1. (3) _________ (часы) _______________ или
(3) __________ пары (часы) _________________.
2. (2) _________ (джинсы) _______________ или
(2) __________ пары (джинсы) _________________.
3. (4) _________ (очки) _______________ или
(4) __________ пары (очки) _________________.
4. (5) _________ (ножницы) _______________ или
(5) __________ пары (ножницы) _________________.
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
При неодушевлённых существительных, называющих парные предметы, собирательные числительные указывают на количество пар: двое рук – одна пара рук, трое кроссовок – три пары кроссовок ит.д.
Примечание: С существительными, обозначающими парные предметы: туфли, ботинки, кроссовки, предпочтительнее сочетание со словом пара и количественными числительными: четыре пары кроссовок и. т.д.
Задание 7. Составьте словосочетания, раскрывая скобки. Цифровые обозначения замените словами, употребляя собирательные и количественные числительные.
1. (2) _________ (туфли) _______________ или
(2) __________ пары (туфли) _________________.
2. (3) _________ (ботинки) _______________ или
(3) __________ пары (ботинки) _________________.
3. (4) _________ (кроссовки) _______________ или
(4) __________ пары (кроссовки) _________________.
4. (6) _________ (перчатки) _______________ или
(6) __________ пар (перчатки) _________________.
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
Собирательные числительные могут употребляться в значении существительных, обозначая при этом как лиц мужского, так и женского пола: В комнате живут трое: моя сестра и две её однокурсницы.
Задание 8. Цифровые обозначения замените словами, употребляя количественные числительные. Как вы понимаете эти выражения?
(7) _______________________ одного не ждут. (пословица)
(7) _______________________ по лавкам. (поговорка)
| 6.2. | Собирательные числительные оба, обе |
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
Собирательные числительные оба, обе отличаются от остальных собирательных числительных:
1) наличием рода (оба здания, оба университета, обе книги);
2) сочетанием с существительными мужского и женского рода (оба мальчика, обе девочки);
3) сочетанием с существительными со значением разнополой пары (супруги, родители) – оба супруга, оба родителя.
Задание 9. Составьте словосочетания, правильно употребляя собирательные числительные оба, обе. Раскройте скобки, напишите существительные в нужной форме.
1. _____________________ (стол) _______________________
2. _____________________ (кресло) _____________________
3. _____________________ (ручка) ______________________
4. _____________________ (друг) _______________________
5. _____________________ (студент) _____________________
6. _____________________ (подруга) _____________________
7. _____________________ (студентка) ___________________
Задание 10. В данных предложениях напишите собирательные числительные оба /обе.
1. У меня две подруги. _______ они учатся в университете.
2. Моя старшая сестра живёт в Москве, а двое наших братьев живут с родителями на родине. _______ брата школьники.
3. Двое моих друзей очень любят математику. ________ они мечтают учиться на математическом факультете.
4. На письменном столе лежат две тетради. _____ эти тетради нужны мне для работы.
5. В Москве есть два замечательных театра: Большой театр и Малый театр. ______ они находятся в центре Москвы на Театральной площади.
6. Моя комната очень светлая: в ней два окна, и _______ они выходят на юг.
7. В аудитории сидело двое студентов. ________ они что-то читали и писали.
8. Девушка не могла открыть дверь: ________ руки её были заняты.
| Тема 7: | Склонение собирательных числительных |
| 7.1. | Склонение собирательных числительных двое – десятеро |
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
Собирательные числительные двое – десятеро склоняются как прилагательные во мн. ч.: двое, трое склоняются как прилагательные мн.ч с мягкой основой, а остальные числительные как прилагательные с твёрдой основой.
Таблица
| Падеж | 2 | 3 | 4 | 7 | 9 |
| Им. | двое | трое | четверо | семеро | девятеро |
| Род. | двоих | троих | четверых | семерых | девятерых |
| Дат. | двоим | троим | четверым | семерым | девятерым |
| Вин. | как Им. или Род. | ||||
| Твор. | двоими | троими | четверыми | семерыми | девятерыми |
| Пр. | (о) двоих | (о) троих | (о) четверых | (о) семерых | (о) девятерых |
Примечание: В винительном падеже при неодушевлённых существительных числительные двое – десятеро имеют форму именительного падежа, при одушевлённых существительных – форму родительного падежа.
Задание 1. Напишите данные в скобках собирательные числительные и существительные в нужной падежной форме.
У (двое) _________________ (дети) _____________________,
у (пятеро) ________________ (студенты) _________________,
к (трое) __________________(мальчики) _________________,
к (двое) ________________ (товарищи) ___________________,
не спал (четверо) ________________ (сутки) _______________,
(пятеро) ________________ (ученики) _____________________,
от (десятеро) ________________ (дети) ____________________,
у (трое) __________________ (пассажиры) _________________,
к (четверо) __________________ (больные) ________________,
о (семеро) __________________ (дети) _____________________,
о (восьмеро) __________________ (юноши) _________________,
Задание 2. Напишите данные в скобках слова (словосочетания) и собирательные числительные в нужной падежной форме.
1. Зал был почти пустой. Только впереди сидело (десятеро) ________________ (пожилые люди) ______________________, справа – (трое) ___________ (ребята) ______________, в середине – (пятеро) ______________, и в предпоследнем ряду – (двое) _______________ (влюблённые) _________________________.
2. У (шестеро) __________________ (мои знакомые) _________________________ уже есть последняя модель компьютера.
3. К (семеро) ______________ (туристы) __________________ уже присоединились ещё (трое) ___________________ (студенты) ________________, и теперь в группе – (десятеро) ______________ (туристы) _______________________.
Задание 3. Письменно просклоняйте данные словосочетания.
| 1. | И.п. | пятеро детей | 2. | И.п. | шестеро друзей | |
| Р.п. | Р.п. | |||||
| Д.п. | Д.п. | |||||
| В.п. | В.п. | |||||
| Тв.п. | Тв.п. | |||||
| П.п. | П.п. |
| 3. | И.п. | восьмеро туристов |
| Р.п. | ||
| Д.п. | ||
| В.п. | ||
| Тв.п. | ||
| П.п. |
| 7.2. | Склонение собирательных числительных оба, обе |
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
Числительные оба, обе склоняются как прилагательные с мягкой основой во мн. ч.
Таблица
| Падеж | Мужской и средний род | Женский род |
| Им. | об а | об е |
| Род. | обо их | обе их |
| Дат. | обо им | обе им |
| Вин. | об а, обо их | об е, обе их |
| Твор. | обо ими | обе ими |
| Пр. | (об) обо их | (об) обе их |
Примечание: В косвенных падежах числительные обо, обе различаются только корневыми ударными гласными -о- / -е- (обоих – обеих, обоим – обеим, обоими – обеими).
Задание 4. Раскройте скобки. Собирательные числительные оба, обе напишите в нужной падежной форме. Например: оба (мальчик) мальчика.
1. ___________ (студент) ________________________,
___________ (студентки) ______________________,
___________ (преподаватель) ______________________,
___________ (депутат) ______________________,
___________ (девушка) ______________________,
нет ___________ (студент) ______________________,
вижу ___________ (студентка) ______________________,
сказал ___________ (студентка) ______________________,
с ___________ (депутат) ______________________,
с ___________ (студентка) ______________________,
об ___________ (девушка) ______________________,
об ___________ (преподаватель) ______________________.
2. ___________ (шкаф) ________________________,
___________ (тумбочка) ______________________,
___________ (стол) ______________________,
___________ (лампа) ______________________,
на ___________ (шкаф) ______________________,
на ___________ (стол) ______________________,
с ___________ (мышка) ______________________,
коврик для ___________ (мышка) ______________________,
к ___________ (тумбочка) ______________________,
держать ___________ (рука) ______________________.






