Задание 6. Составьте словосочетания, раскрывая скобки. Цифровые обозначения замените словами, употребляя собирательные и количественные числительные

 

1. (3) _________ (часы) _______________ или

(3) __________ пары (часы) _________________.

2. (2) _________ (джинсы) _______________ или

(2) __________ пары (джинсы) _________________.

3. (4) _________ (очки) _______________ или

(4) __________ пары (очки) _________________.

4. (5) _________ (ножницы) _______________ или

(5) __________ пары (ножницы) _________________.

 

 

       & ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

При неодушевлённых существительных, называющих парные предметы, собирательные числительные указывают на количество пар: двое рук – одна пара рук, трое кроссовок – три пары кроссовок ит.д.

Примечание: С существительными, обозначающими парные предметы: туфли, ботинки, кроссовки, предпочтительнее сочетание со словом пара и количественными числительными: четыре пары кроссовок и. т.д.

Задание 7. Составьте словосочетания, раскрывая скобки. Цифровые обозначения замените словами, употребляя собирательные и количественные числительные.

 

1. (2) _________ (туфли) _______________ или

(2) __________ пары (туфли) _________________.

2. (3) _________ (ботинки) _______________ или

(3) __________ пары (ботинки) _________________.

3. (4) _________ (кроссовки) _______________ или

(4) __________ пары (кроссовки) _________________.

4. (6) _________ (перчатки) _______________ или

(6) __________ пар (перчатки) _________________.

 

 

       & ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

Собирательные числительные могут употребляться в значении существительных, обозначая при этом как лиц мужского, так и женского пола: В комнате живут трое: моя сестра и две её однокурсницы.

Задание 8. Цифровые обозначения замените словами, употребляя количественные числительные. Как вы понимаете эти выражения?

 

(7) _______________________ одного не ждут. (пословица)

(7) _______________________ по лавкам. (поговорка)

 

 

6.2. Собирательные числительные оба, обе

 

 

       & ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

Собирательные числительные оба, обе отличаются от остальных собирательных числительных:

1) наличием рода (оба здания, оба университета, обе книги);

2) сочетанием с существительными мужского и женского рода (оба мальчика, обе девочки);

3) сочетанием с существительными со значением разнополой пары (супруги, родители) – оба супруга, оба родителя.

 

Задание 9. Составьте словосочетания, правильно употребляя собирательные числительные оба, обе. Раскройте скобки, напишите существительные в нужной форме.

1. _____________________ (стол) _______________________

2. _____________________ (кресло) _____________________

3. _____________________ (ручка) ______________________

4. _____________________ (друг) _______________________

5. _____________________ (студент) _____________________

6. _____________________ (подруга) _____________________

7. _____________________ (студентка) ___________________

 

Задание 10. В данных предложениях напишите собирательные числительные оба /обе.

1. У меня две подруги. _______ они учатся в университете.

2. Моя старшая сестра живёт в Москве, а двое наших братьев живут с родителями на родине. _______ брата школьники.

3. Двое моих друзей очень любят математику. ________ они мечтают учиться на математическом факультете.

4. На письменном столе лежат две тетради. _____ эти тетради нужны мне для работы.

5. В Москве есть два замечательных театра: Большой театр и Малый театр. ______ они находятся в центре Москвы на Театральной площади.

6. Моя комната очень светлая: в ней два окна, и _______ они выходят на юг.

7. В аудитории сидело двое студентов. ________ они что-то читали и писали.

8. Девушка не могла открыть дверь: ________ руки её были заняты.

 

Тема 7: Склонение собирательных числительных
7.1. Склонение собирательных числительных двое – десятеро

 

      

& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

Собирательные числительные двое – десятеро склоняются как прилагательные во мн. ч.: двое, трое склоняются как прилагательные мн.ч с мягкой основой, а остальные числительные как прилагательные с твёрдой основой.

Таблица

Падеж 2 3 4 7 9
Им. двое трое четверо семеро девятеро
Род. двоих троих четверых семерых девятерых
Дат. двоим троим четверым семерым девятерым
Вин.

как Им. или Род.

Твор. двоими троими четверыми семерыми девятерыми
Пр. (о) двоих (о) троих (о) четверых (о) семерых (о) девятерых

 

Примечание: В винительном падеже при неодушевлённых существительных числительные двое – десятеро имеют форму именительного падежа, при одушевлённых существительных – форму родительного падежа.

Задание 1. Напишите данные в скобках собирательные числительные и существительные в нужной падежной форме.

У (двое) _________________ (дети) _____________________,

у (пятеро) ________________ (студенты) _________________,

к (трое) __________________(мальчики) _________________,

к (двое) ________________ (товарищи) ___________________,

не спал (четверо) ________________ (сутки) _______________,

(пятеро) ________________ (ученики) _____________________,

от (десятеро) ________________ (дети) ____________________,

у (трое) __________________ (пассажиры) _________________,

к (четверо) __________________ (больные) ________________,

о (семеро) __________________ (дети) _____________________,

о (восьмеро) __________________ (юноши) _________________,

Задание 2. Напишите данные в скобках слова (словосочетания) и собирательные числительные в нужной падежной форме.

1. Зал был почти пустой. Только впереди сидело (десятеро) ________________ (пожилые люди) ______________________, справа – (трое) ___________ (ребята) ______________, в середине – (пятеро) ______________, и в предпоследнем ряду – (двое) _______________ (влюблённые) _________________________.

2. У (шестеро) __________________ (мои знакомые) _________________________ уже есть последняя модель компьютера.

3. К (семеро) ______________ (туристы) __________________ уже присоединились ещё (трое) ___________________ (студенты) ________________, и теперь в группе – (десятеро) ______________ (туристы) _______________________.

      

Задание 3. Письменно просклоняйте данные словосочетания.

1. И.п. пятеро детей   2. И.п. шестеро друзей
  Р.п.       Р.п.  
  Д.п.       Д.п.  
  В.п.       В.п.  
  Тв.п.       Тв.п.  
  П.п.       П.п.  
3. И.п. восьмеро туристов
  Р.п.  
  Д.п.  
  В.п.  
  Тв.п.  
  П.п.  
7.2. Склонение собирательных числительных оба, обе

 

       & ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

Числительные оба, обе склоняются как прилагательные с мягкой основой во мн. ч.

 

                                                                                                         Таблица

Падеж Мужской и средний род Женский род
Им. об а об е
Род. обо их обе их
Дат. обо им обе им
Вин. об а, обо их об е, обе их
Твор. обо ими обе ими
Пр. (об) обо их (об) обе их

 

Примечание: В косвенных падежах числительные обо, обе различаются только корневыми ударными гласными -о- / -е- (обоих – обеих, обоим – обеим, обоими – обеими).

Задание 4. Раскройте скобки. Собирательные числительные оба, обе напишите в нужной падежной форме. Например: оба (мальчик) мальчика.

1.    ___________ (студент) ________________________,

       ___________ (студентки) ______________________,

       ___________ (преподаватель) ______________________,

       ___________ (депутат) ______________________,

       ___________ (девушка) ______________________,

       нет ___________ (студент) ______________________,

       вижу ___________ (студентка) ______________________,

       сказал ___________ (студентка) ______________________,

       с ___________ (депутат) ______________________,

       с ___________ (студентка) ______________________,

       об ___________ (девушка) ______________________,

       об ___________ (преподаватель) ______________________.

 

2.    ___________ (шкаф) ________________________,

       ___________ (тумбочка) ______________________,

       ___________ (стол) ______________________,

       ___________ (лампа) ______________________,

       на ___________ (шкаф) ______________________,

       на ___________ (стол) ______________________,

       с ___________ (мышка) ______________________,

       коврик для ___________ (мышка) ______________________,

       к ___________ (тумбочка) ______________________,

       держать ___________ (рука) ______________________.




double arrow
Сейчас читают про: