Компонента личности аутоагрессивного ребенка по А.А.Реану

Введение

   

Наиболее острой проблемой современного общества является рост числа детей, нуждающихся в той или иной степени в социальной и психологической помощи. Социально-экономическая ситуация в нашем обществе такова, что даже взрослые не всегда справляются с жизненными трудностями, поэтому в нужный момент рядом с ребенком может не оказаться взрослого, способного помочь, услышать и поддержать ребенка, разрешить проблему. При этом дети, не находя нужной помощи все больше отстраняются от взрослых, стараются скрыть свои переживания, находят другие, не всегда конструктивные, способы снижения уровня своих эмоциональных переживаний. Поэтому с каждым годом проблема выявления детей, нуждающихся в помощи и проведение профилактической работы с данной категорией детей становиться все актуальней.

К сожалению, отсутствие четких критериев, формулировок и механизмов работы с такими детьми не позволяет школам подходить к решению данной проблемы системно, объединив усилия всех имеющихся в школе специалистов. Каждая школа подходит к решению данной проблемы по-своему, и не всегда усилия классного руководителя, социального педагога, психолога, других специалистов согласованы, не всегда ясны целевые ориентиры в работе с конкретным ребенком. Зачастую педагоги, и даже родители, видя «проблемного» ребенка направляют его к специалистам по принципу «нате вам черненького, дайте нам беленького». В итоге при большом количестве проведенных в школе мероприятий, результат работы не очевиден.

Поэтому в данной работе нами предприняты попытки создать систему работы по выявлению детей и механизму работы с детьми «группы риска». За основу были взяты методические рекомендации для социальных педагогов Нижегородского управления образования авторского коллектива Мокрицкой С.Н., Белозеровой А.В., Чиглинцевой Л.Н, Базилеевой С.Н. Дополнением к данной работе стало описание механизма работы педагога-психолога, классного руководителя, описаны диагностические материалы по выявлению детей группы риска для социального педагога и педагога-психолога. Данные методики апробированы в течение нескольких лет, позволяют расширить спектр изучения особенностей ребенка, его семьи, его окружения.

 


Основные проблемы постановки детей
на учет в «группу риска»

 

Основными проблемами выявления детей «группы риска» являются:

1. Нечеткость формулировки «дети, нуждающиеся в социально-психологической помощи». Под эту категорию сегодня принято относить всех, кто имеет социальные, личностные особенности, дети с девиантным поведением, дети, состоящие на учете в КДН, ПДН, дети с ослабленным здоровьем, дети с проявлениями суицидальных наклонностей и прочее. И в результате в школах у социальных педагогов и психологов получаются огромные списки, доходящие до 60-70% от всей численности учащихся. Понятно, что таким образом невозможно эффективно отработать с каждым ребенком.

 Возможны такие ситуации, когда социальный параметр (неполная семья, малообеспеченная семья и др.) попадают под фактор риска, а отклонений в развитии у ребенка не наблюдается и результаты его психологического обследования в пределах нормы. Можно ли считать такую семью как семью, нуждающуюся в помощи? До какого результата должна проводиться работа, если явных отклонений нет? По каким критериям оценивать эффективность работы?  Но бывает и наоборот, у детей из внешне благополучных семей, могут проявляться эмоциональные и поведенческие проблемы.

2. Нечеткость понятия «группа риска».  Есть разработанное положение и инструкции для постановки на учет в «группу риска» семей, попадающие под критерии «социально-опасная семья», есть основания для определения в «группу риска» детей, состоящих на учете в КДН, ПДН.

 При определении же «группы риска» по психологическим признакам возникает множество вопросов. Как правило, под данную категорию психологи пытаются  отнести детей с проявлением аутоагрессивного поведения, и вся работа сводится к тому, чтобы выявить суицидальные мысли и намерения ребенка и своевременно отработать с ребенком и его родителями. При постановке на учет в этом случае учитываются факторы, прописанные в положениях и методических рекомендациях, среди которых учитывается:

- семейная история суицида (если суициду был подвержен кто-то из близких родственников);

- психологическая травма (развод родителей, перенесенное насилие, смерть близкого);

- дисгармоническое воспитание в семье;

- эмоциональные нарушения (депрессия);

- употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ

- расширенный суицид (высокая степень заражения, повторные)

- психические заболевания (шизофрения)

- приверженность оккультным течениям, деструктивным сектам

В таком случае, не совсем понятно, каким образом учитывать степень родства и сроки давности совершения суицида родственниками, что означает понятие «близкий» родственник, это только родные мама/ папа, брат/ сестра, или это бабушки/ дедушки, тети/дяди тоже?  Важно осознавать, что история суицида и потеря близкого человека это «пожизненный» фактор, означает ли это, что ребенок, придя в школу с такой историей, будет постоянно находиться в группе риска?  И как должна строиться работа с данным ребенком, если отклонений в психологическом развитии не наблюдается?

Школьные психологи не всегда в состоянии определить клинические проявления у ребенка без специальных знаний (признаки шизофрении или клинической депрессии). Насколько это возможно в рамках полномочий школьного психолога и где, гарантия, что влезая в клинические исследования, психолог не нанесет вред ребенку?

В других информационных источниках  можно найти следующие ключевые факторы суицидального поведения:

1. Зависимость самооценки школьников от детско-родительских отношений, отношения в классе, получаемых оценок. Уязвимость, ранимость самооценки и самоотношения. Неадекватно заниженная самооценка. Аутоагрессивное поведение возникает в ответ на изменения значимых отношений. Ощущение себя плохим, никому не нужным, отвергнутым.

2. Перфекционизм (стремление к совершенству). Возможные проявления: манипулятивное поведение (угрозы, истерики, шантажно - демонстративное поведение). Ощущение себя особенным, не таким как все, легко переходящее в чувство неполноценности, дефектности, позора. Чувство «отличия», «инаковости». Напряжение и тревога в школе, вызванная соперничеством, страх строгих родителей. Суицидальное поведение возникает в ответ на «крах», неудачи, плохие оценки.

3. Психотравмирующая ситуация: утрата объекта любви, развод, ссоры с родителями; эмоциональное, физическое, сексуальное насилие; реакция на неуспешность; неприятие классом, унижение, позор.

 4. Примитивные, незрелые реакции на эмоционально значимые события: ярость, обида, стыд, вина, тревога

6. Неумение выражать сильные эмоции с помощью речи или в процессе общения, способствующее отреагированию своих эмоций суицидальными действиями. Поиск помощи у детей происходит, как правило, не словами, а телесными или поведенческими знаками. Крайней формой такого поведения являются суицидальные действия.

 7. Низкая способность переносить болезненные эмоции и нанесение себе телесных повреждений для снижения интенсивности душевной боли.

8. Серьезное нарушение раннего развития личности ребенка, отсутствие любви к себе и своему телу, заботы о защите тела.

Типичные детско-родительские отношения при самодеструктивном поведении
 (по О.Кернбергу):

• «наказующий, оскорбляющий ребенка родитель - плохой, отвратительный ребёнок»,

• «незаботящийся родитель – нежеланный, отвергаемый ребёнок»,

• «жестокий преследователь - беспомощная жертва».

Образ «Я» суицидальных детей таким образом «Я - жертва», либо «Я- отвергаемый».




компонента личности аутоагрессивного ребенка по А.А.Реану

1) характерологический блок (интроверсия, педантичность, демонстративность, депрессивность и невротичность);

2) самоооценочный блок (низкая самооценка);

 3) коммуникативный блок (низкая общительность, застенчивость);

 4) блок восприятия себя и других (позитивность восприятия значимых «других» и негативное восприятие себя).

  Таким образом, можно сказать, что критериальное поле достаточно широкое и практически любое отклонение от общепринятой нормы в поведении ребенка можно рассматривать как фактор, способствующий суицидальному поведению.

Понимая неоднозначность данной проблемы, в свое время было принято решение заменить понятие «дети суицидального риска» на  понятие «дети, нуждающиеся в психологической помощи». Но, в различных классификациях к понятию «нуждающийся в психологической помощи» относят детей по несколько иным критериям:

- дети, не справляющиеся с учебой;

-дети, с нарушениями эмоционально-волевой сферы (страхи, фобии, агрессивность, тревожность, пассивность, гиперактивность и пр.)

- дети с проблемами в общении со сверстниками и со взрослыми;

- дети с асоциальным поведением;

- дети с проблемами личностного роста;

- дети с ослабленным здоровьем;

- и другие

  Если учесть, что в основе проявления суицидального поведения лежит чувственная основа, личностное отношение к происходящей вокруг ребенка реальности, категории детей, отнесенных к нуждающимся в помощи, это своего рода почва для возникновения суицидальных мыслей и намерений. И система профилактической работы должна строиться именно на данных факторах. В этом случае и позиция психологической работы должна быть несколько другой и специфика этой работы заключается в том, чтобы выявить эмоциональные переживания ребенка, и именно они должны стать основой для постановки детей на учет, а социальные факторы в этом случае рассматриваются как дополнительная информация. 

 При учете всех факторов риска могут получиться очень большие списки детей, нуждающихся в психологической помощи. В этом случае целесообразно выделить «зону риска» по определенным критериям, из которой наиболее проблемные дети и семьи могут быть отнесены в «группу риска» (Приложение 1). Зона риска является объектом дополнительного наблюдения, более тщательного анализа, а с детьми группы риска предполагается составление индивидуальной программы и проведение коррекционной работы.

  Далеко не все дети, находящиеся в зоне риска и имеющие проблемы переходят в группу риска! Предотвратить переход детей из зоны риска в группу риска можно при наличии специально созданных условий, главное из которых – сопровождение каждой проблемной детской группы особой программой психолого-педагогической поддержки.

3. Подбор диагностического инструментария так же остается большой проблемой для школьных психологов. Одной из особенностей подросткового возраста является то, что при острой потребности подростка в помощи взрослых, сталкиваясь с множеством проблем, он стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право! Поэтому зачастую приходится констатировать тот факт, что дети, отвечая на различные опросники, намеренно искажают ответы, иногда просто отказываются отвечать, чтобы не раскрывать своего истинного состояния.  В практике мы наблюдает тот факт, что при ежегодном проведении одних и тех же методик у старшеклассников возникает эффект подстраивания под социально желаемые результаты. Дети уже точно знают, как нужно ответить, чтобы его лишний раз не приглашали к различным специалистам. Анализируя последний факт совершения суицида подростком, мы обращаем внимание на то, что результаты диагностик по Айзенку, по методике НСВ-10, по методике Зунге, Зигмонда никаких тревожных фактов не обнаружилось. Получается, что прямой связи результатов тестирования и суицидальными намерениями в этом случае не было.

  До сих пор нет единого мнения по поводу влияния тестовых методик, содержащих прямые вопросы о возможности наличия суицидальных мыслей, желаний и намерений, о наличии депрессивных симптомов, на детскую психику. Могут ли они расцениваться как антисуицидальные, либо они наоборот провоцируют возникновение таких мыслей?

Поэтому очень важно подобрать такие диагностические методики, которые максимально обеспечивали бы объективность и психологическую безопасность для ребенка. В этом случае можно было бы отдать предпочтение проективным методиками, разного рода опросникам по принципу «неоконченное предложение», так как в них больше проявляется внутренний мир душевных переживаний, но в данном случае имеются трудности в объективной интерпретации детских работ. Проективные методики являются лишь основанием для дополнительной работы с ребенком. Поэтому их можно использовать при определении «зоны риска», из которой в ходе дополнительной работы могут выделиться дети, нуждающиеся в психологической помощи. В данном пособии (Приложение №5) предлагаются методики, которые можно использовать кроме тех, что имеются в арсенале каждого школьного психолога. Часть из них авторские, апробированы в течение нескольких лет, часть модифицированные, доработанные.

  


Приложение №1

Классификация детей, находящихся в зоне или группе риска.

Фактор Зона риска Группа риска Методика выявления Исполнитель (кем предоставляется информация) Планируемый результат

Социальный

Неполные, малообеспеченные, многодетные, Педагогически несостоятельные, практикующие насилие семьи Семьи в социально-опасном положении, кризисные ситуации в семье (частые конфликты, развод, противоречивый стиль воспитания) Анкета для родителей, посещение на дому Классный руководитель, соц.педагог Изменение родительской позиции, повышение уровня ответственности родителей за ребенка
Потеря близкого человека, (мама/папа, родные брат/сестра, ресурсный человек) в течение последних 2 лет При наличии эмоциональных нарушений у ребенка Анкета для родителей, Психологическая диагностика Классный руководитель, соц.педагог, психолог Снижение уровня эмоционального переживания по поводу потери близкого человека
Семейная история суицида (мама/папа, родные брат/сестра, ресурсный человек) Срок совершения суицида близкого человека до трех месяцев. После трех месяцев -при наличии эмоциональных нарушений у ребенка Анкета для родителей, Психологическая диагностика Классный руководитель, Психолог Снижение уровня эмоционального переживания по поводу потери близкого человека
Факты физического, психологического, сексуального насилия над ребенком Психологическая травма в результате перенесенного насилия Представление правоохранительных органов, наблюдение и беседы классных руководителей, психологические тесты Классный руководитель Соц. педагог, Психолог Прекращение ситуаций насилия в семье, отработка негативных переживаний ребенка

Педагогический

Школьная неуспешность, оставленные на второй год

При выявленных в результате диагностики эмоциональных нарушений, страхов 

Анализ качества обученности ребенка

Классный руководитель, педагоги-предметники

Повышение качества обученности, снижение уровня тревожности

Дети VII вида обучения
Низкая учебная мотивация Повышение уровня учебной мотивации

Психологический

Деструктивное поведение

Употребление ПАВ, противоправные действия По факту Классный руководитель Выявление причин деструктивного поведение, отработка негативных чувств, прекращение употребления ПАВ
Агрессивное поведение Проективные методики, наблюдение Классный руководитель, психолог Выявление причин агрессивного поведения ребенка, снижение уровня агрессивности
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу Высокий уровень тревожности, депрессивности, Методика Филлипса, Ж.Тейлор, «неоконченные предложения», проективные методики Психолог Снижение уровня тревожности, страхов
Проблемы общения со сверстниками (замкнутость, конфликтность) Дети, отвергаемые сверстниками   Социометрия, наблюдение классных руководителей Классный руководитель Отработка навыков конструктивного общения ребенка со сверстниками
Одаренные дети При низком уровне адаптации в системе отношений Анкета «Самооценка в системе отношений» Классный руководитель, психолог Формирование адекватного отношения к различным сферам действительности

Физический

Дети-инвалиды При наличии эмоциональных нарушений Наблюдение Психологические тесты Родитель, классный руководитель, психолог Снижение уровня негативных переживаний
Дети, часто пропускающие школу по болезни Психосоматические расстройства Мониторинг посещаемости Консультация с родителем, ребенком Классный руководитель Психолог Выявление причины психосоматических расстройств, отработка негативных переживаний
Физические травмы При наличии психоэмоциональных отклонений    Классный руководитель Снижение уровня тревожности по поводу травмы

 

 


Характеристика детей, нуждающихся в
социально-психологической помощи




Одаренные дети.

Одаренность принято определять тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познавательной сферы, психологическим развитием и физическими данными.

В зону риска по признаку одаренности попадают дети с нестандартным мышлением, отличающиеся от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художественными данными и спортивными достижениями, а также те дети, которые проявляют черты лидерского поведения.

Необходимо обратить внимание на трудности, с которыми могут столкнуться одаренные дети в ходе обучения в школе:

- негативное отношение к школе и учебе;

- нарушение отношений с родителями;

- подверженность частым перепадам настроения;

- дух противоречия;

- депрессия;

- низкая самооценка;

- высокая тревожность;

- чувство непохожести на других;

- «гонимость»;

- тенденция к самооправданию;

- перекладывание вины на других;

- недостаток настойчивости;

- неприятие руководства;

- скука;

- неприятие состязаний;

- чувствительность к критике при любви покритиковать других;

- некоторая надменность;

- склонность ставить нереалистические цели и др.

Наличие одной из трудностей или их сочетания является показанием к психолого-педагогическому сопровождению. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: