ОПЫТ 22 (стр. 117, Щербаков)

Определение объёма внимания на словесном материале (прямой метод).

ОПЫТ 23 (стр. 118, Щербаков)

Определение объёма внимания на цифровом материале (косвенный метод)

Распределение внимания —одновременное успешное выполнение двух и более видов деятельности.

Высокий уровень распределения внимания — обязательное условие успешного выполнения многих видов деятельности: в работе операторов, водителей, педагогов.

Распределение внимания зависит от ряда условий:

- сложно совмещать два вида умственной деятельности,

- успешно распределение внимания при выполнении двигательной и умственной деятельности,

- основным условием успешного распределения внимания является автоматизация одного из видов деятельности.

Умение распределять внимание формируется в процессе овладения деятельностью, может быть развито путем упражнения и накопления навыков.

  ОПЫТ 24 (стр.59, Петровский)

 Исследовать особенность распределения внимания методом корректурной пробы.

Устойчивость внимания — длительное сосредоточение на объекте или явлении.

Показатель устойчивости — высокая продуктивность деятельности в течение длительного периода времени.

Условия сохранения длительного сосредоточения внимания:

- изменчивость, подвижность объекта внимания, так как все однообразное снижает внимание;

- увеличение сложности объекта. Сложные объекты вызывают активную мыслительную деятельность. Сложность должна быть оптимальна, в противном случае наступает утомление и ослабление сосредоточения.

- интерес к деятельности: чем она больше увлекает, тем длительнее сосредоточение;

- осознание важности, значимости выполняемой работы,

- активность личности (внешняя – практические действия с объектами, внутренняя – решение мыслительных задач, требующих сосредоточения);

- постановка задач и, их решение;

- выделение новых свойств, качеств объекта;

- раскрытие содержания, установление связей.

Устойчивость внимания не означает статичность, а связано с динамическими характеристиками внимания.

ОПЫТ 25 (стр.54 Петровский)

Изучить устойчивость и распределение внимания.

Концентраци я внимания — способность субъекта сохранять сосредоточенность внимание при наличии помех.

Оценку концентрации внимания производят по интенсивности помех. 

ОПЫТ 26 (стр.122 Щербаков)

Изучить концентрацию слухового внимания.

Переключение внимания — преднамеренный переход от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому.

Показатели переключения внимания:

- время, затраченное на переход от одной деятельности к другой;

- продуктивность работы — объем работы или время выполнения определенного по объему материала, по сравнению с деятельностью без переключения внимания;

- качество и точность работы (её безошибочность или наличие ошибок, обусловленных переключением).

Переключение бывает:

 --полное, завершённое

--неполное, незавершённое.

При неполном переключении человек, приступив к выполнению новой работы, не полностью отключается от предыдущей. Тормозящее влияние предыдущей деятельности может проявляться в том, что новая работа выполняется по правилам, отвечающим специфики старой.

Успешность переключения зависит от ряда условий:

1. Переключение связано с особенностями предыдущей и последующей деятельности:

- снижается успешность при переходе от лёгкой деятельности к трудной;

- чем интереснее предшествующая деятельность и чем менее интересна последующая, тем труднее происходит переключение;

- переходить к новой деятельности значительно труднее, если не завершена предыдущая;

- при глубоком сосредоточении на предыдущей деятельности переключение достигается с большим трудом.

2. Переключение зависит от правильно поставленной цели новой деятельности, её ясностью и четкостью.

3. Переключение зависит от индивидуальных особенностей (некоторые люди быстро и легко переходят от выполнения одной деятельности к другой, для других подобный переход требует длительного времени и затраты значительных усилий). Это связано с особенностями нервных процессов.

4. Рациональное переключение внимания в учебном процессе (смена различных учебных предметов в течение школьного дня, последовательность в изучении материала, смена видов и форм активности учащихся) для поддержания необходимого уровня работоспособности.

Наряду с переключением внимания выделяют его отвлечение.

Отвлечение внимания — непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для успешного выполнения деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: