1. После занятий несколько ________________________(новые студенты) поехали в Кремль на экскурсию.
2. На Красной площади было много ___________________ (народ).
3. Вокруг собора Василия Блаженного собралось немало __________________ (молодёжь).
4. Несколько ______________ (минута) молодые люди стояли и слушали экскурсовода.
5. В этой комнате нельзя заниматься: здесь мало ____________________ (дневной свет).
6. Чтобы хорошо отдохнуть, нужно немало ________________ (деньги).
7. В концерте участвовали несколько _____________________ (известный артист).
8. На столе столько ________________________ (новый учебник), сколько ______________ ______________________ (студент и преподаватель) в аудитории.
9. В Карпатах много __________________________ (туристская база).
10. На Сахалине много __________________________________ (полезные ископаемые).
11. На Курильских островах множество _________________________ (горячие ключи).
12. У ваших товарищей было больше _______________ (мебель) и больше _______________ (вещь), чем у вас.
13. Вчера на концерт пришло больше _____________________ (народ), чем сегодня.
14. Поменьше ____________ (соль), поменьше ______________ (сахар) – это совет моего врача.
|
|
5.3 | Склонение неопределённо-количественных числительных много, немного, сколько, несколько, столько |
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
Слова много, немного, сколько, несколько, столько склоняются как числительное одни, или как прилагательные мн.ч. с мягкой основой.
Им.п. | одни часы, много, немного, сколько, несколько, столько студентов |
Род.п. | одних часов, многих, немногих, скольких, нескольких, стольких студентов |
Дат.п. | одним часам, многим, немногим, скольким, нескольким, столькимстудентам |
Вин.п. | им. п. (неодуш.) / род. п. (одуш.) |
Тв.п. | одними часами, многими, немногими, сколькими, несколькими, столькими студентами |
Пр.п. | об одних часах, о многих,немногих, скольких, нескольких, стольких студентах |
Задание 13. Н апишите слова и словосочетания в нужной форме.
1. В аудитории (несколько)____________________(преподаватель) ____________________ и (много) ______________ (студент и аспирант) _________________________________.
2. (Сколько) _______________ (студентка) ______________ нет сегодня на занятии?
3. На выставке они видели (много) ________ (интересная картина) _____________________.
4. Мы сказали об экскурсии (немного) ___________ (наш товарищ) ____________________.
5. Там они встретились со _______________ (много) __________________ (интересный человек).
6. О ____________ (сколько) _______________ (фильм) он рассказал?
Тема 6: | Собирательные числительные |
6.1. | Собирательные числительные двое – десятеро |
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
Собирательные числительные обозначают множество как целостность: двое студентов, трое братьев, четверо детей, шестеро котят, двое кроссовок, трое очков.
|
|
В русском языке собирательные числительные образуются только для чисел первого десятка (от 2 до 10).
Таблица
Количественные числительные (Сколько?) | Суффиксы | Собирательные числительные (Сколько?) |
два | -о- -е- | дв ое |
три | -о- -е- | тр ое |
четыре | -ер- -о- | четв еро |
пять | -ер- -о- | пят еро |
шесть | -ер- -о- | шест еро |
семь | -ер- -о- | сем еро |
восемь | -ер- -о- | восьм еро |
девять | -ер- -о- | девят еро |
десять | -ер- -о- | десят еро |
Примечание: У собирательного числительного чет в еро перед суффиксом появляется формант -в-. У собирательного числительного вос ь меро на месте -е- основы появляется -ь-.
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
Собирательные числительные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро сочетаются с существительными, обозначающими лиц мужского пола и общего рода: двое мужчин, трое лётчиков, четверо инженеров, семеро путешественников, пятеро учёных, шестеро сирот, а также со словами дети, лица и люди: четверо детей, двое известных лиц, трое людей.
Примечание: С существительными, обозначающими лиц женского пола, собирательные числительные не сочетаются, с ними употребляются только количественные числительные. Например: двое братьев / два брата, но две сестры.
Задание 1. Составьте и напишите словосочетания, раскрывая скобки. Цифровые обозначения замените словесными, употребляя собирательные числительные.
2 (мальчик) _________________, 3 (дети) ___________________, 4 (студент) _____________, 5 (сын) _______________, 6 (брат) ___________________, 7 (умница) ____________________, 8 (преподаватель) ____________________, 9 (мужчина) ___________, 10 (ребята) __________.
Задание 2. Составьте словосочетания, раскрывая скобки. Цифровые обозначения замените словесными, употребляя собирательные и количественные числительные. Напишите возможные варианты. Например: 3 (мальчик) трое мальчиков, три мальчика.
2 (студент) ____________________________, ______________________________
2 (студентка) ____________________________, ______________________________
3 (друг) ____________________________, ______________________________
3 (подруга) ____________________________, ______________________________
4 (сын) ____________________________, ______________________________
4 (дочь) ____________________________, ______________________________
5 (мужчина) ____________________________, ______________________________
5 (женщина) ____________________________, ______________________________
6 (брат) ____________________________, ______________________________
6 (сестра) ____________________________, ______________________________
7 (мальчик) ____________________________, ______________________________
7 (девочка) ____________________________, ______________________________
8 (артист) ____________________________, ______________________________
8 (артистка) ____________________________, ______________________________
9 (лётчик) ____________________________, ______________________________
9 (лётчица) ____________________________, ______________________________
10 (школьник) ____________________________, ______________________________
10 (школьница) ____________________________, ______________________________
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
Собирательные числительные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро сочетаются с личными субстантивами, например: двое учащихся.
Задание 3. Составьте словосочетания с собирательными числительными. Слова, данные в скобках, напишите в нужной форме.
Трое (военный) _______________________. Четверо (знакомый) _______________________.
Двое (больной) _____________________. Семеро (отдыхающий) _______________________.
Пятеро (рабочий) ____________________. Шестеро (учёный) _______________________.
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
Собирательные числительные: двое – десятеро сочетаются с существительными, обозначающими молодых / невзрослых (детёнышей) животных: шестеро котят, семеро козлят и т.д. (С существительными, обозначающими взрослых животных, собирательные числительные не употребляются: шесть кошек, семь коз и т.д.).
Задание 4. Составьте словосочетания, раскрывая скобки. Цифровые обозначения замените словесными, употребляя собирательные числительные.
|
|
3 (котёнок) ______________________, 2 (козлёнок) ______________________,
4 (медвежонок) _____________________, 5 (лисёнок) _____________________,
6 (щенок) ______________________, 7 (волчонок) ______________________,
8 (тигрёнок) _______________________.
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
Собирательные числительные: двое – десятеро сочетаются с личными местоимениями, особенно в тех случаях, когда речь идёт о лицах мужского пола.
В сочетаниях личные местоимения могут стоять в родильном падеже (нас было четверо) и в именительном падеже (мы двое знаем об этом).
Задание 5. Напишите личные местоимения в нужной форме.
1. У наших родителей (мы) _______ было четверо. 2. (Вы) _________ двое участвует в этой конференции. 3. В аудитории (они) __________ было пятеро. 4. (Вы) ________ шестеро выполните эту работу.
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
Собирательные числительные типа двое – десятеро сочетаются с неодушевлёнными существительными, не имеющими единственного числа: двое часов, трое очков, четверо брюк, пятеро суток.
Примечание: С существительными типа часы, очки, ножницы, брюки, джинсы предпочтительнее сочетание со словом пара и количественными числительными две пары очков, три пары брюк и т.д.