Промышленность, торговля, Кинешма, Костромская губерния

 

На крутом берегу Волги стоит город Кинешма, славный своей историей, традициями, производством. На сегодняшний день город относится к Ивановской области, но так было не всегда. В 1777 г. в ходе административной реформы, проведенной Екатериной II, Кинешма была выведена из состава Московской губернии и сделана уездным городом Костромского наместничества (позднее губернии). 29 мая 1779 г. указом сената городу Кинешма был пожалован герб [1]. Герб исполнен в виде щита, в верхней части которого на голубом поле изображена галера – принадлежность всех городов Костромской губернии,
а в нижней части на зеленом поле – «два свертка полотна, изъявляющие, что сей город оными проводит знатный торг». Полотняное производство достигло наивысшего расцвета во второй пол. XVIII в. и стало очень выгодным для предпринимателей. Сначала кинешемское полотно сбывалось на внутреннем рынке,
а позднее вывозилось в Петербург, откуда шло за границу, главным образом
в Англию.

Но «полотняный бум» продолжался недолго. В нач. XIX в. по Европе прокатились наполеоновские войны. В них была втянута и Россия. В 1807 г. она присоединилась к континентальной блокаде Англии, порвав с ней дипломатические отношения и прекратив торговлю [2]. Нашествие Наполеона на Россию временно дезорганизовало хлопчатобумажную промышленность и Московской губернии. Центр полотняного производства переместился во Владимирскую, Ярославскую и Костромскую губернии. Роль Кинешмы снова возросла [3]. Этому способствовало ее выгодное географическое положение. Хлопок с юга доставлялся по Волге, по ней же вывозилась готовая продукция. В 1837 г. в Костроме состоялась первая губернская промышленная выставка. Кинешемский уезд был представлен на ней изделиями изо льна, хлопка и кожи.

Хотя до революции город был невелик, торговля в нем шла бойко. Два раза в год в Кинешме проходили ярмарки: одна в июне – Тихоновская, которая продолжалась меньше недели, другая – Крестовоздвиженская – начиналась
1 сентября и продолжалась вплоть до октября. Особенно популярны и богаты товарами были осенние ярмарки, на которые съезжались купцы из Судиславля, Костромы, Ярославля, Юрьевца и Пучежа.

Требованиям торговли соответствовала и архитектура Базарной площади. На ней стояли три каменных корпуса, в которых помещались торговые ряды
и множество деревянных лавок. Специально для ярмарок каждый год строились питейные дома, балаганы для приезжих купцов и разных увеселительных представлений. Открывались ярмарки торговлей полотнами ручного и фабричного производства. На ярмарку приезжали окружные купцы, преимущественно вичугские. Купцы располагались в лавках, продавцы со своими коробками около них. Часов в 10 утра начинался торг: купцы открывали свои лавки, и крестьяне, взяв на головы куски полотен, осаждали покупателей. Бойко шла торговля посудой: хрустальной, фарфоровой, фаянсовой и самой распространенной – глиняной. Среди горшков, ваз, чайников, чашек, салатниц стояли фарфоровые фигурки танцующих пар – пастухов и пастушек, дам, натягивающих чулки на стройные ножки. Деревянная посуда продавалась на воздухе. Лежала она обычно на рогожах. Возле торговых рядов можно было увидеть горы корзин, корыт, лукошек, сит, которые в изобилии производились в Кинешемском уезде.

Галантерейными лавками на Базарной площади в начале XIX в. владели местные купцы Пронин, Автономов и Гурылев. Торговали галантереей и костромичи. Лавки с чаем и сахаром держали купцы из Ярославля. Из Судиславля привозили сукна, шелковые, бумажные, шерстяные изделия. Особой популярностью на ярмарках пользовались лавки с куклами. Каких игрушек здесь только не было! Медведи, прыгающие на задних лапах, барабанщики, готовые ударить в свой инструмент по первому требованию покупателя, маленькие швейные машинки для рукодельниц и, конечно же, куклы – фарфоровые с огромными нарисованными глазами, с пышными прическами или косичками, в шелковых платьях с кружевными оборочками.

Но самой значительной в городе и уезде была хлебная торговля. Именно хлебом была наполнена большая часть деревянных лавок в каменных торговых рядах [4]. Велась бойкая торговля рожью, овсом, ячменем, горохом, причем цены были очень низкие. Хлеб доставлялся с волжского низовья в барках, мокшанах, расшивах. Эти деревянные суда густо стояли на кинешемской пристани. Кинешемский уезд поставлял в торговлю в изобилии всякой дичи.

Продукция сельского хозяйства, дрова, сено, бочки и ушаты, домашняя утварь – всем полна была Базарная площадь. Население города и уезда в ярмарочные дни запасалось на целый год тем, чего нельзя было купить в обычное время. В «гулящие» среды или воскресенья на Базарную площадь съезжались чаще не для покупок, а чтобы погулять, выпить, пощелкать орешков, знакомых повстречать и показать себя. Ярмарки притягивали к себе бродячих ремесленников – «холодных» сапожников, чинивших обувь прямо «с ноги», точильщиков, уличных парикмахеров. Ярмарка не мыслилась без церковных обрядов. Да и как иначе, если религиозное чувство пробуждал весь уклад жизни. Появившись на ярмарке, купец первым делом отправлялся ставить свечку Николаю-угоднику и благодарить за то, что спас в пути: на Волге все время шалили разбойники, да и «посуху» идти было небезопасно. Накануне ярмарки ходили
в церковь. Набожность была неотъемлемой чертой ярмарочных торговцев. Без обмана, плутней дело не мыслилось. Но обманув и согрешив, купец спешил замолить неблаговидный поступок.

Росли торговые обороты. Богатели купцы, и только бедный люд по-прежнему страдал и мучился. От купеческой жадности Кинешма потерпела однажды страшный урон. Это произошло в жаркий летний день 15 августа 1890 г. Был церковный праздник Успение. На большом и богатом базаре скопилась масса народу. Торговля шла бойко. Купчиха Сорокина быстро распродала с утра свои свежие булки и крендели, а до вечера было далеко. И решила она, что успеет сделать еще одну выпечку кренделей. Ее булочная находилась в узеньком
и тесном Благовещенском переулке. Не остывшие еще печи перекалились,
и вспыхнул пожар. А день стоял ветреный. Огонь перекинулся на ближние дома, соседние улицы и распространился до Никольского моста через Кинешемку. Искры и даже головни летели через Волгу и подожгли деревню Олекино, которая сгорела дотла. Огненный вихрь развил такую скорость и силу, что следы его в виде обгорелых обрывков «дел» из Кинешемского казначейства находили на территории Галичского уезда за многие десятки километров от пожара.

К концу XIX в. среди промышленных предприятий помимо лесопилок
и полотняных фабрик в городе заметно выделялись Гусевская водяная мельница на Кинешемке, и Ларинский маслобойный завод. В 1913 г. в Кинешме и районе насчитывалось уже 8 хлопчатобумажных фабрик, валовая продукция которых за год оценивалась в 15 млн рублей. Производимая на фабриках продукция продавалась главным образом на ярмарках: Нижегородской, Украинской и в центральных губерниях. Часть ее шла за границу. Одновременно в уезде развивались и другие отрасли промышленности, обслуживающие текстильное производство. В 1852 г. на р. Томне был пущен первый в Кинешме химический завод, в 1870 г. на р. Казохе – второй, а в 1872 г. на левом берегу Волги – третий.
В 1889 г. известный в России фабрикант Савва Морозов построил на берегу Кинешемки еще один химический завод. Химические заводы в районе Кинешмы выпускали в основном продукцию, необходимую, прежде всего, для текстильного производства: красители, купорос, квасцы и прочее. Для обслуживания текстильного производства были также построены чугунолитейный завод, деревообделочные и другие промышленные предприятия. Одновременно в уезде развивалось скорняжное, овчинное и сапоговаляльное производство. В. И. Ленин относил Кинешму и Кинешемский уезд к числу важнейших центров фабрично-заводской промышленности Европейской России.

К концу XIX в. Кинешма становится одним из крупнейших текстильных центров России. К 1914 г. в районе Кинешмы насчитывалось уже 68 фабрично-заводских предприятий, на которых было занято около 40 тыс. человек. Рабочий класс Кинешмы пополнялся в основном за счет массы крестьян после реформы 1861 г. и пришедших в город в поисках заработка.

И по сей день в Кинешме остались текстильные производства, химический завод, проводятся и ярмарки. Но размахом, популярностью и разнообразием они значительно уступают своим предшественникам в XIX в. Так что этот век, когда Кинешма входила в состав Костромской губернии, поистине явился временем расцвета для местного производства и торговли.

 











ЛИТЕРАТУРА

1. Мезенин Я. М. Кинешма: Путеводитель-очерк. – Ярославль: Верхне-Волж-
ское кн. изд-во, 1980. – 111 с.

2. Антонов И., Соколов В., Смирнов В. Кинешма // Ивановская газета. –2000. – 28 янв.

3. Потехин А. А. Уездный городок Кинешма. – Иваново: Новая Ивановская газета, 2005.

4. Шлычков Л. Листая времени страницы. Памятники архитектуры Ивановской области. – Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1983.

 

УДК 008

Рогова К. И. [30]

(КГУ, студент, направление подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности», профиль «Художественное проектирование костюма», уровень – бакалавриат)

ИЗ ОПЫТА РЕСТАВРАЦИИ ИКОН
В КОСТРОМСКОМ МУЗЕЕ-ЗАПОВЕДНИКЕ

В статье рассматриваются вопросы о реставрации икон и о профессии художника-реставратора. Даются сведения о видах разрушений и повреждений темперной живописи. Будут представлены основные процессы реставрации, позволяющие вернуть иконе первоначальный облик.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: