявляются в разных соотношениях видов, форм, операций мыслительной деятельности.
Важнейшими качествами мышления являются:
С амостоятельность мышления – умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.
Инициативность – постоянное стремление самому искать и находить пути и свойства разрешения задачи.
Глубина – способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности.
|
|
Широта – способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями.
Быстрота – скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей.
Оригинальность – способность производить новые идеи, отличные от общепринятых.
Гибкость – умение изменять намеченное решение, находить наилучшее решение поставленных задач.
Критичность – объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения. Это дисциплинированный ум, в нём заложены предпосылки для творческой, новаторской деятельности.
Торопливость – непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.
Стиль умственной деятельности характеризуется сочетанием различных качеств ума, устойчивым их проявлением при решении различных задач.
Опыт №6.
Петровский, с.116.
Опыт №6 (стр.116 Петровский)
Ригидность мышления – заторможенность, негибкость, неподатливость мышления, трудность приспособления к меняющимся условиям, затруднённость переключения мышления на новые способы и правила выполнения программы деятельности.
Из 3-х видов ригидности – когнитивной (познавательной), аффективной (эмоциональной) и мотивационной – особое значение для исследования мышления имеет когнитивная ригидность.
Цель: выявление особенностей проявления ригидности мышления при решении арифметических задач.
Оборудование: секундомер, условия арифметических задач.
Ход работы.
- Работа группой.
- Э. просит И. решить 10 арифметических задач.
- Условия задач:
«Даны 3 сосуда, емкость которых разного объема. Как отметить требуемое количество жидкости с помощью 3-ёх сосудов (на сосудах нет никаких делений).
- Задачи решаются письменно.
- На решение задачи дается не более 2-х минут.
Выполнение работы.
№ задачи | Условия задачи | Требуемое кол-во воды. | Решение задачи | ||
1 | 2 | 3 | |||
1 | 14 | 59 | 10 | 25 | 59-14= 45-10=25 |
2 | 14 | 163 | 25 | 99 | 163-25-25-14=99 |
33 | 28 | 43 | 10 | 5 | 43-28-10=5 |
4 | 31 | 61 | 4 | 22 | 61-31-4-4=22 |
5 | 18 | 59 | 7 | 27 | 59-18-7-7=27 |
6 | 23 | 49 | 3 | 20 | 49-23-3-3=20 |
7 | 15 | 39 | 3 | 18 | 39-15-3-3=18 |
8 | 28 | 76 | 3 | 24 | 76-28-3*8=24 |
9 | 28 | 48 | 4 | 12 | 48-28-4-4=12 |
10 | 14 | 36 | 8 | 6 | 36-14-8-8=6 |
Обработка результатов.
1. Задачи 1-5 называются установочными, они решаются только одним способом - сложным.
2. Задачи 6, 7, 9, 10 называются критическими т.к. решаются 2-мя способами простым и сложным.
3. Задача №8 - индикатор ригидности и флексибильности (гибкости) мышления. Она решается одним способом - простым.
4. Решение 6, 7 задачи сложным способом свидетельствует о чувствительности к установке.
5. Решение 9, 10 задачи сложным способом свидетельствует о прочности установки у испытуемого.
Вывод: в результате опыта у И. выявляется ригидность мышления, чувствительность к установке и прочность выработанной установки.
Опыт №7.
Крылов, с.145.
Вводные замечания.
Противоположное качество ригидности – лабильность – скорость перестройки мыслительных процессов при последовательном переходе от решения одной задачи к другой.
Для определения лабильности мышления используется методика «Словесный лабиринт».
Показанием лабильности (подвижности) мышления в этой методике выступает время, затраченное испытуемым на решение каждого из 5 лабиринтов. Предполагается, что увеличение временных показателей, неравномерность по отношению друг к другу, свидетельствует о трудностях переключения с одного способа решения на другой (ригидность).
Наоборот, низкие временные показатели и равность по отношению друг к другу свидетельствуют о легкой переключаемлсти с одного способа решения на другой (лабильность).