Живопись, художник, Костромская Область, Кострома, Кустодиев, ярмарки, лубочное искусство

 

Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани, учился в Петербурге, бывал за границей, но в его душе навсегда осталась Костромская губерния, насыщенная колоритом настоящей русской глубинки. Бориса Михайловича всегда привлекали поволжские пейзажи, крестьянский быт, а также ярмарки и народные гуляния, в которых чувствовался истинный дух русского народа. В 1900 г. Кустодиев, путешествуя по Волге, решил сойти с парохода в Кинешемском уезде Костромской губернии, где и знакомится со своей будущей женой Юлией Прошинской, благодаря отношениям с которой, места под Костромой стали родными для Бориса Михайловича. Уже во время своего первого приезда в Семеновское-Лапотное (современное название – Островское) Кустодиев был поражен его природной красотой и самобытностью местных жителей. Поэтому осенью 1901 г. он вернулся в полюбившиеся края, чтобы писать дипломную работу для Петербургской Академии Художеств, в которой он учился в тот период. Источником вдохновения для Бориса Михайловича стала открытая душа жителей и красота этого края. Особенно впечатлил художника яркий сельский базар в селе Семеновское-Лапотное. Художник несколько раз возвращался
в село, чтобы запечатлеть как можно больше деталей. Несмотря на то, что стояла зима с сильными морозами, Борис Михайлович продолжал работу над этюдами, в которых ему удалось увидеть все до последней детали.

Работа над полотном «Базар в деревне» шла около трех лет вплоть до начала 1903 г. В итоге эта грандиозная работа принесла художнику золотую медаль, звание художника и право на двухгодичную пансионерскую поездку за границу. К сожалению, само полотно не сохранилось. «Меня не прельщают Париж, Мадрид и Севилья. Меня тянет в Семеновское-Лапотное», – так писал Кустодиев своему другу В. В. Матэ. Позже Борис Михайлович прямо сказал: «Село Семеновское было моей второй родиной».

В 1905 г. Борис Кустодиев приобрел участок земли у деревни Маурино Костромской губернии (деревня существует и в наши дни), где впоследствии построил двухэтажный дом, напоминающий старинный русский терем, который так и назвали – «Терем» [2]. Кустодиев рассказывал, что наполовину возвел его «своими руками». Сам дом художник не раз изображал на своих картинах, но дорога в «Терем» стала основой еще большего количества его работ. Праздники, базары и ярмарки, увиденные им в пути, были столь богаты эмоциями, что мгновенно вдохновляли живописца. Постепенно художник знакомился со всей губернией. Так, например, сохранился его этюд «Сумерки в Судиславле». Кустодиев полюбил и саму Кострому, поэтому стал бывать здесь довольно часто. Костроме посвящен целый его ряд работ [1]. Для своих полотен Кустодиев заимствовал у жизни исключительно положительные образы. Он отражал поэтическое начало в народной жизни, обходя все мрачное и трагическое. Кустодиев не допускал в свое искусство дождь и грязь, слякоть и ужасающие мостовые – он видел это в жизни, но творить предпочитал образ радости.

«Кострома для Кустодиева – город судьбоносный, – рассказывает хранитель Костромского музея-заповедника Нина Леонтьевна Померанцева. – Здесь он встретил свою любовь – свою жену. И многие искусствоведы считают, что Кострома для художника стала любимым городом» [3]. С тех пор почти на всех картинах как авторский знак присутствуют костромские мотивы. Ярким примером тому является наиболее известная его работа «Масленица», которая сейчас находится в Русском Музее Санкт-Петербурга. «Масленица» в своей красочности и необычности раскрывает идеальный образ народных гуляний. Кустодиев изобразил на этой картине разгар праздничной недели в небольшом отдаленном городке. Из-за любви Кустодиева к праздничным цветам, которые нашли отражение и в «Масленице», его живопись часто называют лубочной. Тем не менее, образы, которые изображает художник, лишены чрезмерного лаконизма и незамысловатости.

Несмотря на собирательность образов и местечек на полотнах Кустодиева, костромской быт и архитектура остаются узнаваемы. Если приглядеться, слева, чуть дальше каруселей, расположены торговые ряды, точно такие же, как в центре города. Чуть поодаль от рядов, справа, мы видим маковки церквей, напоминающих Иоанно-Златоустовскую и церковь Воскресения Христова на Дебре. Также заметна часовня, похожая на ту, что принадлежит церкви Иоанна Богослова. Еще одна известная работа, на которой запечатлены мотивы Костромской губернии, была представлена художником на Всемирной выставке
в Риме в 1920 г. и получила название «Гулянье», на которой Кустодиев раскрывает лиричную красоту костромской набережной с заречными далями. Характерные черты социальных слоев, выписанные художником с трепетом и иронией – жемчужина этой работы. Самолюбование купечества, кокетство барышень, фанфаронство военных музыкантов дополняются тонкой гармонией колорита. Именно эту картину Юлия Евстафьевна Кустодиева передаст в дар Костромскому музею в 1929 г., тем самым закрепив за Костромой статус колыбели творчества Бориса Кустодиева, поскольку «Гулянье» является самым ярким проявлением зрелого «кустодиевского» жанра. Также в 1910 г. были написаны две картины, которые изображают Кострому: это полотна «На Волге» и «Провинция».
С годами Кустодиев меняет свое представление о провинции, но никогда не утрачивает то светлое чувство, которое связывает его с костромской землей.

В 1915 г. Борис Михайлович создал последнюю работу, посвященную полюбившейся Костроме. Это «Прогулка верхом» – своеобразное прощание
с любимыми местами. На ней изображены он и Юлия Прошинская, едущие верхом на лошадях. Композиция этого полотна проста, но она передает мудрую радость слияния человека с природой, а болезнь автора – развившаяся опухоль спинного мозга, из-за которой Борис Михайлович был прикован к инвалидному креслу, усиливает оттенок исповеди в любви к природе, в его творчестве это чувство всегда значительное и философское. После 1915 г. тяжело больной Кустодиев больше не бывал в «Тереме», но до самого конца жизни художник, полный любви к костромскому краю, воссоздавал в своих поздних работах места своей счастливой молодости – Семеновское-Лапотное и Кострому.

Таким образом, на основе исследования творчества Бориса Михайловича Кустодиева, мы выяснили, что Кострома для него имела особое значение. Яркие образы и неповторимый русский дух, который он нашел на просторах Костромской губернии, легли в основу его творчества и позволили художнику оставить такое богатое творческое наследие. Не зря Борис Михайлович незадолго до смерти написал своему другу Н. И. Адельфинскому: «Я прожил в тех местах десять лет и считаю эти годы одними из лучших в своей жизни» [4].

 





ЛИТЕРАТУРА

1. Бочков В. Заветный «Терем» // Костромская быль. – М., 1984. – С. 429–436.

2. Киндяков Б. С. Высоково, Семеновское-Лапотное, «Терем» // Борис Михайлович Кустодиев. Воспоминания о художнике. – Л., 1967.

3. Костромские сюжеты и мотивы в творчестве Бориса Кустодиева [Электронный ресурс] // Костромка.ру. – URL: http://live.kostromka.ru/advertisement/ kustodiev-boris-2074 (дата обращения: 20.05.2019).

4. Саутин Н. А. Борис Михайлович Кустодиев. – Л.: Художник РСФСР, 1987.

 

УДК 008

Павлова М. А. [27]

(КГУ, аспирант, направление подготовки «Культурология»)

 

«ЖИЗНЕННЫЙ МИР» Г. А. ЛАДЫЖЕНСКОГО

В статье рассматривается функциональное предназначение повседневных предметов входящих в состав частного собрания Геннадия Александровича Ладыженского. Анализируется полифункциональность антикварных вещей из коллекции, использование их Ладыженским в разном предназначении. В работах художника вещь могла иметь мемориальное, социально-статусное, эстетическое значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: