Информация об авторе материала.
ФИО: Чичиль Ольга Владимировна
Название ОУ, в котором работает автор: Енакиевский политехнический техникум
Должность: преподаватель физики
Квалификационная категория: 1 квалификационная категория.
Цель занятия: обнаружить и углубить знание учеников о пространстве и времени; раскрыть содержание основных положений СТО, познакомить с выводами СТО и опытными фактами, которые подтверждают их; дать понятие релятивистской энергии и ее связи с массой тела; развивать у студентов абстрактное мышление, интеллект, логику, формировать умение сравнивать и анализировать физические понятия; воспитывать интерес к предмету и современной науке.
Методы: по источнику получения знаний – словесный (лекция, работа с книгой), наглядный (презентация Power Point «Специальная теория относительности Эйнштейна», схема «Механика», таблица «СТО»), практический (тестовые задания, «Верю - не верю», задачи); по характеру познавательной деятельности – объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
|
|
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Вид занятия: лекция.
Тип занятия: лекция – визуализация.
Междисциплинарные связи.
Дисциплины, которые обеспечивают. Математика (Степенная функция).
Дисциплины, которые обеспечиваются. Астрономия (Строение Солнечной системы. Строение Вселенной. Понятие о космологии.)
Обеспечение занятия.
1. Наглядные пособия:
Презентация Power Point «Специальная теория относительности Эйнштейна»;
Схема «Механика»;
Фотографии А. Эйнштейна.
2. Раздаточный материал:
Тесты;
Таблица «СТО»;
Карточки для игры «Верю - не верю»;
Задачи.
Технические средства учебы: компьютер.
Эпиграф:
Теория относительности Эйнштейна - это Акрополь человеческой мысли.
Л. Купер
Ход и содержание занятия.
Организационная часть.
Приветствие. Эмоционально – психологический настрой на занятие.
Я рада видеть вас сегодня на занятии, надеюсь, что вы будете активны, внимательны, а время пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным.
Информация об отсутствии и записи в журнале.
Проверка подготовки студентов и аудитории к занятию.
2. Актуализация опорных знаний (тестовый опрос)
Мотивация учебной деятельности.
Сегодня на занятие я пришла не одна. Со мной таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он, откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю определить его имя.
|
|
«Узнай меня».
1. Какие только списки самых-самых главных людей века не составлялись к концу истекшего столетия, этот человек присутствовал в них непременно.
2. Один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года.
3.. Жил в Германии (1879—1893, 1914—1933), Швейцарии (1893—1914) и США (1933—1955).
4. С шести лет начал заниматься игрой на скрипке, а в гимназии он не был в числе первых учеников.
5. Закончив Политехникум, получил диплом преподавателя математики и физики. Работал в Бюро патентов, занимаясь преимущественно экспертной оценкой заявок на изобретения.
6. Свою общую теорию относительности закончил в 1915 году, но мировая известность пришла к нему только в 1919 году.
7. Был убеждённым демократическим социалистом, гуманистом, пацифистом и антифашистом.
Это Альберт Эйнштейн.
Мы настолько привыкли к свойствам окружающего пространства и времени, что даже не задумываемся над значением этих терминов. Сегодня мы попробуем дать определения и вспомнить некоторые свойства пространства и времени, совершим путешествие в теорию относительности, ее историю, попробуем определить ее место в жизни, а также в развитии современной науки.