Задание 6. Напишите данные в скобках слова в нужной форме

1. (Стоять) ______________________ несколько (дом) _______________________________;

2. (Пройти) ______________________ много (день) __________________________________;

3. (Прийти) ______________________ несколько (подруга) ___________________________;

4. (Висеть) ______________________ немало (картина) ______________________________;

5. (Прийти) ______________________ мало (народ) _________________________________;

6. (Лежать) ______________________ немного (тетрадь) _____________________________;

7. (Собранный) _____________________ достаточно (материал) _______________________.

       & ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

Слово сколько вопросительное.

1. Для вопроса о количестве лиц, предметов, явлений, событий в русском языке используется слово Сколько (в сочетании с существительными в родительном падеже мн.ч.: Сколько столов, стульев, кроватей, ламп и тумбочек в его комнате? Сколько окон и дверей в вашей аудитории?

Существительные, имеющие форму единственного числа в сочетаниях со словом Сколько употребляются в форме родительного падежа ед.ч.: Сколько времени сейчас?

Сказуемое в вопросительном предложении со словом Сколько стоит в форме единственного числа в настоящем и будущем времени, а в прошедшем времени в среднем роде: Сколько там было / будет студентов? Сколько книг стоит / будет стоять / стояло на полке в шкафу?

В форме множественного числа сказуемое может стоять в сочетании с одушевлёнными существительными мужского и женского рода.

 

2. Вопрос со словом Сколько может строиться по двум образцам:

1) в конце предложения стоит обстоятельство или дополнение:

Сколько книг лежит на столе?

Сколько братьев у Петра?

2) в конце предложения стоит имя количественно определяемого предмета:

Сколько на столе лежит книг?

Сколько у Петра братьев?

 

3. Личное местоимение «не любит» стоять в конце предложения, то есть вопросы с личным местоимением обычно строятся по второму типу: Сколько у тебя тетрадей?

Задание 7. Составьте и запишите вопросы по образцу.

                  

Образец:   На столе стоит одна ваза.

                   – Сколько ваз стоит на столе?

              – Сколько на столе стоит ваз?

1. На столе стоит 22 книги.

___________________________________________

___________________________________________

2. В сумке лежат 7 тетрадей.

___________________________________________

___________________________________________

3. В группе 21 студент.

___________________________________________

___________________________________________

4. В комнате 1 окно.

___________________________________________

___________________________________________

5. В аудитории несколько студентов.

___________________________________________

___________________________________________

 

Задание 8. Составьте и запишите вопросы к данным предложениям.

1. У меня 3 сестры.

___________________________________________

2. Завтра у нас два семинара.

___________________________________________

3. У неё два дедушки и две бабушки.

___________________________________________

4. Она выполнила 4 задания.

___________________________________________

5. Он купил несколько тетрадей.

___________________________________________

 

 

       & ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

Словосочетания со словами сколько, столько могут иметь значение много:

Сколько цветов! (= много); Столько воды натекло. (= много).

Такое же значение имеют сочетания со словом немало:

У него немало хороших друзей.

Задание 9. Раскройте скобки, напишите существительные в нужной форме и составьте словосочетания, заменяя слово много неопределённо-количественными числительными: сколько, столько, немало.

1. Много ______________________ (зачёт) _______________________________;

2. Много ______________________ (машина) _______________________________;

3. Много ______________________ (студент) _______________________________;

4. Много ______________________ (человек) _______________________________;

5. Много ______________________ (дело) _______________________________.

 

 

       & ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

В разряд неопределённо-количественных, помимо слов много, мало, немного, немало и др. входят также неопределённо-количественные существительные. Они могут означать или неопределённо большое количество: бездна, масса, пропасть, груда, тьма, уйма и др., например: бездна забот, масса людей; или неопределённо малое количество: горсть/горсточка, крошка/крошечка, капля/капелька, чуточка и др., например: горсть/горсточка муки, риса; крошка/крошечка хлеба и др.

       Примечание: В разговорной речи широко употребительны фразеологические (устойчивые) сочетания со значением неопределённо большого или неопределённо малого количества: видимо-невидимо, полным-полна, забот полон рот, тьма-тьмущая, мал мала меньше, чуть-чуть и др.

Задание 10. Напишите словосочетания, заменяя неопределённо-количественные существительные словами много, немного, мало, немало.

1. Масса знакомых – ______________________________________________;

2. Уйма родственников – ______________________________________________;

3. Куча дел – ______________________________________________;

4. Тьма проблем – ______________________________________________;

5. Чуточка внимания – ______________________________________________;

6. Большинство подруг – ______________________________________________;

7. Меньшинство работников фирмы – __________________________________________;

8. Множество чисел – ______________________________________________;

9. Часть экскурсантов – ______________________________________________;

5.2. Сочетание неопределённо-количественных числительных много, мало, немного, немало и др. с прилагательными, притяжательными местоимениями и причастиями

 

 

       & ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

После неопределённо-количественных числительных много, мало, немного и др., если числительное употреблено в именительном падеже, прилагательное, притяжательное местоимение и причастие ставится в родительном падеже множественного числа, независимо от рода существительных, с которыми они согласуются, например: В Москве появилось несколько новых, недавно открытых музеев и выставок.

Задание 11. Раскройте скобки, напишите словосочетания в нужной форме.

1. Несколько ______________________________________(серьёзная ошибка);

2. Немало ______________________________________(интересное место);

3. Много ______________________________________(контрольная работа);

4. Мало ______________________________________(решённая задача);

5. Столько ______________________________________(китайская студентка);

6. Сколько ______________________________________(мой новый товарищ);

7. Немного ______________________________________(новый открытый магазин).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: