Реставрация, икона, художник-реставратор, темперная живопись, укрепление, раскрытие, грунт, тонирование, покрывной лак

 

Слово «реставрация» происходит от латинского слова «restauratio» – восстановление. В широком смысле понятие «реставрация» – это комплекс мероприятий, направленных на сохранение произведения искусства, а так же на максимально возможное выявление его первоначального облика. В узком смысле реставрация означает проведение процессов, которые способствуют достижению оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры и устранению позднейших наслоений с авторской живописи, искажающих авторский замысел и снижающих эстетическую значимость памятника. В ходе реставрации нередко открываются интересные факты из прошлого, о которых могут рассказать многие произведения искусства.

Реставрация икон – это процесс, который требует глубокого понимания времени написания иконы и возможности отнести ее к той или иной школе
и эпохе. Реставратор темперной живописи в совершенстве должен знать технологию иконописного искусства, иконографию сюжетов, свойства материалов
и химических процессов при удалении потемневшей олифы, записей. Реставратор – это своего рода ученый, который постоянно пополняет свои знания, проходит стажировки, посещает семинары и конференции.

Реставрация любого предмета начинается с его изучения, прежде всего, визуального. На каждый предмет заводится реставрационный паспорт, в который заносится сохранность предмета до реставрации. Но визуального осмотра не достаточно. Более детальное изучение произведения искусства проводится на специальном оборудовании. К примеру, когда есть подозрение на запись, проводится исследование иконы в рентгеновских лучах, которые позволяют увидеть авторскую живопись под записью. Если авторской живописи мало, то оставляют икону под записью. Например, если авторская живопись XVII в.
в очень плохой сохранности, а запись XVIII в. подписана автором или представляет художественную ценность, то такие иконы не раскрывают полностью,
а делают только небольшой участок с пробой [1].

По многообразию и тяжелым формам ущерба икона стоит, пожалуй, в ряду наиболее уязвимых видов искусства. Одной из главных причин, которые вызвали такие тяжелые последствия, является использование олифы в качестве покрывного лака. Как лак олифа обладает низкими качествами. Через 50–100 лет олифа темнела, что вынуждало к поновлениям [2].

В зависимости от воздействия тех или иных факторов все виды разрушений могут быть условно разделены на следующие группы: повреждения, возникающие при нарушениях режима хранения под воздействием окружающей среды. Чаще всего это кракелюр и вздутия красочного слоя и грунта. Микробиологические и энтомологические разрушения, такие как поражение плесневыми грибами и бактериями, повреждение древесины жуком точильщиком. Повреждения механического происхождения, к таким повреждениям можно отнести утраты и сколы основы, утраты различных частей основы, расщепы, расхождение досок основы по стыкам, царапины, потертости, выпады, выбоины, сколы красочного слоя и грунта. Повреждения, вызванные загрязнениями поверхности, чаще всего появляются из-за неблагоприятных условий хранения.

Реставрация – это четкий поэтапный процесс, но методика реставрации подбирается к каждому предмету индивидуально. Реставратор строго соблюдает методику, реконструкция живописи проводится в пределах утрат и научно обосновывается. Все проводимые процессы контролируются реставрационным советом, который определяет задание и принимает работы после реставрации.

После исследования и утверждения задания художник-реставратор приступает к процессу укрепления грунта и красочного слоя. Перед укреплением может проводиться антисептическая обработка от плесени (дезинфекция), от жука точильщика (дезинсекция). Укрепление проводится для стабилизации
и прекращения процессов интенсивного разрушения материалов. Проводится при помощи водного раствора рыбьего клея, папиросной бумаги и валика. После нанесения заклейки всю поверхность укрепляемого участка приглаживают теплым утюжком через слой фильтровальной бумаги или листовой фторопласт. Через 7–10 дней профилактическую заклейку удаляют.

После укрепления приступают к процессу раскрытия иконы. Раскрытие – это освобождение иконы от олифы и позднейших наслоений до первоначального (авторского) красочного слоя, является одним из самых ответственных этапов в реставрации. Раскрытие иконы проводится в несколько этапов. От стойкости красок зависит подбор реактивов. Сначала выполняют пробное послойное раскрытие на небольшом неответственном участке. Когда на пробных участках раскрыты все слои, подобраны растворители и установлены режимы их воздействия на олифу и слои записей и прописей, реставратор приступает к раскрытию живописи на всей поверхности. Часто после раскрытия проводится повторное укрепление иконы. Затем готовится реставрационный грунт.

Подведение грунта в местах утрат выполняется небольшим шпателем (скальпелем) или кистью. Для приготовления грунта используют мел и 10 % водный раствор рыбьего клея, состав напоминает сметану, хранится в прохладном месте. По окончании операции излишки грунта с краев обрабатываемого участка убираются влажным тампоном. Тонирование утрат на иконе происходит послойно. Существует несколько способов восстановления красочного слоя: пуантелью (тонирование точечно), заливкой (единым пятном). Для тонировок используются акварельные краски, так как реставрационный процесс должен быть обратимым. Реже тонирование утрат выполняется пигментами на яичной эмульсии. В случае если икона написана маслом тонирование утрат проводится сначала акварелью, а завершается масляными красками. На последнем этапе реставратор наносит лаковое покрытие. Лаковая пленка, нанесенная на произведение, прежде всего, защищает поверхность от неблагоприятных внешних воздействий. Пленка должна быть тонкой, бесцветной, эластичной, устойчивой к атмосферным влияниям и легко обратимой [3].

Иконы требуют к себе особого отношения и правильных условий хранения. Художники-реставраторы сохраняют памятники исторического и культурного наследия русского искусства. Реставратор четко планирует все этапы в голове, а только потом реставрирует предмет руками. Так как способов и методов реставрации много, то нужно выбрать единственно правильный путь, чтобы не навредить предмету, а постараться вернуть ему первоначальный облик.

 

 






ЛИТЕРАТУРА

1.Реставрация станковой темперной живописи: учебник для учащихся реставрационных отделений художественных училищ / под ред. В. В. Филатова. – М.: Изобразительное искусство, 1986. – 264 с.

2. Восстановление памятников культуры (проблемы реставрации) / под ред. Д. С. Лихачева. – М.: Искусство, 1981. – 232 с.

3. Реставрация икон: метод. рек. / под ред. и с ил. М. В. Наумовой. – М.: Изд-во ВXHPЦ им. академика И. Э. Грабаря, 1993. – VII, 226 с., ил.; табл.

 

УДК 94(470) «1946/1950»

Токарева А. С. [31]

(КГУ, аспирант, направление подготовки «Исторические науки и археология», профиль «Отечественная история»)

ВКЛАД КОСТРОМСКИХ РАБОЧИХ
В ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
В ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (1946–1950 ГГ.)

 

После завершения Великой Отечественной войны советские граждане приступили к выполнению четвертого пятилетнего плана восстановления
и развития народного хозяйства на 1946–1950 г. Основные направления пятилетки заключались в том, чтобы реконструировать пострадавшие районы страны, а также довести уровень промышленности и сельского хозяйства до довоенного и затем в значительных размерах превысить его. В законе о четвертом пятилетнем плане говорилось, что требуется «обеспечить первоочередное восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта, без которых невозможно активное и успешное восстановление и развитие всего народного хозяйства страны» [1].

В послевоенные годы развитие страны происходило активными темпами. Например, в 1946 г. объем промышленной продукции составлял 75 % довоенного уровня, то уже в 1948 г. уровень 1940-го был превзойден на 18 %. Четвертый пятилетний план завершен промышленностью СССР досрочно – в 4 года
и 3 месяца. Активное развитие тяжелой промышленности в годы четвертой пятилетки дало возможность полностью восстановить разрушенные во времена войны предприятия легкой и пищевой отраслей, построить ряд новых предприятий, восстановить сельское хозяйство, транспорт и осуществить дальнейший подъем советского производства.

Вместе со всем советским народом активно боролись за восстановление
и развитие народного хозяйства и труженики Костромы и области. За 1946–1950 г. в народное хозяйство всей области за счет средств, выделенных по государственному плану, было вложено 664, 7 млн рублей. На текстильных фабриках города Костромы были проведены грандиозные работы по дальнейшей электрификации, теплофикации, расширению вентиляционных установок, капитальному ремонту производственного оборудования, а также росту широкого ассортимента тканей и повышению их качества. Фабрики и заводы стали выпускать намного больше продукции первым сортом. Производство льняных тканей на костромских фабриках увеличилось почти вдвое – с 21 млн метров в 1945 г. до 41 млн
в 1950-м. Производство хлопчатобумажных тканей за пятилетку выросло на 37 %. Несмотря на это довоенный уровень достигнут еще не был [2].

На костромских предприятиях выросла численность рабочих, улучшилась их производительность труда. Например, на льнокомбинате им. В. И. Ленина производительность труда в прядении повысилась в 1950 г. по сравнению
с 1945-м на 30 %, в ткачестве – на 48,5%. На фабрике «Знамя труда» производительность труда в прядении поднялась за те же годы на 37,2 %, в ткачестве – на 53,6 %. Льнокомбинат имени Ленина в 1950 г. освоил переработку короткого льноволокна, фабрика «Знамя труда» добилась использования низших сортов хлопка, а также оческов высших сортов, которые раньше в прядении не применялись. За счет снижения себестоимости продукции это предприятие сэкономило за пятилетие 11,3 млн рублей [3].

В течение первых послевоенных лет обувная фабрика «X-й Октябрь» не справлялась с государственным планом. Большинство рабочих не выполняли нормы выработки. Была текучка рабочей силы. На производство в основном шла неопытная молодежь. Оборудование в цехах за военные годы достаточно износилась, а трудящиеся страны, начавшие мирное строительство, нуждались в рабочей обуви – яловых сапогах. 1948-й г. в послевоенный период стал переломным для костромских обувщиков. На фабрике вновь с новой силой развернулось социалистическое соревнование. Первым почин подхватили штамповщики, хорошо трудился коллектив раскройщиков. В результате план 1948 г. фабрика выполнила 11 декабря. Это была грандиозная победа обувщиков. Радовало, что возрождалась традиция предвоенных лет, когда предприятие было
в числе передовых в Костроме [4].

На костромском заводе «Рабочий металлист» в военные годы производство экскаваторов было приостановлено. Завод стал выпускать оборонные изделия. Производство экскаваторов было возобновлено только 1944 г. К 1948 г. завод стал специализироваться на выпуске механических канатных экскаваторов. Костромские экскаваторы поставлялись во все бывшие союзные республики и в 43 страны мира, среди них: Франция, Турция, Аргентина, Афганистан, Пакистан и другие. В итоге за годы четвертой пятилетки завод «Рабочий металлист» полностью обновил и значительно увеличил парк металлорежущих станков. Пятилетний план по выпуску экскаваторов он выполнил в кратчайшие сроки. По сравнению с 1940 г. производительность труда на заводе увеличилась
2,5 раза [5].

Таким образом, костромские рабочие внесли большой вклад в восстановление промышленности в послевоенные годы. Немало трудностей было преодолено. Темпы роста были значительны, и большинство предприятий выполнили план четвертой пятилетки.










ЛИТЕРАТУРА

1. Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–1950 гг. – М.: Госполитиздат, – С. 8.

2. Владимирский Н. Костромская область: Историко-экономический очерк. – Кострома: Кн. изд-во, 1959. – С. 219–221.

3. Штальберг П. Путь экономического сырья в ткацком производстве // Северная правда. – 1948. – 13 августа.

4. Шушкалова Л. В. Страницы истории (1916–2016 гг.): Фабрике обуви «КОСФО» – 90 лет. – Кострома, 2008. – С. 28–29.

5. Сорокоумов И. Реконструкция завода «Рабочий металлист» // Северная прав-
да. – 1946. – 5 апреля.

 

УДК 908(470.317)

Шалыгина А. А. [32]

(КГУ, студент, направление подготовки «Технология художественной обработки материалов», уровень – бакалавриат)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: