УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2020-2021 учебный год
Автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования г. Долгопрудного центра развития ребенка – детский сад №22 «Родничок»
Групп компенсирующего вида (логопедические группы), реализующих примерную адаптированную программу коррекционно-развивающей работы в логопедических группах детского сада для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи с 6 до 7 лет в соответствии с ФГОС Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.
(программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста ФГОС ДО)
Пояснительная записка к учебному плану
Учебный план ОАУ детский сад № 22 разработан в соответствии с:
- Законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании».
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» 2.4.1.3049-13., утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г.
- Письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
· Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249
|
|
АОУ детский сад № 22работает в режиме пятидневной рабочей недели, длительность пребывания детей в детском саду составляет 12 часов: с 07.00 до 19.00. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая.
Учебный план АОУ детского сада №22 разработан на основе:
Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 3-е издание, исправленное и дополненное.
Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи с 6 до 7 лет в соответствии с ФГОС Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.
В ДОУ функционируют:
- 1 группа компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет (1 подготовительная).
Учебный план определяет основные образовательные направления, их распределение по годам обучения с учетом специфики обучения детей с нарушением речи и максимально допустимой нагрузки часов при пятидневном посещении. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности:
|
|
- для детей от 6-ти до 7-ми - не более 25 - 30 минут.
В основу коррекционно-развивающей работы положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе - задачу развития связной речи. Названные задачи решаются концентрически, за счет усложнения и различной сочетаемости упражнений. В то же время на каждом этапе работы выделяются основные цели: формирование нормативного звукопроизношения, просодических средств, устранение фонематического недоразвития и подготовка к звуковому анализу речи.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня подготовительной 1,5 часа. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные
занятия, ритмику и т.п.
Содержание воспитательно-образовательного процесса включает совокупность образовательных областей: «Физическое развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие; «Социально-коммуникативное развитие».
1. «Познавательное развитие»:
- образовательная область «Познание»;
2. «Социально – коммуникативное развитие»:
- образовательная область «Социализация»;
-образовательная область «Труд»;
- образовательная область «Безопасность».
3. «Художественно-эстетическое развитие»:
- образовательная область «Музыка»;
- образовательная область «Художественное творчество».
4. «Физическое развитие»:
- образовательная область «Здоровье»;
- образовательная область «Физическая культура».
5. «Речевое развитие»:
- образовательная область «Коммуникация»;
- образовательная область «Чтение художественной литературы»
Основные задачи коррекционного обучения:
Программа имеет блочно-тематическое построение:
Блок 1 – Фонетика и фонематический слух (старшая и подготовительная к школе группы)
Блок 2 – Формирование навыков звукового анализа (подготовительная к школе
группа)
При отборе программного материала учитывалась структура дефекта детей с ФФНР. Содержание блока № 1 (по фонетике и фонематическому слуху) календарно соответствуют содержанию блока № 2 (по формированию навыков звукового анализа и синтеза). Данные блоки являются неотъемлемой частью каждого занятия по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников подготовительной к школе группы.
Реализация познавательного во всех возрастных группах осуществляется через специально организованные занятия, а так же во время совместной деятельности воспитателя с детьми.
Реализация речевого развития осуществляется через специально организованные занятия, через интеграцию данной области с другими образовательными областями, во время совместной деятельности воспитателя с детьми.
Реализация социально-коммуникативное направления осуществляется за счёт специально организованных занятий с детьми старших групп, в младшей и средней группах реализация данного направления осуществляется в игровой деятельности, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, во время совместной деятельности и через интеграцию с другими образовательными областями.
|
|
Реализация художественно-эстетического направления осуществляется как за счёт специально организованной деятельности детей, так и в свободной деятельности, а также через интеграцию данной области с другими образовательными областями.
Реализация направления физического развития реализуется за счёт специально организованных физкультурных занятий, а также в свободной деятельности.
Педагогам предоставляется право варьировать место организованной образовательной деятельности в педагогическом процессе, интегрируя (объединяя) содержание различных видов организованной образовательной деятельности в зависимости от поставленных целей и задач. Воспитатели и специалисты координируют содержание организованной образовательной деятельности, осуществляя совместное планирование, обсуждая достижения и проблемы отдельных детей и группы в целом.
В середине учебного года (1 неделя января) предусмотрены недельные каникулы здоровья, во время которых проводится непосредственно образовательная деятельность только физического и художественно-эстетического направления.
2. Совместная деятельность взрослого и ребенка - деятельность, которая осуществляется помимо непосредственной образовательной деятельности по всем образовательным областям, а по образовательным областям «Чтение художественной литературы» и «Труд» ежедневно. Это дает возможность снизить учебную нагрузку, реализовывать на практике дифференцированный подход к детям и качественную индивидуальную работу. Регламентация деятельности кружков, привлечение одного ребенка не более чем в двух разноплановых видах деятельности, позволяет избегать физических перегрузок и способствует самоутверждению, раскрытию талантов, всестороннему развитию личности ребенка с учетом его интересов, способностей, возможностей.
|
|
3. Самостоятельная деятельность позволяет детям реализовать свои интересы и потребности, а также само реализовываться в полной мере.
В структуре учебного плана ДОУ выделена инвариантная (базовая) часть, реализуемая через непосредственно образовательную деятельность, и вариативная (модульная) часть, реализуемая через кружковую деятельность.
Инвариантная (базовая) часть Плана занимает не менее 60% от общего нормативного времени, требующего на освоение Программы. В инвариантной части - минимальное количество непосредственно образовательной деятельности, отведенной на реализацию образовательных областей, определенных в приказе Министерства образования и науки РФ от 17.10. 2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Вариативная (модульная) часть Плана занимает не более 40% от общего нормативного времени основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения. В нем отражена специфика ДОУ (социально-личностный приоритет) и реализован социальный заказ на образовательные услуги с учетом специфики национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Часы дополнительных образовательных услуг входят в объем максимально допустимой нагрузки в вариативной части.
Вариативная (модульная) часть 40%
1. | Инвариантная (обязательная) часть 60% | Виды ООД | Количество ООД в неделю | ||||
Старшая группа | Подготовительная к школе группа | ||||||
1.1 | Речевое развитие и познавательное развитие | до 25мин | |||||
Образовательные области | |||||||
Познавательное развитие | ФЭМП | 2 | |||||
Развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с предметным окружением | 1 | ||||||
1.2 | Речевое развитие | ||||||
Развитие речи | 2 | ||||||
Подгрупповые занятия с учителем-логопедом | 4 | ||||||
Подгрупповые занятия с воспитателем | 2 | ||||||
1.3 | Социально-коммуникативное направление | В режимных моментах | |||||
1.4 | Художественно-эстетическое развитие | ||||||
Образовательные области | |||||||
Музыкальная деятельность | Музыка | 2 | |||||
Изобразительная деятельность | Рисование | 2 | |||||
Лепка | 0,5 | ||||||
Аппликация | 0,5 | ||||||
Конструктивно-модульная деятельность | 1 | ||||||
1.5. | Физическое развитие | ||||||
Образовательные области | |||||||
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни |
|
|
|
|
3 | ||
Физическая культура | Физическая культура | ||||||
Итого: | |||||||
2. | Вариативная (модульная) часть 40% | ||||||
Всего: | 14/6 |
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Чтение художественной литературы | ежедневно | ежедневно |
Коррекционно-развивающая работа | ежедневно | ежедневно |
Игровая деятельность | ежедневно | ежедневно |
Общение при проведении режимных моментов | ежедневно | ежедневно |
Дежурства | ежедневно | ежедневно |
Прогулки | ежедневно | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей | ||
Самостоятельная игра | ежедневно | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития | ежедневно | ежедневно |
Оздоровительная работа | ||
Утренняя гимнастика | ежедневно | ежедневно |
Гимнастика после сна | ежедневно | ежедневно |
Гигиенические процедуры | ежедневно | ежедневно |